Найти в Дзене

Реформа «гражданского пособия» в Германии

Об авторе: Марк Кондратьев, м.н.с. Центра европейских исследований ИМЭМО РАН. Одной из важных тем, касающихся социально-экономического развития Германии, в последние месяцы стало реформирование «гражданского пособия» (Bürgergeld), окончательное решение о котором было принято федеральным правительством 17 декабря 2025 г. «Гражданское пособие» было введено предыдущим правительством в 2023 г. и заменило т.н. пособие по безработице II (Arbeitslosengeld II). Тогда изменение системы социального обеспечения представлялось прорывом, сменой парадигмы немецкого социального государства. В действительности, процесс трансформации пособий был намного более постепенным, и реформу 2023 г. нельзя в полной мере назвать революцией в социальной сфере[1]. Однако она была логичным продолжением и развитием политики, основывавшейся на центральной роли человека и уважении его достоинства при поддержании социального благосостояния в стране, а также защите общества от социальных угроз. На сегодняшний день на «гр
used image: Various Visitors enter JobCenter in Germany// Internet
used image: Various Visitors enter JobCenter in Germany// Internet

Об авторе: Марк Кондратьев, м.н.с. Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.

Одной из важных тем, касающихся социально-экономического развития Германии, в последние месяцы стало реформирование «гражданского пособия» (Bürgergeld), окончательное решение о котором было принято федеральным правительством 17 декабря 2025 г. «Гражданское пособие» было введено предыдущим правительством в 2023 г. и заменило т.н. пособие по безработице II (Arbeitslosengeld II). Тогда изменение системы социального обеспечения представлялось прорывом, сменой парадигмы немецкого социального государства. В действительности, процесс трансформации пособий был намного более постепенным, и реформу 2023 г. нельзя в полной мере назвать революцией в социальной сфере[1]. Однако она была логичным продолжением и развитием политики, основывавшейся на центральной роли человека и уважении его достоинства при поддержании социального благосостояния в стране, а также защите общества от социальных угроз.

На сегодняшний день на «гражданское пособие» могут претендовать постоянно проживающие в Германии лица, которые:

  • а) рассматриваются в качестве нуждающихся, т. е. проживают в домохозяйстве, чей доход находится на уровне ниже прожиточного минимума;
  • б) трудоспособны и могут работать не менее 3 часов в день;
  • в) находятся в возрасте от 15 лет до пенсионного возраста.

Кроме того, правом на выплаты пользуются и дети лиц, получающих пособие. Всего на август 2025 г. пособие получали 5,3 млн человек[2]. Из них 3,9 млн считались трудоспособными; большая часть нетрудоспособных (всего – 1,4 млн) – как раз дети из малообеспеченных семей. Среди трудоспособного населения особенно выделяется группа иностранных граждан, чья доля составляет 47% (1,8 млн человек), большая часть из которых представлена украинцами (27% от общего числа иностранцев, получавших данное пособие в середине 2024 г.)[3], которые, находясь в статусе временно защищённых лиц, не могут претендовать на выплаты, полагающиеся беженцам. Отдельно стоит отметить, что «гражданское пособие» как таковое предназначено не для безработных, а для лиц с низкими доходами, однако большинство реципиентов действительно не находятся в трудовых отношениях: работает лишь 800 тыс. (20% от трудоспособных получателей пособия).

Размер «гражданского пособия» с 2024 г. составляет 563 евро (в начале прошлого года выплаты были проиндексированы на 12%), однако выплаты могут быть как увеличены, так и уменьшены в зависимости от категории граждан, а также от размера домохозяйства, в котором он живёт, и наличия у него детей. Стандартная выплата складывается из расчёта, что чуть более 1/3 пособия (195 евро) тратится на питание, 10% (55 евро) – на культуру, отдых и развлечения; примерно столько же расходов приходится на: транспорт, почту и телекоммуникационные услуги, жилищно-коммунальные услуги, покупку одежды. Также в расчёт включены приобретение бытовой техники, услуги здравоохранения, услуги по проживанию и питанию, а также образование, на которое приходится менее 1% (чуть более 2 евро)[4]. Кроме этих выплат, граждане имеют право на компенсацию расходов на аренду жилья, а также на отопление. Максимальный объём компенсации за арендную плату определяется на местном уровне, однако в среднем «гражданское пособие» для одного человека составляет примерно 1 тыс. евро в случае аренды им жилья.

Вся коммуникация с лицами, получающими «гражданское пособие», ведётся через центры занятости (Jobcenter), которые должны проводить работу для интеграции на рынок труда тех получателей пособия, которые не могут найти работу. Одна из мер – санкции за отказ от работы, считающейся приемлемой[5]. Согласно нынешним правилам, первый отказ влечёт за собой сокращение пособия на 10% на месяц, второй – 20% на два месяца и третий – 30% на три месяца. Схожий механизм применяется и в случае неявки на приёмы, назначенные компетентными органами. У центров занятости есть возможность полностью прекратить выплаты «гражданского пособия», однако в данный момент на практике основания для этого ограничены. Кроме того, под сокращение может попасть только первая часть пособия, в то время как связанную с арендой жилья компенсацию прекратить выплачивать нельзя[6].

Относительная мягкость такой системы постоянно вызывает споры в обществе. Критика «справа» фокусируется на таких темах, как получение пособий иностранными гражданами[7], отсутствие мотивации работать при получении «гражданского пособия»[8], а также проблема «отказников» (Totalverweigerer) – лиц, которые систематически нарушают свои обязательства и не посещают центры занятости[9].

В коалиционном договоре ныне правящих партий в Германии закреплена необходимость проведения реформы «гражданского пособия»[10]. В результате реформы канцлер Ф. Мерц планирует сократить расходы бюджета на 5 млрд евро[11]. В процессе подготовки законопроекта между партнёрами по коалиции возникли противоречия, которые в первую очередь касаются системы штрафов для лиц, получающих «гражданское пособие». Самое существенное изменение системы, согласно проекту реформы, состоит в том, что выплаты смогут быть сокращены на 30% на три месяца в случае первого отказа получателя пособия от работы, которая будет считаться приемлемой. Второй – продлит сокращение ещё на месяц, а третий – приведёт к полному прекращению выплат, кроме компенсации за аренду (оплата будет осуществляться исключительно напрямую арендодателю). Если получающий пособие не явится в течение следующего месяца в центр занятости, то прекращены будут все выплаты. Механизм наказаний за неявки на приёмы, назначенные центрами занятости, также ужесточаются и могут привести к лишению всего объёма предоставляемых пособий. По предложению федерального министра труда Б. Бас (СДПГ), полное прекращение выплат по пособию должно было быть приостановлено только после обязательного личного контакта центра занятости с получателем помощи. Однако 10 декабря, по сообщениям СМИ, оно было отвергнуто двумя федеральными министрами от ХДС и ХСС[12]. Уже через неделю, 17 декабря, разногласия были преодолены, и партнёры по коалиции приняли компромиссный вариант законопроекта.

Согласно проекту реформы, пособие утратит своё прежнее название и станет «базовым пособием» (Grundsicherungsgeld). Что касается системы санкций, оговорка об обязательном контакте перед прекращением выплат была изменена. Теперь, согласно изменённому законопроекту, лицо, которому грозит такая санкция, имеет право явиться в центр занятости для возможного восстановления права на выплаты. К важным изменениям также относится учёт собственных активов при получении пособия: было принято решение отменить льготный период в один год, когда при расчёте размера пособия не учитываются активы получателя пособия до 40 тыс. евро[13].

Согласно самому тексту законопроекта[14], значимой экономии от реформы ожидать не стоит. В 2026 г. снижение расходов должно составить 86 млн евро, в 2027 г. – 70 млн евро, что кратно меньше ранее планируемых сокращений расходов. Во многом это можно связывать со скорее символическим значением реформы. Как было сказано ранее, одной из причин для дискуссии о «гражданском пособии» стала проблема «отказников», не являющихся на приёмы и отклоняющих «приемлемую» работу. Однако она представляется сильно преувеличенной: Институт исследований рынка труда и профессий (IAB) приводит распространяемую в СМИ оценку в 16 тыс. человек в 2024 г.[15]. Несмотря на сложность верификации этих данных, можно сказать, что «отказники» – крайне незначительная группа, которая составляет лишь 0,41% от всех трудоспособных получателей «гражданского пособия». Устранение этой «проблемы» лишь незначительно снизит финансовую нагрузку на бюджет.

Кроме того, проблема долгосрочной безработицы среди получателей пособий едва ли связана с жизненными установками лиц, их получающих. Согласно статистике федерального агентства по труду, значимая доля трудоспособных, живущих на «гражданское пособие», имеют невысокий уровень образования. 12,9% не окончили основную школу (5–9/10 класс), 15,3% закончили только её, 9,4% получили аттестат реальной школы (обычно 10 классов)[16]. Неудивительно, что центр занятости ни разу не связывался с 42,6% получающих «гражданское пособие» по поводу предложений о работе, а с 12,2% – лишь один раз, что следует из опроса Института прикладных экономических исследований (IAW) и Института социальных исследований и коммуникаций (SOKO Institut)[17]. Не имеющие специальности, с низким уровнем образования лица едва ли привлекают немецкий бизнес, из чего можно сделать вывод о неэффективности или даже потенциально негативных эффектах от такой реформы, если она будет принята парламентом. Создавая механизм, позволяющий лишить завязанных на получении пособий крова, правительство может столкнуться с ещё бóльшими социальными вызовами, в то время как сложившаяся ситуация связана с несоответствием между компетенциями безработных и спросом на рынке труда.

Принятие решения о проведении реформы «гражданского пособия» не выглядит частью тщательно продуманной стратегии социально-экономического развития: она вряд ли принесёт значимые бюджетные изменения, ровно как и неспособна радикально изменить ситуацию, при которой сотни тысяч человек не могут интегрироваться на рынок труда. Вероятно, проведение реформы – в большей степени политическое решение, которое направлено на то, чтобы лишить другие политические силы (в первую очередь, партию «Альтернатива для Германии») возможности использовать дискурс о якобы преступной щедрости социального государства в Германии, благодаря которой мигранты могут жить на деньги немецкого налогоплательщика. Если предыдущий период реформ, благодаря которому появилось «гражданское пособие», проходил под лозунгом повышения доверия к гражданам со стороны государства (снижение числа проверок, послабления и пр.), то нынешний, скорее, показывает растущее недоверие государства к обществу, что также может иметь потенциально негативные последствия для нынешнего правительства.

Примечания:

[1] Bröner, S. Von Hartz IV zum Bürgergeld – weniger Konditionalität, mehr Selbstbestimmung? / S. Bröner, P. Kahnert // Der weite Weg zum Bürgergeld / [ed. by M. Opielka, F. Wilke]. – Wiesbaden: Springer VS, 2024. – pp. 15-38.
[2] Grundsicherung für Arbeitsuchende (SGB II) - Aktuelle Eckwerte [Electronic resource] // Bundesagentur für Arbeit. – November 2025. URL: https://statistik.arbeitsagentur.de/DE/Navigation/Statistiken/Fachstatistiken/Fachstatistiken-Nav.html (Application date: 17.12.2025)
[3] Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage der Abgeordneten René Springer, Jürgen Pohl, Ulrike Schielke-Ziesing, weiterer Abgeordneter und der Fraktion der AfD – Drucksache 20/13551 – Familien im Bürgergeld [Electronic resource] // Deutscher Bundestag. 03.12.2024. URL: https://dserver.bundestag.de/btd/20/140/2014083.pdf (Application date: 17.12.2025)
[4] Рассчитано автором по: Gesetz zur Ermittlung der Regelbedarfe nach § 28 des Zwölften Buches Sozialgesetzbuch ab dem Jahr 2021 (Regelbedarfsermittlungsgesetz - RBEG) [Electronic resource] / Bundesamt für Justiz. 09.12.2020. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/rbeg_2021/BJNR285510020.html (Application date: 17.12.2025)
[5] Критерий приемлемости включает в себя физическую способность лица выполнять эту работу, возможность совмещения работы с воспитанием детей, уходом за родственником и др. Полный список критериев см.: Sozialgesetzbuch (SGB) Zweites Buch (II) - Bürgergeld, Grundsicherung für Arbeitsuchende - (Artikel 1 des Gesetzes vom 24. Dezember 2003, BGBl. I S. 2954) § 10 Zumutbarkeit [Electronic resource] / Bundesamt für Justiz. 09.12.2020. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/sgb_2/__10.html (Application date: 18.12.2025)
[6] Wolff, J. Bedarf es schärferer Leistungsminderungen beim Bürgergeld? [Electronic resource] / J. Wolff // IAB-Forum. 10.03.2025. URL: http://doi.org/10.48720/IAB.FOO.20250310.01 (Application date: 17.12.2025)
[7] Schäfer, M. Alice Weidel von der AfD greift auf Bürgergeld-Vergleich zurück – und stolpert über Falschaussage [Electronic resource] – Merkur. 25.01.2025. URL: https://www.merkur.de/wirtschaft/alice-weidel-von-der-afd-greift-auf-buergergeld-vergleich-zurueck-und-stolpert-ueber-falschaussage-zr-93530993.html (Application date: 17.12.2025)
[8] См. напр.: Stoffers, M. „Verdreht bewusst Fakten“: Heil stutzt CDU-Chef Merz die Bürgergeld-Flügel [Electronic resource] / Merkur. 04.03.2024. URL: https://www.merkur.de/wirtschaft/aerger-zoff-buergergeld-diskussion-debatte-kritik-heil-spd-ampel-koalition-merz-cdu-streit-92853323.html (Application date: 17.12.2025)
[9] Gillmann, B. „Totalverweigerer ist ein politischer Kampfbegriff“ [Electronic resource] / Handelsblatt. 06.09.2025. URL: https://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/buergergeld-totalverweigerer-ist-ein-politischer-kampfbegriff/100146633.html (Application date: 17.12.2025)
[10] Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD [Electronic resource] / Bundesregierung. – 06.05.2025. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/koalitionsvertrag-2025-2340970 (Application date: 17.12.2025)
[11] Schäfer, M. Bürgergeld nur Spitze des Eisbergs: Reform verpufft wegen Bürokratie-Chaos [Electronic resource] / Merkur. 30.10.2025. URL: https://www.merkur.de/wirtschaft/chaos-buergergeld-nur-spitze-des-eisbergs-reform-verpufft-wegen-buerokratie-zr-93995226.html (Application date: 17.12.2025)
[12] Gillmann, B., Olk, J. Zwei Ministerien blockieren Beschluss zur neuen Grundsicherung [Electronic resource] / Handelsblatt. 10.12.2025. URL: https://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/buergergeld-zwei-ministerien-blockieren-beschluss-zur-neuen-grundsicherung/100182584.html (Application date: 18.12.2025)
[13] Gesetzentwurf der Bundesregierung Entwurf eines Dreizehnten Gesetzes zur Änderung des Zweiten Buches Sozialgesetzbuch und anderer Gesetze [Electronic resource] / Bundesministerium für Arbeit und Soziales. 17.12.2025. URL: https://www.bmas.de/DE/Service/Gesetze-und-Gesetzesvorhaben/13-gesetz-zur-aenderung-zweiten-buch-sozialgesetzbuch-und-anderer-gesetze.html (Application date: 18.12.2025)
[14] Ibid., P. 86.
[15] Bella, N. Totalverweigerer: Viel Lärm um Nichts? [Electronic resource] / N. Bella, S. Röhrer, W. Joahim // IAB-Forschungsbericht. – 2025. – No. 20/2025. – 36 p. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/330582/1/1938547705.pdf (Application date: 18.12.2025)
[16] Langzeitleistungsbeziehende (LZB) (Monatszahlen) [Electronic resource] // Bundesagentur für Arbeit. July 2025. URL: https://statistik.arbeitsagentur.de (Application date: 18.12.2025)
[17] Boockmann, B. Jobsuche im Bürgergeld Wie sich Leistungsbeziehende um Arbeit bemühen / B. Boockmann et al. – Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2025. – P. 26.