The Telegraph UK | Великобритания
Европа сама привела себя к упадку, пишет Telegraph. Политика нулевых выбросов подорвала конкурентоспособность предприятий, а бюрократические препоны мешают развитию компаний. В результате европейские фирмы проигрывают американским и китайским – и процесс будет продолжаться, считает автор статьи.
Чжу Пин Чан (Szu Ping Chan), Ганс ван Лювен (Hans van Leeuwen)
Континент прочно встал на путь катастрофического упадка. Спасти его может только полномасштабный кризис.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Когда Том Кротти в 2001 году пришел в компанию Ineos, этот нефтехимический гигант скупал в Европе все подряд.
Кротти поступил на работу в эту компанию, когда подразделение хладагентов, которым он руководил в Imperial Chemical Industries, было куплено разраставшейся промышленной империей сэра Джима Рэтклиффа в рамках целой серии сделок, кульминацией которой стало приобретение спустя несколько лет химических активов корпорации BP на сумму девять миллиардов евро.
Это была настолько крупная сделка, что финансовому директору Ineos пришлось звонить в Банк Англии и подтверждать подлинность проведенной транзакции.
В те времена Европа процветала. "Все развивались и расширялись, — вспоминает Кротти, который работает в химической промышленности с 1979 года после окончания вуза, а сейчас является старшим директором в Ineos. — Было много новых разработок в плане технологий и продукции, а результатом стало развитие производства в Европе".
2001 год был важен по другой причине. В этом году Китай после 15 лет дипломатической борьбы вступил во Всемирную торговую организацию, став ее 143-м членом.
Но прошло 20 лет, и сегодня компании типа Ineos сталкиваются в Европе с большими трудностями.
Вред наносит дешевый импорт из Китая, но не только это. Высокие цены на энергоносители в странах Евросоюза и то, что учредитель Ineos Рэтклифф назвал "безумными правилами", ставшими настоящей карой для его фирмы за зеленый переход, также калечат и разоряют промышленность.
Тот динамизм начала века, о котором вспоминал Кротти, давно уже исчез, причем не только в химической отрасли.
Европа отстает от мировых сверхдержав Китая и Америки практически по всем показателям, таким как инвестиции, создание компаний, исследования и разработки и так далее.
Очень многие умные и талантливые люди бегут из Европы за границу. Во многих случаях Брюссель реагирует на этот кризис единственным известным ему способом: мерами регулирования.
"Прошло очень много времени с тех пор, как Европа была в категории мировых лидеров", — жалуется Кротти. Возможно, останавливать это гниение уже поздно, и только полномасштабный кризис сможет встряхнуть блок и вывести его из состояния дремы. А если спад в Европе продолжится, боль от него придет и на берега Британии, хотя она уже вышла из Евросоюза.
Европа проигрывает
"Увядающая группа стран" во главе со "слабыми людьми". Прозвучавшая на прошлой неделе критика Дональда Трампа в адрес Европы была уничтожающей.
"Если все будет продолжаться так, как оно идет … многие из этих стран станут недееспособными", — заявил президент изданию Politico. Он имел в виду отношение лидера ЕС к иммиграции, но некоторые обозреватели уверены, что это верно и в отношении экономики.
"Если посмотреть на США, большинство их ведущих компаний существует менее 30 лет, — говорит французский миллиардер из сферы телекоммуникаций Ксавье Ньель. — Если же вы посмотрите на Францию, то все наши компании тогда уже существовали".
Он считает, что континент застрял на месте, в то время как другие ушли вперед. ЕС, который на пике своего развития обеспечивал более четверти мирового производства, сейчас дает примерно шестую часть.
Эммануэль Макрон любит обвинять во всем Китай. Президент Франции использовал свой визит в Пекин на прошлой неделе, чтобы назвать экономическую политику Пекина "невыносимой" для ЕС после того, как вторая по величине экономика мира впервые добилась профицита торгового баланса с остальным миром в размере триллиона долларов.
Французский президент предупредил, что для Европы это вопрос "жизни и смерти", обвинив Пекин в том, что он "наносит удар в самое сердце европейской инновационно-промышленной Европы".
Но упадок Европы — это дело ее собственных рук.
Когда-то это был второй регион в мире после США по объему инноваций. В 2000 году Европа подала 27% заявок на патенты во всем мире, но к 2021 году еврозона сползла на четвертое место. "Теперь у нас такая ситуация, когда Китай получает больше патентов, чем Западная Европа и США вместе взятые, — говорит Кротти. — Это огромное изменение за 20 лет".
Несомненно, ЕС пропустил последнюю большую волну инноваций в виде развития интернета. Лидеры в Брюсселе теперь утверждают, что смотрят вперед, на отрасли будущего, такие как искусственный интеллект, робототехника, цифровые услуги и оборона.
Но когда бывший премьер-министр Италии и бывший глава Европейского центрального банка Марио Драги написал в прошлом году свой знаковый доклад о конкурентоспособности ЕС, он нарисовал в нем мрачную картину перспектив блока в этих областях.
"Европа застряла в статичной промышленной структуре, и у нее очень мало новых компаний, стремящихся ниспровергнуть существующие отрасли или создать новые двигатели роста", — предупредил он.
"Останемся разгребать руины". Украинцы спохватились: их продали с потрохами
Компании в Европе не могут конкурировать по размерам с компаниями из США или Китая из-за громоздких бюрократических препон и непомерно высоких цен на энергию, предупредил Драги.
Он порекомендовал блоку увеличить расходы на 800 миллиардов евро в год, так как в противном случае США и Китай оставят его далеко позади.
Он призвал органы власти инвестировать средства в инновации, облегчать процесс европейских слияний, устранять волокиту и бюрократию, и облегчать работу трансграничного бизнеса, особенно в сфере финансовых услуг.
В докладе Драги проводится весьма показательная параллель.
За последние два десятилетия расходы США на НИОКР, которые являются локомотивом инноваций и производительности, переместились из автомобильной и фармацевтической промышленности, где в 2000-е годы была сконцентрирована большая их часть, в компании по разработке программного и аппаратного обеспечения в 2010-х годах, а в 2020-х годах в цифровой сектор.
Однако в это время расходы Европы на НИОКР прочно застряли в автомобильном секторе, давая незначительный прирост производительности вместо того, чтобы выходить на передовые рубежи, обеспечивающие высокие темпы роста.
Фармацевтический сектор Европы тоже лишился своей короны. Из 10 самых продаваемых биологических препаратов в Европе в 2022 году только два были выведены на рынок компаниями из ЕС, а шесть — американскими.
Производители лекарств в Европе тратят недостаточно средств на исследования и разработки, и они в этом не одиноки. Европейские компании в совокупности расходуют на НИОКР 2,2% от ВВП Евросоюза. В США этот показатель составляет 3,5%, а в Южной Корее выходит на уровень 5%.
Бюрократический кошмар
Но проблемы намного глубже, и крупные компании не могут почивать на лаврах.
Ситуация со стартапами тоже складывается непростая. За последние полвека в ЕС не было создано ни одной компании с рыночной капитализацией более 100 миллиардов евро. За этот же период было создано шесть американских компаний с такой капитализацией, а в настоящее время они оцениваются в триллион с лишним евро.
"У нас в Европе недостаточно предпринимателей, — говорит французский миллиардер Ньель. — Дело не в талантах, у нас их много. Проблема в том, что у нас мало молодых европейцев, которые просыпаются утром и думают: "Я построю такую огромную компанию, которая изменит мир"".
Николай Танген, возглавляющий в Норвегии крупнейший в мире фонд национального благосостояния, говорит, что американские инвесторы обратили на это внимание.
"Я только что вернулся из США, провел там месяц. Я встретился с 70 руководителями компаний, и общее впечатление таково, что в Европе мало что происходит, — сказал он. — Регулирование играет в этом существенную роль, но есть также много других негативных факторов: инновации, конкурентоспособность, все эти моменты".
Технологические компании барахтаются в хитросплетениях Закона о цифровых услугах, Закона о цифровых ранках, Закона об искусственном интеллекте, Закона о данных и Закона об устойчивости к угрозам кибербезопасности. Часть из них вызывает резко негативное отношение со стороны Белого дома Трампа.
Только в сфере технологий Институт Брейгеля насчитал более 100 законов и нормативных актов, за соблюдением которых следят 80 с лишним различных ведомств. "У Европы нет проблем с инновациями, у нее есть проблемы с регулированием, — говорит Ньель. — Если я сегодня захочу создать компанию ИИ, я отправлюсь туда, где это проще сделать в плане норм и правил. И это будет не Европа".
"Европа всегда чрезмерно все регулирует, в то время как в Китае регулирование практически отсутствует, а США пытаются облегчить свои нормы и правила. Инновации непредсказуемы по своей природе. Если мы начнем регулировать слишком рано, мы рискуем все затормозить".
Некоторые законы о технологиях ЕС в настоящее время пересматривает или отменяет, так как компании стонут под бременем требований, каких нет в других странах.
Но ущерб уже нанесен. В период с 2008 по 2021 годы почти одна треть основанных в Европе "единорогов" (это стартапы, оценочная стоимость которых перевалила за миллиард долларов) переместилась за границу, главным образом в США.
И речь не только о секторе технологий. ЕС также деятельно размахивает своим сводом правил в других отраслях, издавая директивы, направленные на обеспечение соблюдения компаниями экологических, социальных и управленческих норм.
Директива о корпоративной ответственности в области устойчивого развития, Регламент продукции, произведенной без вырубки лесов, Директива по корпоративной отчетности в области устойчивого развития и Нормативы принудительного труда — все эти документы были приняты с середины 2023 года.
Клаудио Иригойен, работающий главным экономистом в Bank of America, говорит, что такой курс под лозунгом "Регулирование прежде всего" поставил Европу на путь долговременного упадка. "Революция ИИ происходит в США и Китае при совершенно другом режиме. А в Европе она вообще не происходит , — заявил он. — Развития нет, а они обсуждают, как его регулировать. Такие умонастроения надо менять".
Китайская кувалда
Громкое и тревожное предупреждение Европе пришло из самой современной и устремленной в будущее отрасли: солнечной энергетики.
На рубеже веков Германия была мировым лидером в разработке и производстве фотоэлектрических элементов, которые превращают солнечный свет в электричество. Правительство Германии в 2000 году приняло закон о возобновляемых источниках энергии, который стимулировал инвестиции, породив целую отрасль, которая быстро дала работу 150 тысячам человек.
Однако ЕС умудрился разбазарить это лидерство. Как? Ответ на это может дать не Брюссель, а Пекин. Благодаря коммунистическому централизованному планированию, подкрепленному всей мощью государственных субсидий, Китай менее чем за десятилетие построил целую сеть поставок для производства фотоэлектрическим элементов.
Когда эта китайская отрасль на стероидах государственных субсидий переключилась на повышенную передачу, экспортный поток увеличился. К 2010 году солнечные панели европейского производства были вытеснены с собственного рынка из-за высокой стоимости.
В 2012 году Брюссель ввел пошлины, но было уже поздно. Европейские производители начали выбрасывать на ринг полотенца. Потом эта проблема еще больше обострилась. Пекин не стал перекрывать кран субсидий, создав избыток предложения. В начале 2020-х годов, когда Китай контролировал почти 90% мирового рынка фотоэлектрических элементов, цены снова сократились вдвое.
Соединенные Штаты ввели пошлины, и вся лавина уцененной продукции хлынула в Европу. За последние полтора года свои двери закрыли еще полдюжины европейских производителей. Брюссель в авральном режиме бросился спасать последних игроков на европейском рынке.
Теперь желтый свет замигал для автомобильной промышленности.
Китайский автогигант BYD и его щедро субсидируемые коллеги по цеху усилили контроль над внутренним рынком, а также стали более активно выходить во внешний мир со своими исключительно конкурентными ценами.
Можно говорить о том, что ЕС стал беспомощной жертвой во всем этом. Но то обстоятельство, что Китай сумел перехватить инициативу на автомобильном рынке, отчасти является отражением слабости европейских автопроизводителей, которые не смогли наращивать инновации.
Китайские покупатели, для которых комфорт пассажиров важнее, чем ощущения водителя, отвергли европейские модели, у которых короче колесная база и меньше развлечений.
В результате ЕС в прошлом году впервые стал чистым импортером автомобилей из Китая. За период по сентябрь китайские компании продали почти в два раза больше автомобилей в Европе по сравнению с прошлым годом — несмотря на то, что Брюссель ввел пошлины в размере до 45%. ЕС сейчас импортирует больше автомобилей из Китая, чем Китай из Евросоюза.
Юридически обязательные целевые показатели чистого нуля, законодательно закрепляющие требование исключить углеродные выбросы из производственно-сбытовых цепочек, также тормозят промышленность.
Кротти из компании Ineos утверждает, что Европа со своими правилами сама себе ставит подножку. "Огромная доля наших затрат на электроэнергию в Европе является добровольной, а не вынужденной, поскольку они представляют собой сочетание налогов и тарифов на энергию и ее передачу, а также налог на CO2, которого нет больше нигде в мире. Трамп отменил налоги на CO2 в США. В Китае нет налогов на CO2. На Ближнем Востоке нет налогов на CO2. А в Европе они есть. Почему? По идее они нужны для того, чтобы устранить выбросы. Но устранят ли? Нет. Они лишь убивают нашу европейскую промышленность".
"Поэтому продукция, которую производила эта промышленность, теперь поставляется из Китая с гораздо более высоким уровнем выбросов СО2, не только потому что ее надо везти через полмира, но и потому, что они используют более грязные технологии, которые увеличивают выбросы СО2. Таким образом, цель этих налогов на CO2 заключалась в сокращении выбросов CO2, но эффект оказался прямо противоположным. Мы потеряли рабочие места и увеличили выбросы CO2".
Китай со своей разрушительной кувалдой не остановится на солнечных панелях, химикатах и машинах. Европа пока опережает его по ряду ключевых экспортных товаров, включая двигатели для коммерческих транспортных средств, тракторные клапаны и вакуумные насосы. Но и здесь Пекин ее догоняет.
Goldman Sachs проанализировала 32 категории товаров производственного назначения, по экспорту которых Европа по-прежнему опережает Китай. Проведенный анализ показывает, что в период с 2005 года по сегодняшний день доля континента в общемировом объеме снизилась с 56% до 44%.
Китай, тем временем, увеличил свою долю рынка в этих категориях, добавив сюда подшипники и эскалаторы.
Очень мало что можно уберечь от китайской конкуренции. Пандемия и вооруженный конфликт на Украине привели к тектоническим сдвигам в области цен на энергоносители, но при этом Китай едва ли не больше всех выиграл от поставок дешевой российской нефти, в то время как цены на энергоносители в Европе резко выросли.
"Если сравнить 2024 и 2019 годы, Китай увеличил свою долю в большинстве категорий товаров, в то время как Европа постоянно проигрывает", — отмечают аналитики.
Но есть одна категория, где европейская доля рынка за последние пять лет увеличилась: это унитазы. По крайней мере, не все у Европы пошло прахом.
Кризис как катализатор
Может хоть что-нибудь спасти Европу от этой напасти?
Континент любит хорошие добрые кризисы. Жан Монне, которого прозвали "отцом Европы", как-то заявил, что блок "выковывается в кризисе, и станет суммой решений, принятых для разблокирования таких кризисов".
Все согласны с тем, что у Европы по-прежнему есть большие запасы талантов, капитала и предприимчивости, и это можно было бы положить в основу возрождения роста и производительности.
У европейцев один из самых высоких уровней сбережений в мире — почти 40% семейных средств хранятся на банковских депозитах. Это блокирует капитал, который мог бы финансировать рост.
Ветеран инвестиционного бизнеса лорд Джим О'Нил относится к числу оптимистов. "Есть разница между размером и богатством, — говорит этот бывший министр правительства и председатель правления Goldman Sachs Asset Management. — Часть самых богатых стран мира — это европейские страны, которые продолжают увеличивать свое состояние".
"Этого не могут понять те, кто заявляет, что Европа глотает пыль ушедшего далеко вперед Китая", — отмечает он. Вместе с тем, лорд О'Нил предупреждает, что лидеры чаще зацикливаются на идее Европы, чем на продвижении политики, которая могла бы вернуть блоку его статус экономического центра силы. "Темпы реформ во Франции просто смехотворны,— говорит он. — А Европа ведет себя так, что необходимы по-настоящему кризисные события, чтобы изменить ситуацию".
Иригойен из Bank of America, который работал в центральном банке Аргентины после крупнейшего в истории этой страны дефолта, рассказывает, что ЕС нужна шоковая терапия, какую сегодня проводит Хавьер Милей в Буэнос-Айресе.
Прецедент есть. Испания и Греция в настоящее время имеют одни из самых высоких темпов роста, и такая ситуация сложилась у них после того, как этим странам пришлось принять очень горькое лекарство, когда у обеих закончились деньги.
К сожалению, избиратели по всей Европе вряд ли захотят принимать такое лекарство. "Когда у вас инфляция 3%, вы не получите такую же реакцию, — говорит он. — Так что политики не получают вознаграждение, поступая правильно во избежание проблем в будущем. К сожалению, это значит, что Европе надо испытать больше боли, чтобы политики поняли, что у них есть полномочия делать то, что нужно сделать".
О'Нил говорит, что Драги уже написал план перемен. Политикам просто нужно мужество и стойкость, чтобы его выполнить. "Я знаю некоторых людей из моего поколения, которые сидят посреди всего этого в Европе и молятся, чтобы случился кризис, потому что в таком случае все это можно будет сделать".
Британия на краю водоворота
Независимо от того, ждет ли Европу медленная стагнация или очистительный кризис, даже вышедшей их ЕС Британии не удастся избежать последствий.
Более половины торговли товарами у Британии по-прежнему приходится на ЕС. Британия является третьим по величине покупателем товаров из ЕС после США и Китая. Это одна из причин, почему Дэвид Лэмми заявил, что возвращение в таможенный союз будет полезно для экономики страны. По его словам, "самоочевидно", что Брексит нанес ущерб.
Лейбористы были вынуждены отрицать, что они проводят в жизнь такой план, хотя главный экономист Центра европейской экономической реформы Сандер Тордуар говорит, что Британия, скорее всего, будет и дальше делать ставку на ближайшего соседа.
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>