После резкого роста на фоне прошлогодней жары спрос на пиво в 2025 году существенно упал. Повышение акцизов и рост производственных расходов делают пенный напиток все дороже, поэтому россияне стали покупать его меньше, рассказал URA.RU вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Алексей Небольсин. Отечественным пивоварам, кроме общего падения продаж на рынке, предстоит также выдержать конкуренцию с продукцией из Европы, которой на полках может стать больше из-за дешевого евро, отметил эксперт.
— В этом году в России заметно выросли цены на пиво. С чем это связано, и будет ли оно дорожать дальше?
— Рост цен в этом году, как и ожидаемый в следующем, связан с резким повышением акцизов. В 2026 году вырастет также налоговая нагрузка с введением базовой ставки НДС 22%. Акциз увеличивается на 3-4 рубля в год, хотя раньше повышался на рубль. Подорожали бутылки, гофротара, выросли транспортные расходы. И сейчас поставщики, которые работают с пивоварами, продолжают повышать цены, потому что порог доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения в следующем году снизят с 60 до 20 млн рублей. Сейчас большинство поставщиков на УСН, и они уже начали резко поднимать стоимость.
https://cdn-img.ura.news/765/486/11fce194-c684-4150-9394-bba298a96cfc/apnejr/LX-1200.1.5.jpg
Уже в этом году розничные продажи пива просели почти на 17%. Правда, производство, по официальной статистике, упало всего на 0,5%. Но его объемы пока искусственно завышены за счет маркировки «Честный знак». Я уверен, что и число производителей, и объемы производства тоже уменьшаются вместе с реализацией, потому что склады затоварены. В ближайшее время проблем будет добавлять еще и дешевый евро. Правда, больше это касается виноделов, которым сложно конкурировать с качественным европейским вином, но и на пивном рынке тоже отразится.
Так что 2026 год будет тяжелым для пивоваренной отрасли, некоторые производители, возможно, будут закрываться, а потребление еще снизится.
— Почему в 2023-2024 годах потребление росло, и только недавно стало падать?
— Скачок потребления пива почти на миллиард литров в 2024 году произошел из-за жары, которая растянулась почти на четыре месяца. Плюс плодовые напитки и слабоалкогольные коктейли после изменения акцизов производители стали переводить в категорию сидров и пивных напитков. Из этого миллиарда литров прироста где-то миллионов 300 точно добавилось за счет этого. В таких «сидрах» даже нет яблока, это дутый пузырь, над которым Росалкогольрегулирование уже работает, и, когда наведут порядок, это сразу отразится в цифрах.
https://cdn-img.ura.news/280/108/54680e9f-c0c2-4995-8594-09c434042be6/fy1x5z/LX-1200.1.5.jpg
Что касается заявлений об «обелении» рынка за счет маркировки, то это миф. Например, статистика «Честного знака» сильно разнится с данными ЕГАИС. В последней отражено 2032 производителя пива, сидра и медовухи, около шести тысяч оптовиков и 390 тысяч локаций, где продаются эти напитки. А сайт «Честного знака» показывает всего около 160 тысяч участников оборота.
— Сейчас число производителей растет или уменьшается?
— Уменьшается. Условия работы становятся более сложными. При этом за последние годы производители, в отличие от других видов бизнеса, не получили никаких существенных мер поддержки. Сайты объявлений пестрят предложениями о продаже готового бизнеса по производству пива, сидра, медовухи. Кто-то закрывает, а кто-то продолжает варить, но ищет покупателя. Сложно и с оборудованием: в Китае ничего хорошего нет, Европа закрыта, в Турции такое не производят.
— Вы сказали, что рост импорта может усилить конкуренцию. Но, например, по данным Евростата, поставки пива из ЕС в октябре упали в шесть раз по сравнению с октябрем 2024 года…
— 19 сентября ввозные пошлины на пиво из недружественных стран повысили еще на 0,5 евро за литр, и в октябре это уже отразилось на объемах. Но это временный эффект.
В ноябре-декабре в связи с рекордно низким за последнее время курсом евро и доллара все вернулось и идет по нарастающей – растут поставки не только из Европы, но и из Мексики, Южной Америки. Если рубль не упадет в ближайшее время, эта тенденция продолжится.
https://cdn-img.ura.news/535/620/01914f03-6f3b-4430-b178-a449e0bbfc49/fhid6m/LX-1200.1.5.jpg
— Сохраняется ли у российского потребителя стереотип, что в Европе пиво лучше? Или отечественные производители уже убедили его, что тоже могут выпускать качественный продукт?
— Россияне однозначно массово любят нефильтрованное непастеризованное «живое» пиво — лагер в стиле жигулевского, хотя название может быть и другим. Его наши потребители всегда ценят. Но, конечно, европейские марки остаются знаком качества, и немецкие, чешские, бельгийские бренды всегда будут привлекать внимание, даже несмотря на повышение цен. Наши пивовары многому научились, но даже близко не подобрались, например, к бельгийскому траппистскому пиву.
— В последние годы в магазинах появляется все больше пива из Азии. Становится ли оно популярным у россиян?
— Это скорее для разнообразия, расширения ассортимента. Массово, я думаю, оно у нас не приживется. В таком пиве нет того, что «цепляет» любителей этого напитка. Пиво с рисом, которое делают в Азии транснациональные компании, чья продукция в основном идет на рынок РФ, сердце россиянина не завоюет. Наверное, кому-то было бы интересно попробовать ремесленное азиатское пиво хорошего качества, но я не видел у нас в продаже продукции небольших пивоварен из этих стран.
— В России в последнее время отмечают рост популярности безалкогольного пива. В чем причина? И вообще безалкогольное пиво — это пиво?
— Рост продаж безалкогольного пива — это эффект низкой базы. Его доля в общем потреблении остается очень маленькой. Есть какой-то прирост за счет зумеров, но нельзя сказать, что это тренд, в отличии, например, от 2,5-3-градусного пива, бум которого сейчас в Великобритании.
Является ли безалкогольное пиво пивом? Да, если алкоголь удален обеспложивающим фильтром. Если же солодовый напиток немного крепят пивом, потом разбавляют водой и неким экстрактом, то это подделка.
https://cdn-img.ura.news/397/15/471c937c-651d-4faa-9c3c-12ea1b71ef5d/wumvi6/LX-1200.1.5.jpg
А фильтр стоит от миллиона евро и выше, и его могут позволить себе только крупные производители. Если маленькая пивоварня заявляет, что производит безалкогольное пиво, не верьте ей — она не удаляет алкоголь положенным способом.
— В целом ассортимент пива на российском рынке становится все шире. А какие предпочтения у россиян?
— Как я уже сказал, на первом месте с большим отрывом наше живое непастеризованное нефильтрованное пиво в стиле жигулевского. Также пользуется популярностью что-то вроде мартовского имбирного. Потом идет бархатное. Востребовано пшеничное, у него есть своя категория ценителей. Фильтрованное пиво тоже популярно, но это для массового потребителя, уже не говоря о пастеризованном — оно для тех, кто особо не разбирается в пиве и не предъявляет требований ко вкусу.
— А крафтовые виды с различными добавками? Когда-то они были в основном в барах, теперь есть практически в каждом магазине.
— Это направление сейчас переживает бум: грейпфрутовые сауэры, томатные гёзы, кофейные и шоколадные стауты и так далее. Этот тренд продолжается. Правда, некоторые сорта, включая крепкое английское пиво барливайн, могут уйти с рынка, если запретят продажу пива крепче 12%.
— Снова активизировалась дискуссия о возвращении пива на стадионы. Насколько, по-вашему, это оправдано и целесообразно?
— Конечно, разговоры об этом идут, потому что смысл такого запрета непонятен. Почему в театре можно купить коньяк или вино, а на стадионе нельзя пива попить? Этот запрет когда-то ввели из-за ряда массовых беспорядков, включая погромы после проигрыша российской сборной японцам на Чемпионате мира 2002 года. Но в большинстве стран, если они не мусульманские, пиво на стадионах покупать и пить можно. Даже в Катаре во время мирового чемпионата по футболу для болельщиков сделали послабление. Потому что это часть культуры болельщиков.