Найти в Дзене
УРА.РУ

В России упал спрос на самый популярный алкоголь

    Потребление пива в России в этом году упало почти на 17%
Потребление пива в России в этом году упало почти на 17%

После резкого роста на фоне прошлогодней жары спрос на пиво в 2025 году существенно упал. Повышение акцизов и рост производственных расходов делают пенный напиток все дороже, поэтому россияне стали покупать его меньше, рассказал URA.RU вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Алексей Небольсин. Отечественным пивоварам, кроме общего падения продаж на рынке, предстоит также выдержать конкуренцию с продукцией из Европы, которой на полках может стать больше из-за дешевого евро, отметил эксперт.

— В этом году в России заметно выросли цены на пиво. С чем это связано, и будет ли оно дорожать дальше?

— Рост цен в этом году, как и ожидаемый в следующем, связан с резким повышением акцизов. В 2026 году вырастет также налоговая нагрузка с введением базовой ставки НДС 22%. Акциз увеличивается на 3-4 рубля в год, хотя раньше повышался на рубль. Подорожали бутылки, гофротара, выросли транспортные расходы. И сейчас поставщики, которые работают с пивоварами, продолжают повышать цены, потому что порог доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения в следующем году снизят с 60 до 20 млн рублей. Сейчас большинство поставщиков на УСН, и они уже начали резко поднимать стоимость.

   Цены на пиво растут не только из-за акцизов, но и из-за повышения расходов пивоваров, в том числе транспортных
Цены на пиво растут не только из-за акцизов, но и из-за повышения расходов пивоваров, в том числе транспортных

https://cdn-img.ura.news/765/486/11fce194-c684-4150-9394-bba298a96cfc/apnejr/LX-1200.1.5.jpg

Уже в этом году розничные продажи пива просели почти на 17%. Правда, производство, по официальной статистике, упало всего на 0,5%. Но его объемы пока искусственно завышены за счет маркировки «Честный знак». Я уверен, что и число производителей, и объемы производства тоже уменьшаются вместе с реализацией, потому что склады затоварены. В ближайшее время проблем будет добавлять еще и дешевый евро. Правда, больше это касается виноделов, которым сложно конкурировать с качественным европейским вином, но и на пивном рынке тоже отразится.

Так что 2026 год будет тяжелым для пивоваренной отрасли, некоторые производители, возможно, будут закрываться, а потребление еще снизится.

— Почему в 2023-2024 годах потребление росло, и только недавно стало падать?

— Скачок потребления пива почти на миллиард литров в 2024 году произошел из-за жары, которая растянулась почти на четыре месяца. Плюс плодовые напитки и слабоалкогольные коктейли после изменения акцизов производители стали переводить в категорию сидров и пивных напитков. Из этого миллиарда литров прироста где-то миллионов 300 точно добавилось за счет этого. В таких «сидрах» даже нет яблока, это дутый пузырь, над которым Росалкогольрегулирование уже работает, и, когда наведут порядок, это сразу отразится в цифрах.

   Причиной высокого спроса на пиво в 2024 году была продолжительная жара
Причиной высокого спроса на пиво в 2024 году была продолжительная жара

https://cdn-img.ura.news/280/108/54680e9f-c0c2-4995-8594-09c434042be6/fy1x5z/LX-1200.1.5.jpg

Что касается заявлений об «обелении» рынка за счет маркировки, то это миф. Например, статистика «Честного знака» сильно разнится с данными ЕГАИС. В последней отражено 2032 производителя пива, сидра и медовухи, около шести тысяч оптовиков и 390 тысяч локаций, где продаются эти напитки. А сайт «Честного знака» показывает всего около 160 тысяч участников оборота.

— Сейчас число производителей растет или уменьшается?

— Уменьшается. Условия работы становятся более сложными. При этом за последние годы производители, в отличие от других видов бизнеса, не получили никаких существенных мер поддержки. Сайты объявлений пестрят предложениями о продаже готового бизнеса по производству пива, сидра, медовухи. Кто-то закрывает, а кто-то продолжает варить, но ищет покупателя. Сложно и с оборудованием: в Китае ничего хорошего нет, Европа закрыта, в Турции такое не производят.

— Вы сказали, что рост импорта может усилить конкуренцию. Но, например, по данным Евростата, поставки пива из ЕС в октябре упали в шесть раз по сравнению с октябрем 2024 года…

— 19 сентября ввозные пошлины на пиво из недружественных стран повысили еще на 0,5 евро за литр, и в октябре это уже отразилось на объемах. Но это временный эффект.

В ноябре-декабре в связи с рекордно низким за последнее время курсом евро и доллара все вернулось и идет по нарастающей – растут поставки не только из Европы, но и из Мексики, Южной Америки. Если рубль не упадет в ближайшее время, эта тенденция продолжится.

   Европейское пиво, которое россияне традиционно считают качественным, составит конкуренцию отечественному, полагает Алексей Небольсин
Европейское пиво, которое россияне традиционно считают качественным, составит конкуренцию отечественному, полагает Алексей Небольсин

https://cdn-img.ura.news/535/620/01914f03-6f3b-4430-b178-a449e0bbfc49/fhid6m/LX-1200.1.5.jpg

— Сохраняется ли у российского потребителя стереотип, что в Европе пиво лучше? Или отечественные производители уже убедили его, что тоже могут выпускать качественный продукт?

— Россияне однозначно массово любят нефильтрованное непастеризованное «живое» пиво — лагер в стиле жигулевского, хотя название может быть и другим. Его наши потребители всегда ценят. Но, конечно, европейские марки остаются знаком качества, и немецкие, чешские, бельгийские бренды всегда будут привлекать внимание, даже несмотря на повышение цен. Наши пивовары многому научились, но даже близко не подобрались, например, к бельгийскому траппистскому пиву.

— В последние годы в магазинах появляется все больше пива из Азии. Становится ли оно популярным у россиян?

— Это скорее для разнообразия, расширения ассортимента. Массово, я думаю, оно у нас не приживется. В таком пиве нет того, что «цепляет» любителей этого напитка. Пиво с рисом, которое делают в Азии транснациональные компании, чья продукция в основном идет на рынок РФ, сердце россиянина не завоюет. Наверное, кому-то было бы интересно попробовать ремесленное азиатское пиво хорошего качества, но я не видел у нас в продаже продукции небольших пивоварен из этих стран.

— В России в последнее время отмечают рост популярности безалкогольного пива. В чем причина? И вообще безалкогольное пиво — это пиво?

— Рост продаж безалкогольного пива — это эффект низкой базы. Его доля в общем потреблении остается очень маленькой. Есть какой-то прирост за счет зумеров, но нельзя сказать, что это тренд, в отличии, например, от 2,5-3-градусного пива, бум которого сейчас в Великобритании.

Является ли безалкогольное пиво пивом? Да, если алкоголь удален обеспложивающим фильтром. Если же солодовый напиток немного крепят пивом, потом разбавляют водой и неким экстрактом, то это подделка.

   Спрос на безалкогольное пиво растет, но его доля все еще очень мала, говорит эксперт
Спрос на безалкогольное пиво растет, но его доля все еще очень мала, говорит эксперт

https://cdn-img.ura.news/397/15/471c937c-651d-4faa-9c3c-12ea1b71ef5d/wumvi6/LX-1200.1.5.jpg

А фильтр стоит от миллиона евро и выше, и его могут позволить себе только крупные производители. Если маленькая пивоварня заявляет, что производит безалкогольное пиво, не верьте ей — она не удаляет алкоголь положенным способом.

— В целом ассортимент пива на российском рынке становится все шире. А какие предпочтения у россиян?

— Как я уже сказал, на первом месте с большим отрывом наше живое непастеризованное нефильтрованное пиво в стиле жигулевского. Также пользуется популярностью что-то вроде мартовского имбирного. Потом идет бархатное. Востребовано пшеничное, у него есть своя категория ценителей. Фильтрованное пиво тоже популярно, но это для массового потребителя, уже не говоря о пастеризованном — оно для тех, кто особо не разбирается в пиве и не предъявляет требований ко вкусу.

— А крафтовые виды с различными добавками? Когда-то они были в основном в барах, теперь есть практически в каждом магазине.

— Это направление сейчас переживает бум: грейпфрутовые сауэры, томатные гёзы, кофейные и шоколадные стауты и так далее. Этот тренд продолжается. Правда, некоторые сорта, включая крепкое английское пиво барливайн, могут уйти с рынка, если запретят продажу пива крепче 12%.

— Снова активизировалась дискуссия о возвращении пива на стадионы. Насколько, по-вашему, это оправдано и целесообразно?

— Конечно, разговоры об этом идут, потому что смысл такого запрета непонятен. Почему в театре можно купить коньяк или вино, а на стадионе нельзя пива попить? Этот запрет когда-то ввели из-за ряда массовых беспорядков, включая погромы после проигрыша российской сборной японцам на Чемпионате мира 2002 года. Но в большинстве стран, если они не мусульманские, пиво на стадионах покупать и пить можно. Даже в Катаре во время мирового чемпионата по футболу для болельщиков сделали послабление. Потому что это часть культуры болельщиков.