Найти в Дзене
Известия

Испытание не для слабонервных: Эстония превратила границу с Россией в полосу препятствий

Эстонские власти сделали всё возможное для того, чтобы превратить процесс пересечения границы с Россией в настоящую пытку — люди порой сутками вынуждены стоять на жаре или морозе. Ситуация усугубилась в преддверии зимних праздников, когда жители ЕС массово потянулись в РФ — на отдых к родственникам или с целью туризма. Но эстонские власти намеренно создали на КПП в Нарве поистине невыносимые условия. Там под открытым небом стоят на декабрьском холоде огромные очереди — мужчины, женщины, дети. Улучшить условия прохождения границы эстонские чиновники наотрез отказываются — по их мнению, если человек едет в Россию, то его за это надо наказывать. Подробности — в материале «Известий». Через эстонскую Нарву проходит поток жителей разных стран ЕС, направляющихся в Россию по тем или иным надобностям. Например, этот маршрут служит представителям русской общины Финляндии, которых лишили возможности добираться до исторической родины напрямую. Теперь они ездят в Россию через Эстонию, так как это в
Оглавление
   Фото: РИА Новости/Сергей Степанов
Фото: РИА Новости/Сергей Степанов

Эстонские власти сделали всё возможное для того, чтобы превратить процесс пересечения границы с Россией в настоящую пытку — люди порой сутками вынуждены стоять на жаре или морозе. Ситуация усугубилась в преддверии зимних праздников, когда жители ЕС массово потянулись в РФ — на отдых к родственникам или с целью туризма. Но эстонские власти намеренно создали на КПП в Нарве поистине невыносимые условия. Там под открытым небом стоят на декабрьском холоде огромные очереди — мужчины, женщины, дети. Улучшить условия прохождения границы эстонские чиновники наотрез отказываются — по их мнению, если человек едет в Россию, то его за это надо наказывать. Подробности — в материале «Известий».

Министру Таро наплевать

Через эстонскую Нарву проходит поток жителей разных стран ЕС, направляющихся в Россию по тем или иным надобностям. Например, этот маршрут служит представителям русской общины Финляндии, которых лишили возможности добираться до исторической родины напрямую. Теперь они ездят в Россию через Эстонию, так как это в несколько раз дешевле, чем брать, к примеру, билет на авиарейс через Стамбул. КПП в Нарве пользуются также граждане стран Балтии, Скандинавии, Германии, Италии, Испании и других государств. Подступает сезон зимних праздников, и количество пересекающих границу в это время всегда значительно увеличиваются.

   Фото: TASS/dpa/picture-alliance/Alexander Welscher
Фото: TASS/dpa/picture-alliance/Alexander Welscher

Однако эстонские власти сделали всё возможное, для того чтобы процесс прохождения границы стал максимально мучительным. Во-первых, еще в 2024-м КПП «Нарва-1» перевели на дневной режим работы — с 23.00 до 07.00 он бездействует. Во-вторых, выборочный досмотр на границе заменен всеобщим. В-третьих, власти могут на несколько дней закрыть пропускной пункт по собственному произволу — например, с 30 апреля по 3 мая 2025 года «Нарва-1» была закрыта под предлогом «учений». Результат всех этих мер не замедлил сказаться: в период летних отпусков среднее время ожидания на КПП в Нарве достигало 16–20 часов — а порой и дольше. Человек, вставший в очередь в четыре утра, мог не успеть перейти границу до закрытия пункта в 23.00. Сейчас же пограничный кризис возобновился.

На встрече с министром внутренних дел Эстонии Игорем Таро, состоявшейся еще в мае, жители Нарвы высказали ряд предложений по росту пропускной способности границы: увеличение времени работы погранпункта, возобновление биометрической проверки паспортов на выходе в сторону России, таможенный досмотр еще до пересечения границы, создание приемлемых условий для ожидающих, организация системы электронной очереди. Однако глава МВД все предложения сходу отверг: «Государство не может тратить средства на это. Услуга пересечения границы и так предоставляется бесплатно».

   Фото: РИА Новости/Sputnik/Евгений Ашихмин
Фото: РИА Новости/Sputnik/Евгений Ашихмин

Игорь Таро сообщил, что ему известно о торговле местами в очередях на приграничные КПП. По словам министра, полиция смотрит на это сквозь пальцы: сотрудники МВД иногда вмешиваются в возникающие в очередях споры, но делают это несистемно. Не волнует Таро и тот факт, что людям, долгие часы стоящим на жаре или холоде, регулярно становится плохо и приходится вызывать скорую помощь. Журналисты предупредили министра, что рано или поздно это закончится трагедией. Ранее высказывалась идея по установке рядом с погранпунктом «Нарва-1» тента для укрытия от осадков и палящего солнца, но она так и не была реализована. В общем, как дал понять министр Таро, мучения людей на границе — это по-прежнему их личные проблемы.

Надо отметить, что в Нарве возникло волонтерское движение — добровольцы из числа местных русских помогают людям, оказавшимся в ловушке на границе. Например, зимой они раздавали стоявшим в очереди женщинам согревающие стельки и поили людей горячим чаем. Однако корень проблемы волонтеры ликвидировать не в силах. Те, кому предстоит труднейшая задача въезда из Эстонии в РФ, создали тематические группы в соцсетях, где они обмениваются впечатлениями и советами. Иногда женщинам с детьми, вынужденным оставаться на границе всю ночь, удается договориться с соседями по очереди — и они уходят искать ночлег в Нарве, а утром возвращаются.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Отдельная тема — обратный въезд из России в Эстонию. Здесь долго томиться в ожидании не приходится — в перовую очередь благодаря профессиональной работе российских пограничников. Но покидающих РФ ожидает проблема иного рода — их багаж тщательно обыскивается эстонцами. Евросоюз ввел множество запретов на ввоз российской продукции — тут и разного рода техническое оборудование, и предметы личной гигиены, и косметика, и алкоголь, и табачные изделия, и продукты питания. Правда, ограничения на ввоз личных вещей носят рекомендательный характер; таможенники могут их и не конфисковать. Но тут уж всё зависит от доброй воли того или иного эстонского таможенника — а они, судя по отзывам, толкуют законы так, как им заблагорассудится.

Повезло — успели до ночи

Корреспондент «Известий» поговорил с проживающим в Ирландии Александром Ковалевым — он въехал в Россию через эстонскую границу в минувший четверг. Уроженец Латвии Ковалев, как и сотни тысяч других выходцев из Прибалтики, в свое время переехал в Западную Европу в поисках заработка. В Петербург же они с женой направлялись для того, чтобы навестить проживающую там мать супруги Александра. Ковалев поведал, что они совершили авиаперелет из Дублина в Таллин, откуда очень быстро добрались на автобусе до границы. И вот там, по его словам, они сразу поняли, что предстоит нелегкое испытание — взгляду предстала огромная очередь человек в триста, двигающаяся чрезвычайно медленно.

   Фото: Global Look Press/Alexander Welscher
Фото: Global Look Press/Alexander Welscher

Ковалевы встали в хвост этой очереди примерно около 14.15. Ожидание было не просто тягостным — оно оказалось крайне нервным. «Люди, которые стояли перед нами, оказались из числа бывалых. Они снисходительно сказали нам, что велика вероятность того, что до 11 вечера мы границу пройти не успеем. А в 11 эстонцы опустят шлагбаум — и вновь поднимут его только в семь утра. Естественно, нас такая перспектива обеспокоила. Начали расспрашивать: а что делать в том случае, если придется заночевать на границе? Наверное, тут предусмотрены какие-то помещения для тех, кто не успел перейти на российскую сторону до наступления ночи? Нет, оказывается, ничего такого нет: придется всю ночь стоять на открытом воздухе и ждать. Тут наша нервозность перешла в панику», — делится Александр.

По его словам, все удобства для стоящих в приграничной очереди людей, на которые расщедрились эстонские власти, — несколько скамеек. «Если договориться с людьми в очереди, то можно отлучиться в платный туалет, находящийся в отдалении. Еще относительно неподалеку есть несколько кафе и торговый центр, но они на ночь закрываются. Из общения с людьми, стоящими рядом, выяснил, что они приехали из самых разных уголков Евросоюза — русскоязычный мужчина из Швеции, дама из Нидерландов, пара с детьми из Италии. Вообще семей с детьми стояло в очереди немало. Без очереди пропускали только тех родителей, кто прибыл с грудничками. Если ребенок старше грудного возраста, даже ненамного, то никакого снисхождения ему не оказывалось — стой в очереди, как все», — поясняет Ковалев.

   Фото: Global Look Press/Sergei Stepanov
Фото: Global Look Press/Sergei Stepanov

Температура была терпимая — +2 градуса, хотя ночью она, естественно, должна была упасть. Еще одной особенностью очереди оказалось то, что в нее периодически пытались вклиниться мошенники. «Как я понял, это местные из числа жителей Нарвы придумали такой промысел. Суть его заключается в том, что они пытаются влезть в середину очереди всеми правдами и неправдами, а потом выставляют захваченное ими место «на торги». Делается это нагло и беззастенчиво. Бывает, что мошенники пытаются доказать, что, дескать, «я стоял здесь с самого начала, но пришлось отлучиться в туалет». Или приводят с собой маленьких детей и давят на жалость: «Люди добрые, пропустите, видите — ребенок страдает». Если эти ухищрения оказываются успешными, то ловкачи отправляют своих подельников к людям, стоящим в хвосте, с предложением — если вы готовы раскошелиться, то сможете сократить свое ожидание на несколько часов. Просят за это сумму, эквивалентную пяти тысячам российских рублей», — свидетельствует Ковалев.

По словам Александра, в случаях, когда мошенники ведут себя особенно напористо и беззастенчиво, отвоевывая себе место в очереди, вспыхивают громкие конфликты и перепалки. Но эстонские пограничники вмешиваются в эти конфликты только в том случае, если они возникают совсем близко от входа в КПП. «Сама же очередь продвигается чрезвычайно медленно, поскольку, как выяснилось, с людьми работали лишь три приемных окошка. Мы приблизились к цели только в 22.00. За эти без малого восемь часов мы пережили с супругой спектр эмоций — он надежды до моральной готовности провести ночь на морозе. Но нам повезло. Потом был пристрастный досмотр — от нас потребовали открыть сумки и переворошили их содержимое, проверяя, не везем ли мы чего-нибудь подсанкционное. Но все-таки мы успели покинуть Эстонию до того, как время истекло, — вступили на российскую территорию без двадцати одиннадцать вечера. А большинство из тех людей, что стояли в очереди за нашими спинами, остались ночевать на улице», — завершает свой рассказ Александр Ковалев, в настоящее время находящийся в гостях у родни в Санкт-Петербурге.

Под равнодушным взглядом эстонских чиновников

Те, кто уже прошел границу, делятся в специализированных группах своим опытом с теми, кому это только предстоит сделать. Отзывы эти, как правило, такие, что людей слабонервных могут, пожалуй, отпугнуть от подобного «подвига». Так, жительница Финляндии Людмила Бауге сообщила: «Встали в очередь 19 декабря в 15:00 — между флагштоками и буквами НАРВА. Отстояли ночь и прошли границу в 8:30 20 декабря, стоя под дождем с 3:00 ночи. На контроле багажа и сумок была только одна женщина, вместо обычных двух-трех человек». Те, кто проходил очередь одновременно с ней, подтвердили, что в те сутки на осмотре вещей работала почему-то лишь одна пограничница.

   Фото: Global Look Press/Alexander Welscher
Фото: Global Look Press/Alexander Welscher

При этом бывалые предупреждают, что от эстонских пограничников можно ожидать любых неприятностей и каверз. Пенсионерка Наталья Берковская, в прошлом году посещавшая с мужем, инвалидом по зрению, дочь и внуков, проживающих в Швеции, сообщает о том, что обратное прохождение границы в Эстонии обошлось им с супругом немалым стрессом. «Простояв всю ночь, вдруг узнали, что нас тут не было. «Вежливый» эстонский служащий пытался мужа выкинуть из очереди. Слова его: «Если инвалид — дома сиди!» Муж потребовал посмотреть запись с камер: нашли, увидели, пропустили...» — вспоминает пенсионерка.

Оппозиционный эстонский общественный деятель Андрей Заренков отмечает, что погранпереход в Нарве превратился в пыточную камеру. «В пиковые дни у границы скапливаются от 400 до 600 человек: что называется, в чистом поле, без элементарных удобств. Дети и пожилые люди стоят под дождем, ветром, снегом и насмешками государственных людей, которые не хотят организовать человеческие условия для пересечения границы. Кто-то воспринимает это как месть, кто-то — как наказание за проживающих в России родственников, а кто-то — как образец будущей европейской заставы для путешествующих. Проблему мог бы решить режим круглосуточной работы перехода, но Эстония ничего не будет делать. Как считают наверху, «нормальные» в Россию не ездят, это ведь только русским надо», — констатирует Заренков.

   Фото: Global Look Press/Alexander Welscher
Фото: Global Look Press/Alexander Welscher

В парламент и правительство Эстонии постоянно поступают горячие просьбы навести порядок на границе. Люди предлагают открыть границу для ночного пропуска и увеличить хотя бы на время рождественских праздников число сотрудников. Отдельная просьба — покончить с практикой, при которой если у кого-то в очереди находят даже незначительную «санкционку» или хотя бы €5 (ввозить евро в Россию запрещено), то могут остановить всю очередь и долго разбираться со столь «серьезным нарушением». Это создает огромные задержки.

Также предлагается организовать электронную очередь с талонами и установить терминал, который выдает номер и показывает ориентировочное время пересечения границы. В этом случае застрявшие в очереди люди, особенно семьи с детьми, не будут вынуждены стоять на морозе под снегом или дождем, а смогут подождать в торговом центре или кафе. Однако все такие просьбы показательно игнорируются. «Проблема в том, что наше правительство не заинтересовано в том, чтобы сделать ситуацию на границе более комфортной», — подводит итог оппозиционный депутат эстонского парламента Александр Чаплыгин.