Американский шоураннер, продюсер, сценарист, режиссер и актер Брайан Фуллер известен прежде всего по сериалам. Первый успех к Фуллеру пришел после выхода «Мертвых до востребования» в 2007 г., продюсером которого он выступил. За два сезона проект получил 17 номинаций на «Эмми» и завоевал семь статуэток. Фуллер также продюсировал сериалы «Американские боги» (2017 г.), выступил шоураннером «Ганнибала» 2013–2015 гг., эстетской экранизации романов про доктора Лектера, который стал культовым. В версии Фуллера Лектер (в исполнении датского актера Мадса Миккельсена) был показан как настоящий денди и интеллектуал.
Хоррор «Поймать монстра», который идет сейчас в российском прокате, – первая полнометражная работа Фуллера (выступает шоураннером проекта). Премьера кинокартины прошла на Международном кинофестивале в Торонто в этом году, главную роль в нем сыграл Мадс Миккельсен. По сюжету юная Аврора (Софи Слоун) обращается за помощью к своему таинственному соседу (Миккельсен). Она уверена, что ее родителей съел монстр, который скрывается под кроватью. Так начинается их непредсказуемое путешествие, в ходе которого им повстречается целый ряд харизматичных персонажей, сыгранных Сигурни Уивер, Дэвидом Дастмалчяном и т. д.
В эксклюзивном интервью «Ведомостям» Фуллер рассказывает о своем детстве и рассуждает о том, почему «разумное» – это не всегда реальность.
«Ее чувства самые настоящие»
– Фильм «Поймать монстра» стал вашим полнометражным режиссерским дебютом. Расскажите, о чем для вас этот фильм?
– Это история о маленькой девочке по имени Аврора, которая нанимает киллера, чтобы убить монстра, прячущегося под ее кроватью. Но за этой, казалось бы, детской фантазией стоит очень реальный страх – это страх перед взрослыми, перед болью, а также перед своими собственными чувствами. Я хотел рассказать историю о том, как мы все учимся жить с теми монстрами, которые прячутся внутри нас.
– Аврора проходит через множество эмоциональных ситуаций. Фильм настолько тонко передает ее переживания, что возникает ощущение, что за этим сюжетом стоит какое-то личное переживание. Так ли это?
– Да, именно так. Ключом здесь являются слова Авроры, которые она произносит в одной из сцен: «Они были не очень добры ко мне». Это проекция моих собственных детских воспоминаний. Когда я был маленьким, мама подруги спросила у меня про моих же родителей: «Они не очень-то добры к тебе, не так ли?» Та женщина была учительницей, и неудивительно, что она чувствовала малейшие эмоциональные перемены, происходящие с детьми. Но что действительно меня поразило, так это то, что чужой мне взрослый человек так просто «считал» и проговорил вслух то, что я на самом деле испытывал. При плохом отношении родителей у детей возникает своеобразный внутренний дисбаланс. Вы не задаетесь вопросом, почему они так себя ведут, вы думаете, что причина в вас, и пытаетесь понять, чем вы это заслужили.
– В своих работах вы часто используете метафоры и аллегории, отсылки к прошлому героев, а также исследуете темы взросления и говорите об особенном, отличном от взрослого, детском взгляде на мир. Почему вам важно показывать события через призму восприятия ребенка?
– Вопрос, который мы хотим, чтобы зрители фильма «Поймать монстра» задавали себе: «Верю ли я Авроре?» Из-за ее богатого, живого воображения аудитория видит историю Авроры через фантазийную призму, можно сказать, что она «ненадежный рассказчик» (в фильмах так называют персонажа-рассказчика, которому нельзя полностью доверять, поскольку он может умышленно или непредумышленно лгать, искажать факты, заблуждаться. – «Ведомости»). В ее мире тени живут и дышат, обои шевелятся, под ее кроватью прячется монстр. Вокруг Авроры происходят «волшебные» вещи, которых больше никто не видит. Значит ли это, что переживания девочки нереальны? Нет, ее чувства самые настоящие, подлинные. Она живет в страхе перед ними, в то время как ее загадочный сосед в исполнении Мадса Миккельсена глух к своим эмоциям. Его взгляд на мир кажется зрителю более разумным – никаких монстров вокруг, только люди. Но «разумное» – это не всегда реальность. И то, что ребенок говорит что-то неординарное, не означает, что это выдумка. Дети – самые честные рассказчики, даже когда их фантазии кажутся невозможными.
«Я верю в исцеление»
– В картине есть сразу несколько ярких персонажей – «таинственный сосед» Миккельсена, героиня Сигурни Уивер, с которой вы работали впервые. Что вас привлекает в этих актерах?
– Мы с Мадсом знакомы давно, и, прочитав сценарий, он очень быстро подтвердил свое участие в проекте. Миккельсен – настоящее воплощение противоречий: в нем одновременно есть холод и тепло, жизнь и смерть. Все это идеально подходит его персонажу. А Сигурни – сила, обаяние, опасность и юмор в одном человеке. Благодаря своему таланту Уивер добавила в фильм ту глубину, которую была способна дать только она.
– Визуально фильм напоминает готическую сказку своими цветовым и отчасти звуковым решениями, но в то же время он наполнен неожиданной теплотой благодаря взаимодействию актеров. Как вам удалось найти такой баланс?
– Мне совсем не хотелось, чтобы «Поймать монстра» был темным и мрачным. Наоборот, мир Авроры полон цветов, света, контраста. Вместе с художником-постановщиком Николь Уитакер (известна по сериалам «Патриот», «Заговор сестер Гарви», «Предприятие «Божий дар». – «Ведомости») мы показываем, что самый страшный аспект фильма в первую очередь связан с психологической, а не с визуальной стороной.
– Несмотря на то что монстр, которого боится Аврора, значительную часть экранного времени проводит за кадром и зрители узнают о нем из рассказов девочки, он во многих смыслах является ключевым персонажем истории. Расскажите, как вы работали над его воплощением?
– Мне было важно, чтобы монстр, несмотря на свою фантастичность, казался осязаемым, реальным. Вместе с командой студии визуальных эффектов Legacy Effects (работала над спецэффектами в фильмах «Аватар», «Мстители», «Железный человек», «Парк юрского периода» и др. – «Ведомости») мы придумали существо, одновременно пугающее и привлекательное. Многие части тела монстра подвижны (благодаря аниматорике. – «Ведомости»): голова должна была подниматься, опускаться, поворачиваться влево и вправо. Визуальные эффекты добавляли только там, где не хватало возможностей практического прототипа, благодаря чему монстр на экране выглядит очень органично.
– А если говорить про смысловое наполнение, кто же на самом деле по своей сути этот монстр?
– Монстр – это не только существо под кроватью. Это все то, чего мы боимся, – наши чувства, воспоминания. Мы показываем аудитории, что иногда чудовище живет не под кроватью, а в сердце. Но если мы наберемся смелости посмотреть ему в глаза, то оно может оказаться не таким уж и страшным.
– Какие основные эмоциональные и смысловые акценты вы расставили при работе над сценарием? Если представить, что фильм – своеобразное послание взрослым, то как его можно было бы сформулировать?
– Всем было бы лучше поверить Авроре. В нашем фильме главная мысль, которую мы развиваем, – доверяйте детям, прислушивайтесь к ним. Как только сосед допускает мысль, что Аврора говорит правду, у него появляется шанс справиться со своим монстром.
Мне бы хотелось, чтобы после просмотра зрители задумались о том, как важно прислушиваться к детям, к тому, что они не могут сказать прямо. Я был бы счастлив, если бы наша история дала хоть одному ребенку ощущение, что его услышали и поняли.
– При всей мрачности сюжета и непростых темах, которые затрагивает фильм, вроде одиночества или важности доверия между людьми он оставляет ощущение надежды. Почему вы решили сделать финал настолько отличным по настроению от самой картины?
– Потому что я верю в исцеление. «Поймать монстра» – не про смерть и ужас, а про принятие себя, своих страхов и работу над ними.
Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram
Читайте также:
Для сохранения редких растений Байкала создана цифровая база данных
Самый дорогой состав в Сербии и очко до лидера – что за клуб достался Станковичу
Путин принял в Кремле нового генпрокурора РФ Александра Гуцана