22 июня 1941 года. Советский народ, как один, поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Словно стена на пути врага встали города-герои Сталинград, Ленинград, Керчь и многие другие. Но не все было так радужно, как рассказывала советская пропаганда. Не все поднялись на борьбу с нацистами. Были и те, кто с воодушевлением встречал приход немцев. Целые города с цветами и овациями встречали оккупантов.
Чуть ли не ковровую дорожку расстелили перед немцами жители литовского Каунаса. Кроме того, литовцы сдали нацистам все точки расположения советских подразделений. Это позволило немцам подавить их с неба. Солдаты вермахта прошли по улицам города победным маршем, а горожане встречали их с улыбками на лице и овациями. В течение июля вся Литва оказалась в зоне оккупации. Все те, кто радостно встречал немцев в 1941 году, сейчас в Литве считаются национальными героями.
Не менее благодушно встречал фашистов и Львов. Как только немцы приблизились к окрестностям города, отряды украинских националистов открыли огонь по красноармейцам. Наши солдаты погибали, атакованные в спину. Львов наводнили антисоветские листовки с призывом убивать коммунистов. 30 июня части вермахта вошли в город, жители которого встречали немецких солдат с цветами.
Не менее радостно встречали немцев и эстонцы. Они грезили, что при нацистском режиме они заживут лучше. Но как же они ошибались. В планах Гитлера им, как и другим народам, не было места.
Но прибалты отличились и по ходу немецкой оккупации. Как только пришли немцы, нашлось немало желающих служить новому режиму. В результате из местных добровольцев была создана «вспомогательная служба полиции порядка». Полицаи занимались охраной военных и хозяйственных объектов, лагерей военнопленных, боролись с партизанами и подпольем, использовались в карательных операциях на территории Белоруссии.
На территории оккупированной Литвы было создано 24 батальона «самообороны». В ноябре 1941 года отряды самообороны были переформированы в 22 батальона вспомогательной полиции общей численностью 8 тыс человек.
Из донесения Партии литовских националистов генеральному советнику Кубилюнасу:
11-му литовскому батальону было поручено расстреливать привезённых из Белоруссии и Польши русских, евреев, коммунистов и военнопленных Советской Армии… Все эти экзекуции, особенно массовое вешание, документируются с помощью киноаппаратуры.
В карательных акциях на территории Белоруссии участвовали 12-й, 3-й, 15-й, 254-й и 255-й литовские батальоны, на Украине – 4-й, 7-й, 8-й и уже упомянутый выше 11-й, в Ленинградской области – 5-й и 13-й.
В сентябре 1941 года в Латвии начинается формирование 45 вспомогательных батальонов общей численностью 15 тыс человек. Латышские полицаи участвовали в массовом истреблении мирного населения в Лиепае, Валмиере, Екабпилсе, Даугавпилсе, Резекне. Вскоре они были переброшены в Белоруссию для борьбы с партизанами.
В том же сентябре было сформировано 6 эстонских охранных отрядов. Им поручалась борьба с партизанами в тылу 18-й немецкой армии. В 1942 году они были брошены против частей Красной Армии.
А вот Солженицын, после всего этого, покаянно просил прощения у народов Прибалтики. За что? Сами простите:
Особенно прилегают к моей душе эстонцы и литовцы. Хотя я сижу с ними на равных правах, мне так стыдно перед ними, будто посадил их я. Неиспорченные, работящие, верные слову, не-дерзкие, – за что и они втянуты на перемол под те же проклятые лопасти? Никого не трогали, жили тихо, устроенно и нравственнее нас – и вот виноваты в том, что живут у нас под локтем и отгораживают от нас море.
«Стыдно быть русским!» – воскликнул Герцен, когда мы душили Польшу Вдвое стыднее быть советским перед этими незабиячливыми беззащитными народами.
Но в каждом народе есть предатели и герои. В составе Красной Армии сражался 8-й Эстонский корпус, на 80% состоявший из этнических эстонцев. Не забудем и партизан, которые сражались с немцами под Львовом. Мы помним их, мы чтим память о всех, кто сражался за Родину.