Знаете, в индустрии видеоигр редко бывает скучно, но конец 2025 года подкинул нам действительно любопытный прецедент. Представьте ситуацию: проект купается в лучах славы, собирает восторженные отзывы критиков и геймеров, коллекционирует статуэтки одну за другой. И вдруг — резкий поворот. Французская студия Sandfall Interactive, подарившая нам великолепную Clair Obscur: Expedition 33, столкнулась с неожиданной принципиальностью жюри одной из премий.
Оказывается, даже абсолютный фаворит может потерять корону, если нарушит правила, касающиеся использования нейросетей. Давайте разберёмся, что именно произошло на церемонии The Indie Game Awards и почему этот случай может стать важным уроком для всех разработчиков.
Триумф с горьким послевкусием
Clair Obscur: Expedition 33 — это, безусловно, явление. Пошаговая ролевая игра с уникальным визуальным стилем стала настоящим локомотивом наградного сезона 2025 года. Казалось бы, ничто не могло омрачить успех французских разработчиков. Однако 19 декабря, во время подведения итогов The Indie Game Awards (IGA 2025), организаторы сделали заявление, которое заставило многих удивиться.
Они официально объявили об отзыве сразу двух наград, присуждённых этому проекту:
- «Игра года».
- «Лучший дебют».
Решение, прямо скажем, жёсткое. Обычно, если статуэтка вручена, её уже не забирают обратно, если только не вскрываются какие-то вопиющие факты. И здесь камнем преткновения стали технологии.
Нейросети против правил «инди»
Вся соль истории кроется в регламенте премии. The Indie Game Awards позиционирует себя как площадка, ценящая исключительно человеческое творчество. Это своего рода бастион традиционной разработки, где каждый пиксель и каждая строчка кода должны быть созданы людьми.
Как выяснилось позже — эту информацию можно найти в разделе FAQ на официальном сайте премии — причиной дисквалификации стал генеративный искусственный интеллект. Организаторы обнаружили, что при создании Clair Obscur: Expedition 33 использовались ИИ-инструменты.
Самое неприятное в этой ситуации даже не сам факт использования нейросетей, а коммуникация между разработчиками и комитетом премии. На этапе отбора заявок представители Sandfall Interactive заверили организаторов, что их проект чист от генеративного контента. Получилось неловко: уверения были даны, а проверка показала обратное.
Попытка исправить ситуацию не засчитана
Интересно, что разработчики, похоже, осознали проблему ещё до того, как грянул гром. Сообщается, что спорные материалы, сгенерированные ИИ, были удалены из игры с помощью патча. То есть, технически, в текущей версии игры «машинного» контента может уже и не быть.
Однако для комитета IGA этот жест доброй воли оказался недостаточным. Их позиция звучит примерно так: сам факт нарушения правил и введения в заблуждение на этапе подачи заявки уже является основанием для пересмотра результатов.
Организаторы отметили, что, несмотря на то что Clair Obscur является замечательной игрой, а спорные ассеты были вычищены, ситуация идёт вразрез с устоявшимися правилами фестиваля. Вердикт был однозначным: награды аннулировать и передать тем, кто соблюдал регламент от и до.
Новые победители
Свято место пусто не бывает. После того как фаворит сошёл с дистанции, его титулы перешли к ближайшим преследователям, которые, очевидно, полагались только на свои силы и таланты живых художников и программистов.
Пересмотренный список победителей выглядит так:
- Лучшая игра 2025 года — головоломка Blue Prince от студии Dogubomb.
- Лучший дебют — хоррор на выживание Sorry We're Closed от команды à la mode games.
Для этих ребят такой поворот событий стал настоящим подарком судьбы. Получить признание на фоне дисквалификации такого гиганта — это, конечно, победа со звёздочкой, но от того не менее ценная.
Влияет ли это на общий успех Clair Obscur?
Давайте будем честны: для Sandfall Interactive эта потеря — скорее булавочный укол, чем серьёзная рана. Если взглянуть на общую картину через призму трекеров вроде GOTY Index, то в копилке Clair Obscur: Expedition 33 уже находится более 120 наград различного калибра.
Потеря двух статуэток от одной конкретной организации вряд ли пошатнёт репутацию проекта в глазах массового игрока. Геймеры любят игру за геймплей, атмосферу и сюжет, а не за то, рисовал ли текстуру облака человек или алгоритм.
Тем не менее, этот случай создаёт важный прецедент. Он показывает, что в индустрии всё ещё существуют ниши, где «чистота» творчества ценится превыше итогового результата. И если вы подаётесь на конкурс с жёсткими правилами относительно ИИ, лучше быть предельно честными с самого начала.
В сухом остатке мы имеем отличную игру, которая останется в истории 2025 года, и маленькую, но гордую премию, которая доказала, что принципы для неё важнее хайпа. И, пожалуй, это тот редкий случай, когда правы обе стороны.
Подпишись, поставь лайк и поделись с друзьями!
Жмякни на колокольчик