«Ой, в каждой бочке затычка», - часто слышала я в свой адрес в школьные годы. Чаще всего, конечно, за глаза.
В детстве я была удобным ребенком. Знаете, таким, которого любят воспитатели в садике, учителя в школе, продавцы в магазине и даже врачи, потому что я никогда не боялась прививок и уколов. Такая примерная девочка-припевочка 😁
Зато одноклассников и других ребят, я видимо, раздражала. Сейчас про таких говорят: «Такая правильная, аж бесит».
И только дома я могла показать свою истинную натуру🫣 Идеальной и спокойной я не была. У меня никогда не закрывался рот. Я постоянно что-то трындела без умолку. Когда мы с папой куда-нибудь шли, он говорил: «Дочь, а давай помолчим немного. Хотя бы два дома». Для меня это была пытка. Я не понимала его и даже сердилась. «Вот вырасту, - думала я, - и всегда буду слушать своих детей». Ага. Теперь, став мамой, прекрасно его понимаю.
Рот мой был открыт не только для разговоров, но и от любопытства. Мне всегда всё было интересно. Мне обязательно нужно было быть в эпицентре событий. С возрастом, в общем, ничего не изменилось 😉
Наверное, несложно догадаться, что в школе я была отличницей и активисткой. Кто пойдет на вокальный кружок? – Я! Кто на танцевальный? Я! Кто на туристический? Я! И ведь везде как-то успевала!
Но, честно сказать, с вокалом не сложилось. Петь люблю, но не очень-то умею. Не слышу я того, что слышат люди с музыкальным слухом. Хотя на школьных мероприятиях пела.
«Танцевальная карьера» тоже быстро закончилась. Кружок вела молодая учительница, которая недолго проработала в нашей деревенской школе.
А вот туристический кружок запал мне в душу. Его вёл учитель географии, а потом и директор школы - Пётр Николаевич Конаков. С ним мы вязали узлы, в оврагах учились преодолевать препятствия, ставили палатки, разводили костры и осваивали первую помощь. Каждое занятие было увлекательным. Каждый год в мае у нас в селе проходил районный туристический слёт. Задача была простая: выиграем - идём в поход на Кавказ. Наша команда делала для победы всё. Побед было несколько, и Пётр Николаевич каждый раз слово держал.
Так, в 11 лет, я впервые отправилась в поход на Кавказ. Это было почётно и очень ответственно. Готовились мы серьёзно. Потом из Волгограда ехали в Новороссийск, а оттуда уже пешком - с рюкзаками, полным обмундированием (спальник, коврик, одежда, провизия) - шли по заданному маршруту. Вдали от цивилизации, в горах, мы проводили по 7-8 дней. Жили в палатках, купались в горных речках и водопадах, в июле катались на снегу, готовили на костре, перебирались через реки, видели диких животных. Эти воспоминания не исчезнут никогда. Это было невероятно, здорово, классно!
В самый первый поход вместе с руководителем пошёл мой папа. Он всё норовился мне помочь, что-нибудь вытащить из моего рюкзака. Но я не давала. Говорила: «Я как все, сама справлюсь». Самое интересное, что после недели в горах мы ещё дня три-четыре жили дикарём на море. Это тоже непередаваемые ощущения. Впервые увидеть Чёрное море, медуз — их было очень много! Именно там я окончательно научилась плавать. Всего я была в таких походах пять раз, и, наверное, именно тогда во мне и зародилась любовь к путешествиям. Я бесконечно благодарна родителям за эти воспоминания.
И о школе у меня остались самые добрые воспоминания. Да, меня дразнили «толстой» или «пухленькой», но я как-то особо не переживала. Я любила учиться. Суперумной не была, но очень старательной. Меня никто не заставлял делать уроки — я сама могла сидеть над ними часами. Учителя это ценили.
Не очень складывалось с математикой. И ещё я не любила писать сочинения — тяжело давались. Спасибо маме, которая буквально научила меня их писать. Без неё я бы не справилась.
А однажды маме на меня пожаловался физик, молодой учитель. Сказал, что я не понимаю предмет, а просто зубрю. «Спроси когда угодно — отвечает на все вопросы». Мама так и не поняла, в чём претензия. Тем более что накануне я выиграла в игре «Звёздный час» по физике.
С физкультурой отношения тоже не заладились. Я не могла прыгнуть через козла, еле-еле научилась лазать по канату, плохо прыгала в длину и высоту. Был даже забавный случай. Учительница не могла смириться с моей неспортивностью и пыталась меня всему научить. Как-то раз на улице проходили прыжки в высоту. Планку поднимали всё выше. И у меня стало получаться! Я так увлеклась, что не заметила, как собственной же коленкой разбила себе нос. Шлёпнулась и лежу вся в крови. После этого её пыл сделать из меня спортсменку поутих.
Помимо уроков, в нашей сельской школе кипела внеурочная жизнь.
Вожатой была наша классная руководительница. Она только-только окончила педучилище, ненамного старше нас. Очень скромная и спокойная, но, я считаю, именно она одна из первых разглядела во мне интерес к творчеству, какие-то способности. Какие мы устраивали вечера и спектакли! Новогодние — это было нечто фееричное. В этой молодой учительнице бил ключом креатив, и мы с радостью воплощали её идеи.
Однажды она готовила меня на конкурс «Мисс Осень» — он проходил в конце первой четверти, перед каникулами. Светлана Александровна помогла мне с визиткой и другими заданиями. В тот день после уроков мы убирали и украшали класс, где должен был состояться конкурс. Вышли выбросить мусор во двор — и в этот самый момент мне в голову прилетел камень. Его якобы случайно кинули мальчишки постарше. Я разревелась, вздулась шишка, голова раскалывалась. Пришла домой в полном расстройстве и уснула, уже не собираясь никуда идти. Но после сна полегчало, и я «врагам» назло пошла на конкурс — и завоевала главный приз!
Побед и поражений в школьной жизни было ещё много, всего не расскажешь. Но поделюсь одним самым значимым. В старших классах я писала исследовательскую работу «Моя малая Родина». Руководила мной учитель истории Марина Борисовна Выдрина. Эта работа заняла первое место в районе, второе — в области, и меня направили в Москву! Представляете?
Четырнадцатилетняя девочка из деревеньки едет в столицу на всероссийский конкурс. Это был восторг!
Призового места я там, конечно, не заняла. Зато получила бесценный опыт.
Увидела Москву, Красную площадь, Кремль. Сейчас пишу это — и плачу от счастья, что всё это было в моей жизни.
Да, возможно, меня было «много». Кого-то я раздражала. Но я по натуре такая — «затычка» в каждой бочке, которой всё интересно.
Своим детям я теперь говорю: пробуйте себя во всём. Да, мне помогали родители и поддерживали учителя, но они видели моё старание. Я безмерно благодарна им всем. Именно благодаря своим учителям я с детства мечтала стать одной из них. Но это — уже совсем другая история... 😉