Найти в Дзене
Время Новостей

Валерий Рыжаков: судьба актера между тишиной экрана и глубиной сцены

Имя Валерия Рыжакова занимает особое место в истории советского и российского театра и кино. Сила этого актера заключалась в правде, внутренней сосредоточенности и умении говорить о главном почти шепотом. Биография Рыжакова —история человека, для которого эта профессия была не ремеслом и не способом самореализации, а формой нравственного служения. 23 декабря актеру исполнилось бы 80 лет. Валерий Николаевич Рыжаков родился 23 декабря 1945 года — в послевоенное время, когда страна только начинала возвращаться к мирной жизни. Детство его прошло в атмосфере, далекой от идеальной, но именно благодаря ей будущий актер получит внутреннюю силу, которая будет так нравиться публике и отзовется во множестве его работ. Уже в юности Рыжаков проявлял интерес к литературе, кино и сцене, но поворотным моментом стало решение поступать в театральное училище. Это был не импульсивный шаг, а осознанный выбор пути, который требовал полной самоотдачи, именно поэтому актер поступил в Школу-студию МХАТ — одно
Оглавление

Имя Валерия Рыжакова занимает особое место в истории советского и российского театра и кино. Сила этого актера заключалась в правде, внутренней сосредоточенности и умении говорить о главном почти шепотом. Биография Рыжакова —история человека, для которого эта профессия была не ремеслом и не способом самореализации, а формой нравственного служения. 23 декабря актеру исполнилось бы 80 лет.

   Кадр из кинофильма «Тренер», 1969 г., «Киностудия им. М. Горького», режиссер Яков Базелян
Кадр из кинофильма «Тренер», 1969 г., «Киностудия им. М. Горького», режиссер Яков Базелян

Ранние годы и выбор в пользу искусства

Валерий Николаевич Рыжаков родился 23 декабря 1945 года — в послевоенное время, когда страна только начинала возвращаться к мирной жизни. Детство его прошло в атмосфере, далекой от идеальной, но именно благодаря ей будущий актер получит внутреннюю силу, которая будет так нравиться публике и отзовется во множестве его работ.

Уже в юности Рыжаков проявлял интерес к литературе, кино и сцене, но поворотным моментом стало решение поступать в театральное училище. Это был не импульсивный шаг, а осознанный выбор пути, который требовал полной самоотдачи, именно поэтому актер поступил в Школу-студию МХАТ — одно из самых авторитетных учебных заведений страны. Уже сам факт обучения в этих стенах означал высокую планку ожиданий и серьезное отношение к профессии.

-2

Кадр из кинофильма «Доживем до понедельника», 1968 г. Киностудия имени М. Горького, режиссер Станислав Ростоцкий

Школа-студия МХАТ и формирование актерского метода

Годы учебы стали для Валерия Рыжакова временем интенсивного внутреннего роста, ведь в Школе-студии МХАТ большое внимание уделялось психологической достоверности, работе с внутренним действием и умению существовать на сцене «по правде». Именно эти качества впоследствии стали визитной карточкой актера.

Хоть Рыжаков не стремился быть первым, педагоги и сокурсники рано заметили его редкую способность к глубокому проживанию роли. Он умел слушать партнера, выдерживать паузы, наполнять молчание смыслом — это делало Рыжакова особенно органичным в ролях людей думающих, сомневающихся и ищущих.

-3

Кадр из кинофильма «Я солдат, мама», 1966 г. «Мосфильм», режиссер Манос Захариас

Театр как пространство внутренней работы

После окончания Школы-студии МХАТ Валерий Рыжаков был принят в труппу Московского Художественного театра. Работа на этой сцене стала для него продолжением усердной учебы — мхатовская традиция требовала от актера не внешнего блеска, а честности и духовной дисциплины, и Рыжаков органично вписался в эту систему.

На театральной сцене он сыграл множество ролей, каждая из которых отличалась тонкой психологической проработкой. Даже второстепенные персонажи в его исполнении обретали объем и самостоятельную судьбу. Рыжаков умел сделать так, что зритель запоминал не только центральных героев спектакля, но и тех, кто находился на периферии действия. Он воспринимал сцену как место для возможности говорить со зрителем о сложных, иногда болезненных, но неизбежно важных вещах, за что его и полюбила публика.

-4

Кадр из фильма «Офицеры», 1971 г. Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, режиссер Владимир Роговой

Кинематограф и всесоюзная узнаваемость

Широкая зрительская известность пришла к Валерию Рыжакову благодаря кино. С первых ролей он закрепил за собой репутацию актера, способного точно и честно передавать внутренний мир своих персонажей. В дальнейшем он неоднократно играл людей разного возраста и социального положения, но всегда сохранял то самое ощущение доверия, которое отличало его лучшие работы.

Рыжаков не гнался за количеством ролей и не стремился любой ценой оставаться в центре внимания. Его фильмография формировалась постепенно, без резких взлетов и падений, но каждая работа добавляла новые штрихи к актерскому портрету.

-5

Кадр из фильма «Впереди океан», 1983 г. Свердловская киностудия, режиссер Владимир Лаптев

Особенность актерской интонации

Говоря о Валерии Рыжакове, невозможно не отметить его уникальную интонацию. Он принадлежал к типу актеров, которые не «играют» эмоции, а проживают их изнутри. Его герои часто были немногословны, но за этой сдержанностью скрывается огромная внутренняя сила и любовь к жизни. Взгляд, пауза, едва заметное движение — все работало на создание цельного образа.

В эпоху, когда экран все чаще требовал яркости и внешней выразительности, Рыжаков оставался верен иной эстетике. Он доверял зрителю, не разжевывал смысл, не подталкивал к однозначным выводам, поэтому и его персонажи задавали вопросы, а не давали готовые ответы.

-6

Кадр из кинофильма «Тренер», 1969 г. Киностудия им. М. Горького, режиссер Яков Базелян

Педагогическая и духовная составляющая жизни

Со временем в жизни Валерия Николаевича все более заметное место стала занимать педагогическая деятельность. Он делился своим опытом с молодыми актерами, передавая не только профессиональные навыки, но и отношение к профессии как к ответственности перед зрителем и перед собой. Для него было важно воспитать не просто исполнителей, а думающих, чувствующих людей.

В зрелые годы в его жизни усилился интерес к духовным вопросам. Это не было демонстративным уходом от профессии, скорее естественным продолжением внутреннего пути. Его мировоззрение становилось более сосредоточенным, созерцательным, что отражалось и в выборе ролей, и в манере существования на сцене.

-7

Кадр из фильма «Вот придет август», 1984 г. «Азербайджанфильм», режиссер Гюльбаниз Азимзаде

Последние годы и наследие

Несмотря на то, что Валерий Рыжаков был трижды женат, детей у него не было. Со своей третьей женой Валентиной Васильевной, гримером киностудии «Мосфильм», актер прожил 38 лет.

В последние годы жизни его преследовала болезнь сердца. В конце 2015 года Рыжакову даже была сделана необходимая хирургическая операция, после которой он почувствовал себя лучше и успел отметить 70-летний юбилей, но незадолго до новогоднего боя курантов 31 декабря 2015 года неожиданно скончался.

Валерий Николаевич Рыжаков оставил после себя не только обширное творческое наследие, но и ощущение редкой человеческой цельности. Он не стремился стать легендой и, возможно, именно поэтому остался в памяти зрителей как актер подлинный и незаменимый.

Его биография — это пример того, как можно прожить жизнь в искусстве без компромиссов с совестью, без суеты и гонки за признанием. Он доказал, что настоящая глубина не требует громких заявлений, а подлинное мастерство проявляется в умении быть честным — с ролью, с партнером, со зрителем и с самим собой.

Сегодня, пересматривая фильмы с участием Валерия Рыжакова или вспоминая его театральные работы, зритель вновь и вновь убеждается в том, что его искусство не подвластно времени. Оно продолжает звучать тихо, но уверенно, напоминая о том, что в центре любой роли, как и любой человеческой судьбы, всегда остается живая душа.

-8

Кадр из фильма «Досье человека в «Мерседесе», 1986 г. Киностудия им. М. Горького, режиссер Георгий Николаенко

До этого «Ямал-Медиа» рассказал о жизни и творчестве любимицы советского зрителя Ольги Аросевой.