Имя Валерия Рыжакова занимает особое место в истории советского и российского театра и кино. Сила этого актера заключалась в правде, внутренней сосредоточенности и умении говорить о главном почти шепотом. Биография Рыжакова —история человека, для которого эта профессия была не ремеслом и не способом самореализации, а формой нравственного служения. 23 декабря актеру исполнилось бы 80 лет.
Ранние годы и выбор в пользу искусства
Валерий Николаевич Рыжаков родился 23 декабря 1945 года — в послевоенное время, когда страна только начинала возвращаться к мирной жизни. Детство его прошло в атмосфере, далекой от идеальной, но именно благодаря ей будущий актер получит внутреннюю силу, которая будет так нравиться публике и отзовется во множестве его работ.
Уже в юности Рыжаков проявлял интерес к литературе, кино и сцене, но поворотным моментом стало решение поступать в театральное училище. Это был не импульсивный шаг, а осознанный выбор пути, который требовал полной самоотдачи, именно поэтому актер поступил в Школу-студию МХАТ — одно из самых авторитетных учебных заведений страны. Уже сам факт обучения в этих стенах означал высокую планку ожиданий и серьезное отношение к профессии.
Кадр из кинофильма «Доживем до понедельника», 1968 г. Киностудия имени М. Горького, режиссер Станислав Ростоцкий
Школа-студия МХАТ и формирование актерского метода
Годы учебы стали для Валерия Рыжакова временем интенсивного внутреннего роста, ведь в Школе-студии МХАТ большое внимание уделялось психологической достоверности, работе с внутренним действием и умению существовать на сцене «по правде». Именно эти качества впоследствии стали визитной карточкой актера.
Хоть Рыжаков не стремился быть первым, педагоги и сокурсники рано заметили его редкую способность к глубокому проживанию роли. Он умел слушать партнера, выдерживать паузы, наполнять молчание смыслом — это делало Рыжакова особенно органичным в ролях людей думающих, сомневающихся и ищущих.
Кадр из кинофильма «Я солдат, мама», 1966 г. «Мосфильм», режиссер Манос Захариас
Театр как пространство внутренней работы
После окончания Школы-студии МХАТ Валерий Рыжаков был принят в труппу Московского Художественного театра. Работа на этой сцене стала для него продолжением усердной учебы — мхатовская традиция требовала от актера не внешнего блеска, а честности и духовной дисциплины, и Рыжаков органично вписался в эту систему.
На театральной сцене он сыграл множество ролей, каждая из которых отличалась тонкой психологической проработкой. Даже второстепенные персонажи в его исполнении обретали объем и самостоятельную судьбу. Рыжаков умел сделать так, что зритель запоминал не только центральных героев спектакля, но и тех, кто находился на периферии действия. Он воспринимал сцену как место для возможности говорить со зрителем о сложных, иногда болезненных, но неизбежно важных вещах, за что его и полюбила публика.
Кадр из фильма «Офицеры», 1971 г. Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, режиссер Владимир Роговой
Кинематограф и всесоюзная узнаваемость
Широкая зрительская известность пришла к Валерию Рыжакову благодаря кино. С первых ролей он закрепил за собой репутацию актера, способного точно и честно передавать внутренний мир своих персонажей. В дальнейшем он неоднократно играл людей разного возраста и социального положения, но всегда сохранял то самое ощущение доверия, которое отличало его лучшие работы.
Рыжаков не гнался за количеством ролей и не стремился любой ценой оставаться в центре внимания. Его фильмография формировалась постепенно, без резких взлетов и падений, но каждая работа добавляла новые штрихи к актерскому портрету.
Кадр из фильма «Впереди океан», 1983 г. Свердловская киностудия, режиссер Владимир Лаптев
Особенность актерской интонации
Говоря о Валерии Рыжакове, невозможно не отметить его уникальную интонацию. Он принадлежал к типу актеров, которые не «играют» эмоции, а проживают их изнутри. Его герои часто были немногословны, но за этой сдержанностью скрывается огромная внутренняя сила и любовь к жизни. Взгляд, пауза, едва заметное движение — все работало на создание цельного образа.
В эпоху, когда экран все чаще требовал яркости и внешней выразительности, Рыжаков оставался верен иной эстетике. Он доверял зрителю, не разжевывал смысл, не подталкивал к однозначным выводам, поэтому и его персонажи задавали вопросы, а не давали готовые ответы.
Кадр из кинофильма «Тренер», 1969 г. Киностудия им. М. Горького, режиссер Яков Базелян
Педагогическая и духовная составляющая жизни
Со временем в жизни Валерия Николаевича все более заметное место стала занимать педагогическая деятельность. Он делился своим опытом с молодыми актерами, передавая не только профессиональные навыки, но и отношение к профессии как к ответственности перед зрителем и перед собой. Для него было важно воспитать не просто исполнителей, а думающих, чувствующих людей.
В зрелые годы в его жизни усилился интерес к духовным вопросам. Это не было демонстративным уходом от профессии, скорее естественным продолжением внутреннего пути. Его мировоззрение становилось более сосредоточенным, созерцательным, что отражалось и в выборе ролей, и в манере существования на сцене.
Кадр из фильма «Вот придет август», 1984 г. «Азербайджанфильм», режиссер Гюльбаниз Азимзаде
Последние годы и наследие
Несмотря на то, что Валерий Рыжаков был трижды женат, детей у него не было. Со своей третьей женой Валентиной Васильевной, гримером киностудии «Мосфильм», актер прожил 38 лет.
В последние годы жизни его преследовала болезнь сердца. В конце 2015 года Рыжакову даже была сделана необходимая хирургическая операция, после которой он почувствовал себя лучше и успел отметить 70-летний юбилей, но незадолго до новогоднего боя курантов 31 декабря 2015 года неожиданно скончался.
Валерий Николаевич Рыжаков оставил после себя не только обширное творческое наследие, но и ощущение редкой человеческой цельности. Он не стремился стать легендой и, возможно, именно поэтому остался в памяти зрителей как актер подлинный и незаменимый.
Его биография — это пример того, как можно прожить жизнь в искусстве без компромиссов с совестью, без суеты и гонки за признанием. Он доказал, что настоящая глубина не требует громких заявлений, а подлинное мастерство проявляется в умении быть честным — с ролью, с партнером, со зрителем и с самим собой.
Сегодня, пересматривая фильмы с участием Валерия Рыжакова или вспоминая его театральные работы, зритель вновь и вновь убеждается в том, что его искусство не подвластно времени. Оно продолжает звучать тихо, но уверенно, напоминая о том, что в центре любой роли, как и любой человеческой судьбы, всегда остается живая душа.
Кадр из фильма «Досье человека в «Мерседесе», 1986 г. Киностудия им. М. Горького, режиссер Георгий Николаенко
До этого «Ямал-Медиа» рассказал о жизни и творчестве любимицы советского зрителя Ольги Аросевой.