Здравствуйте, коллеги-киноманы. Когда я выкладывал интересные факты о втором фильме про Джона Рэмбо, я там вкратце указал, что Сталлоне выбросил из сценария многие придумки Джеймса Кэмерона (а именно Кэмерон готовил первый драфт). Теперь пришло время покопаться более основательно в том, что же именно Слай выбросил и на что заменил. А также посмотрим на то, что стало с идеями Кэмерона, которые в итоговый фильм не вошли.
Также по теме:
Джеймс Кэмерон пытался сохранить социальный подтекст «Первой крови» в своем сценарии ко второй части, но Сильвестр Сталлоне позаботился о том, чтобы большая его часть была вырезана. Это тот фильм, где франшиза начала отказываться от многого, что делало оригинал 1982 года таким глубоким. По меркам серии фильмов о Рэмбо, вторая часть не была такой же нелепой, как третья, где ветеран Вьетнама в исполнении Сталлоне по сути в одиночку сражается с целой советской армией. Но здесь бывший пацифист Джон Дж. Рэмбо действительно расправляется с целыми 75 плохими парнями, что, по сравнению с нулевым счетом убийств в первой части, является довольно резким сдвигом.
После того как режиссер первого фильма, Тед Котчефф, сохранил внушительную часть социального комментария, содержавшегося в оригинальном романе Дэвида Моррелла 1972 года, режиссер второй части, Джордж П. Косматос, явно пытался направить Рэмбо в новое русло. Но не только Косматос помог бывшему «зеленому берету» Сталлоне превратиться в супергероя. Фактически, он, возможно, и вовсе не был за это ответственен. Сценарий к сиквелу 1985 года написал Кэмерон, и именно он превратил персонажа Сталлоне из неохотного воина в настоящего героя боевика (точно так же, как он сделал с Эллен Рипли Сигурни Уивер в «Чужих» 1986 года).
Однако в этом отношении Кэмерону помог сам Сталлоне, который ранее определил ключевые черты Рэмбо. Действительно, Сталлоне согласился сниматься в первом фильме только при условии, что сможет переписать сценарий, что он и сделал, убрав убийства и сделав Рэмбо гораздо более чувствительным и в конечном счете симпатичным персонажем. Во второй части это изменилось, и хотя можно подумать, что вся добавленная жестокость — исключительно заслуга Кэмерона, похоже, Сталлоне тоже решил, что Рэмбо должен отказаться от своих пацифистских взглядов.
От сценария Кэмерона осталось около половины
В начале 80-х кинокомпания Carolco — которая позже выпустит «Терминатор 2: Судный день» — наняла Кэмерона, чтобы превратить сценарную заявку Кевина Джарра на продолжение «Первой крови» в полноценный сценарий.
В интервью Terminator Files Кэмерон как-то вспоминал, что он взялся за написание этого сценария «ради денег», добавив:
«Этот фильм всех сделал известными. Я восхищаюсь его успехом и рад за всех причастных, но мне всегда приходится дистанцироваться от него, потому что это не тот фильм, который я написал — его существенно переписал Сильвестр Сталлоне».
Черновик Кэмерона под названием «Первая кровь II: Миссия» содержал ту же базовую историю, что и финальный фильм: Рэмбо возвращается во Вьетнам для спасения военнопленных. Но оригинальный сценарий был «гораздо более насыщенным» и содержал «гораздо больше характеров». По словам знаменитого режиссера, «они в итоге выбросили около первой половины», но «сохранили много экшна», в конечном счете придав фильму «супергеройское качество». Для Кэмерона было важно сохранить исследование травмированной психики Рэмбо из первого фильма, но из-за правок Сталлоне большая часть этого была выброшена. И хотя может показаться, что именно Кэмерон был ответственным за превращение Джона Рэмбо в супергероя, на самом деле это был Сталлоне, несмотря на то, что всего тремя годами ранее он сделал все возможное, чтобы персонаж оставался приземленным.
Сценарий Кэмерона не был таким жестоким, как версия Сталлоне
Можно прочитать сценарий Джеймса Кэмерона «Первая кровь II: Миссия» онлайн и увидеть, насколько сильно он отличается от финального фильма. Во-первых, действие начинается в госпитале для ветеранов, а не на исправительных работах, где полковник Сэм Траутман (Ричард Кренна) находит Джона Рэмбо в изоляционной камере в подвале больницы. Таким образом, версия Кэмерона изначально была больше сосредоточена на психологическом состоянии героя, но Сталлоне это изменил.
Кроме того, Кэмерон изначально предполагал, что у Рэмбо должен быть напарник, который создавал бы комический рельеф и помогал герою с более технологическими аспектами его миссии. Ходят слухи, что эту роль должен был сыграть Джон Траволта (у них были договорённости со Слаем ещё со времён «Остаться в живых»), но Сталлоне убрал этого персонажа и ввел вьетнамку Ко Бао (Джулия Никсон) как человека, который помогает Рэмбо в его миссии. Что касается последних, то в первоначальном черновике Кэмерона у них были более проработанные предыстории, но Сталлоне вырезал большую часть этого материала, чтобы скорее перейти к экшену — опять же, в разительном контрасте с тем, как он подошел к сценарию для «Первой крови».
Кэмерон хотел сохранить тот тщательный баланс между экшеном и созданием Рэмбо как фигуры, которому зритель сочувствует. Его сценарий действительно содержал больше насилия, чем первый фильм, но оно не было столь же бессмысленным, как в версии Сталлоне. Что интересно, Кэмерон рассказал, что ему удалось переработать часть своего оригинального сценария для Рэмбо в идеи для «Чужих» — в частности, он заставил персонажей «вернуться к тому, что их травмировало» (если вы помните, во втором фильме Эллен Рипли долго отказывается возвращаться на LV-426).
Но несмотря на все переписывания, сделанные Сталлоне, фамилия Кэмерона в титрах по-прежнему значится (хотя и стоит вторым в очереди):
И вместо итога
Я уже писал, что когда прочитал сценарий «Чужих» (который также написал Кэмерон), я был поражён тому, что драфт кроме пары моментов почти ничем не отличается от режиссёрской версии фильма. Это самая настоящая математика — сцена за сценой, даже моменты быстрых пикировок солдат меж собой — Кэмерон идёт строго по написанному им тексту. В связи с этим было очень интересно увидеть ленту о Джоне Рэмбо не просто по сценарию Кэмерона, но ещё и за его режиссурой.
Благодарю за внимание.