Найти в Дзене

Эдуард Успенский: как дядя Фёдор и Чебурашка поменяли нашу жизнь (и холодильник)

Если бы в России учредили должность «Главный по детским радостям», её без колебаний отдали бы Эдуарду Успенскому. Этот человек умудрился сделать так, что целые поколения детей (и тайком — взрослых) всерьёз обсуждали, можно ли дружить с крокодилом, стоит ли заводить говорящего кота и куда лучше прятать бутерброд — в карман или за щёку. Откуда взялся этот волшебник Родился в 1937 году, прошёл через советскую школу, где, вероятно, уже тогда задумывался: «А что, если вместо скучных примеров по арифметике — истории про почтальона, который вечно всё путает?» Получил инженерное образование (да‑да, он мог бы проектировать станки, а вместо этого проектировал сюжеты), но быстро понял: его настоящее призвание — смешить и учить одновременно. Как всё завертелось В 1960–1970‑е Успенский начал писать — и мир детских книг вздрогнул. На сцену вышли: Секрет успеха: смешить, но не глупить Успенский виртуозно балансировал на грани абсурда и мудрости. Его герои: А ещё он знал: дети — не дураки. Поэтому его

Если бы в России учредили должность «Главный по детским радостям», её без колебаний отдали бы Эдуарду Успенскому. Этот человек умудрился сделать так, что целые поколения детей (и тайком — взрослых) всерьёз обсуждали, можно ли дружить с крокодилом, стоит ли заводить говорящего кота и куда лучше прятать бутерброд — в карман или за щёку.

Откуда взялся этот волшебник

Родился в 1937 году, прошёл через советскую школу, где, вероятно, уже тогда задумывался: «А что, если вместо скучных примеров по арифметике — истории про почтальона, который вечно всё путает?» Получил инженерное образование (да‑да, он мог бы проектировать станки, а вместо этого проектировал сюжеты), но быстро понял: его настоящее призвание — смешить и учить одновременно.

-2

Как всё завертелось

В 1960–1970‑е Успенский начал писать — и мир детских книг вздрогнул. На сцену вышли:

  • Дядя Фёдор — мальчик, который решил, что жить в деревне с котом и псом куда интереснее, чем под бдительным оком мамы. (Мамы по всей стране нервно переглянулись.)
  • Чебурашка — существо неопределённого вида, которое доказало: чтобы стать своим, не обязательно быть «как все». (А ещё — что дружба может начаться с ящика апельсинов.)
  • Старуха Шапокляк — антигерой, который показал: даже вредничать можно с фантазией и стилем.
  • Крокодил Гена — образец толерантности: дружит с кем хочет, поёт песни и строит домики для всех одиноких.

Секрет успеха: смешить, но не глупить

Успенский виртуозно балансировал на грани абсурда и мудрости. Его герои:

  • говорят простыми словами, но мыслят парадоксами;
  • попадают в нелепые ситуации, но всегда находят выход (часто — с помощью бутерброда);
  • учат нас, что дружба важнее правил, а доброта — сильнее бюрократии.

А ещё он знал: дети — не дураки. Поэтому его книги полны иронии, которую понимают и взрослые. Например, когда почтальон Печкин ворчит: «Почему я такой злой? Потому что у меня велосипеда нет!» — это же чистая психотерапия в формате детской книжки.

Наследие: от книг до мультиков

Его персонажи давно живут своей жизнью:

  • их цитируют на каждом шагу («Надоело быть отрицательным персонажем!»);
  • их образы продают всё — от йогуртов до школьных рюкзаков;
  • их фразы стали народными пословицами («Чтобы продать что‑нибудь ненужное, нужно сначала купить что‑нибудь ненужное»).

Что осталось после него?

  • Книги, которые не стареют (даже если бумага пожелтела, а Чебурашка стал плюшевой легендой);
  • Мультфильмы, которые пересматривают уже третье поколение;
  • Ощущение, что в мире всегда есть место для доброго абсурда.

Так что если вам грустно, откройте Успенского. Он напомнит: даже в самой серьёзной жизни можно найти ящик апельсинов, друга с большими ушами и кота, который точно знает, как правильно есть бутерброд.