Найти в Дзене
FederalCity

"Смерть бежит от сабли и штыка храбрых" – генерал-аншеф Суворов

235 лет назад, 22 декабря 1790 года русские войска взяли считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил. О героическом штурме – в обзоре FederalCity. Эта славная победа стала завершающим эпизодом русско-турецкой войны 1787–1791 годов, в ходе которой Турция намеревалась отвоевать земли (включая Крым), отошедшие к России после войны 1768–1774 годов. Несмотря на уверенность Стамбула в успехе, подкрепленную поставками европейского вооружения и инженерного корпуса, боевые действия в войне развивались неблагоприятно для турок. Они потерпели серьезные поражения, потеряв Очаков и Хотин, были разгромлены при Фокшанах и на реке Рымник. Турецкий флот сошел на нет после выигранных адмиралом Ушаковым сражений в Керченском проливе и у острова Тендра. Однако оставалась неприступная крепость Измаил, которая закрывала Российской империи путь на Балканы и угрожала Севастополю и Крыму. В городе, под защитой возведенных французскими и немецкими фортификаторами мощных укреплений, стоял 35-тысячный гарни
Оглавление

235 лет назад, 22 декабря 1790 года русские войска взяли считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил. О героическом штурме – в обзоре FederalCity.

Эта славная победа стала завершающим эпизодом русско-турецкой войны 1787–1791 годов, в ходе которой Турция намеревалась отвоевать земли (включая Крым), отошедшие к России после войны 1768–1774 годов.

Несмотря на уверенность Стамбула в успехе, подкрепленную поставками европейского вооружения и инженерного корпуса, боевые действия в войне развивались неблагоприятно для турок. Они потерпели серьезные поражения, потеряв Очаков и Хотин, были разгромлены при Фокшанах и на реке Рымник. Турецкий флот сошел на нет после выигранных адмиралом Ушаковым сражений в Керченском проливе и у острова Тендра.

Однако оставалась неприступная крепость Измаил, которая закрывала Российской империи путь на Балканы и угрожала Севастополю и Крыму. В городе, под защитой возведенных французскими и немецкими фортификаторами мощных укреплений, стоял 35-тысячный гарнизон. Продовольствия, ядер, пороха было запасено на несколько лет осады. 265 крепостных орудий и отдельный отряд в 15 тысяч янычар внушал Стамбулу уверенность в своих силах.

Фельдмаршалу Суворову удалось невозможное - Бонапарт

И поначалу события оправдывали надежды турок. После двух неудачных штурмов российская армия князя Потемкина-Таврического приступила к осаде. Таяли припасы, начались болезни, наступила зима.

Генерал-аншеф Александр Суворов перед штурмом Измаила. Источник: ardexpert.ru.

Тогда Потемкин вызвал под Измаил самого лучшего полководца империи – графа и генерал-аншефа Александра Суворова. Он быстро прибыл и оценил ситуацию. С трёх сторон (северной, западной и восточной) её окружал вал протяжённостью шесть километров, высотой до восьми метров с земляными и каменными бастионами. Перед валом был вырыт ров шириной 12 метров до 10 метров глубины, который в отдельных местах заполнялся водой. С южной стороны крепость прикрывал Дунай.

Суворов понял, что медлить далее невозможно. В течение шести суток войска отрабатывали взятие крепости на примере спешно построенной копии укреплений Измаила. 18 декабря генерал-аншеф прислал коменданту крепости сераксиру Мехмет-паше свой знаменитый ультиматум: "Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи и воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть!". В ответ последовало: "Скорее Дунай потечёт вспять и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил!".

Сразу после этого в течение двух суток русская артиллерия начала бомбардировку города, а в половину шестого утра 22 декабря войска Суворова с тех сторон пошли на штурм.

-2

Источник иллюстрации: history.milportal.ru.

По перевязанным лестницам, по штыкам, по плечам друг дружки, русские солдаты под страшным огнем преодолели стены, открыли ворота крепости – и бой перенёсся на узкие улицы Измаила. Для поддержки пехоты использовались полевые пушки, картечью очищавшие улицы от турок.

Бой на саблях, штыках и ятаганах продолжался несколько часов. Ближе к вечеру практически весь Измаил был взят. Долее всех других сопротивлялись янычары – переколов своих гаремных жён (чтобы не попали в русский полон), они бросались в рукопашную, и гибли тысячами под саблями казаков и штыками гренадеров и егерей.

Начало темнеть, когда штурм закончился. Турецкий гарнизон потерял убитыми 26 тысяч человек, 9 тысяч были пленены. Победителям достались около 400 знамён и бунчуков, 265 орудий, остатки речной флотилии – 42 судна, порох, заряды, продовольствие. Потери русских войск убитыми и ранеными были оценены в 4 и 6 тысяч человек соответственно. Из 650 офицеров и генералов погибли 400.

Более всего эмоции генерала Суворова выразила его фраза: "На такой штурм можно решиться один раз в жизни". Не проигравший ни одной битвы русский полководец решился – и победил!

Кого из нас убьют — Царство Небесное, живым — слава!

После падения Измаила султан Селим III решил более не искушать судьбу в войне с Россией. Спустя год был подписан Ясский мирный договор, окончательно закрепивший за империей Крым, черноморское побережье до Днестра, Кубань и Тамань. Доставшиеся тяжкими трудами предков земли сейчас возвращают в Россию их далекие потомки.

-3

Штурм Измаила. Диорама, фрагмент. Художники В. Сибирский и Е. Данилевский.