Найти в Дзене
Культуромания

Российский музыкальный союз завершил 2025 год серией масштабных гала-концертов

С середины тридцатых до конца пятидесятых годов XX века в Москве проводились декады культуры народов СССР. Потом этого не стало, но, вплоть до распада Советского Союза, в столице проходили гастроли национальных театров и выступления национальных фольклорных коллективов. С семидесятых годов в концертной студии «Останкино» в СССР проводился и конкурс детской песни, в нем участвовали дети со всего Советского Союза. Существовал в СССР и международный молодежный фестиваль политической песни «Красная гвоздика», который проводился с 1967 по 1990 год.
Сегодня давние советские традиции продолжает Российский музыкальный союз. В этом году РМС провел целую серию важных всероссийских конкурсов. Первый, профессиональный, завершился летом – в Москве, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, прошло вручение наград Международной премии «Чистый звук» за лучшую аудиозапись российской академической музыки. Представители индустрии звукозаписи в третий раз собралась на свой праздник. Ро
Оглавление

Деятели культуры и искусства возрождают традиции

С середины тридцатых до конца пятидесятых годов XX века в Москве проводились декады культуры народов СССР. Потом этого не стало, но, вплоть до распада Советского Союза, в столице проходили гастроли национальных театров и выступления национальных фольклорных коллективов. С семидесятых годов в концертной студии «Останкино» в СССР проводился и конкурс детской песни, в нем участвовали дети со всего Советского Союза. Существовал в СССР и международный молодежный фестиваль политической песни «Красная гвоздика», который проводился с 1967 по 1990 год.

Сегодня давние советские традиции продолжает Российский музыкальный союз. В этом году РМС провел целую серию важных всероссийских конкурсов. Первый, профессиональный, завершился летом – в Москве, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, прошло вручение наград Международной премии «
Чистый звук» за лучшую аудиозапись российской академической музыки. Представители индустрии звукозаписи в третий раз собралась на свой праздник. Российский музыкальный союз запустил проект в 2018 году. К 2025 году «Чистый звук» занял заметное место в мире музыки и культурной жизни нашей страны. Популярность премии выросла, в этом году на «Чистый звук» поступило более 200 записей из 26 регионов страны. Из них жюри выбрало 24 лучших релиза в 8 номинациях. 17 июня в театральном центре «На Плющихе» назвали лауреатов первой, второй и третьей степеней и тех, кто получил спецпризы.

В ноябре Российский музыкальный союз подытожил два других конкурса, каждый из которых имел не только профессиональное, но и большое общественное значение. 10 ноября прошел финальный концерт музыкального конкурса «Голоса Родины», посвященный Дню народного единства. А 16 ноября состоялся гала-концерт II Всероссийского профессионального конкурса-фестиваля детских песен «Мелодия детства», организованный совместно с Союзом композиторов России. Оба мероприятия, направленные на создание новых песен для детей и взрослых были поддержаны Министерством культуры РФ. Завершил же эту серию Всероссийский конкурс этнической музыки «Вся страна», организованный Российским музыкальным союзом, как и предыдущие конкурсы, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Финальный концерт II конкурса «Вся страна», прошедший 4 декабря, оказался примечательным событием московской культурной жизни.

Девиз этого конкурса – «Одна страна – множество культур – один народ!». Россия – многонациональная страна, ее населяют древние народы, у каждого из них – свой фольклор, свое музыкальное, исполнительское искусство. Их необходимо не только сохранять, но и развивать. Их важно знать – это залог межнациональной гармонии, и единства многонационального российского народа. А когда на концерте виден калейдоскоп отечественного народного творчества, его сложный, разнообразный спектр, испытываешь особое наслаждение.

-2

На финальном концерте конкурса «Вся страна» были представлены исполнители восьми федеральных округов и новых территорий. Организаторы стремились познакомить слушателей с музыкальной культурой разных народов, населяющих огромную территорию нашей страны. В конкурсе принимали участие самые разные коллективы. Мало кто в Москве знает об инструменте моринхур. На финальном концерте на нем играл победитель конкурса, Молодежный ансамбль моринхуристов Республики Бурятия. В композиции «Хий морин» («Конь ветра»), слышались и горловое пение, и топот копыт. Ансамбль «Лествица» исполнил записанную в Тверской области колыбельную, а фольклорный ансамбль «Шулдыр» из Северо-Западного федерального округа, работающий с наследием финно-угорских народов Карелии, – мощную лирико-эпическую композицию. Рассказывать о принявших участие в финальном концерте победителях конкурса «Вся страна» можно долго. Главным впечатлением было то, что фольклорное искусство народов России очень разное, чрезвычайно сильное, и каждое из них по-своему интересно.

Анастасия Ведерникова: «…Этническая культура в нашей стране на подъеме»

О конкурсе, его значении и его победителях «Культуромания» поговорила с музыкальным продюсером и режиссером проекта Анастасией Ведерниковой, певицей, композитором, режиссером, художественным руководителем фолк-группы «Солнцеворот». В финале концерта «Вся страна» в качестве подарка зрителям она блестяще исполнила песню Свердловской области «Дубровушка».

-3

– Как начались ваши отношения с конкурсом «Вся страна»?

– В 2023 году, когда конкурс «Вся страна» проходил впервые, меня пригласили в жюри, и это оказалось для меня большой честью и ответственностью. В нынешнем, 2025 году, волею судеб и организаторов конкурса, я стала экспертом, членом жюри, музыкальным продюсером, режиссером конкурса, и даже композитором. Мне доверили написать гимн конкурса «Вся страна». Стихи к гимну написала уральская поэтесса Кристина Казакова-Никанорова.

– Как вам работалось в жюри нынешнего конкурса?

– В этом году работать в жюри было крайне удобно. Обычно, после конкурса бывают жаркие споры о том, какой конкурсант какого места достоин. Но организаторы конкурса в этом году пошли, на мой взгляд, абсолютно верным, математическим путем. Во время конкурса жюри в реальном времени голосовало за каждую команду или артиста по десятибалльной системе. И эти оценки автоматически складывались. Таким образом, к финалу конкурса, путем простой математики стали очевидны победители. Можно сказать, что это слишком «сухо», – мы русские люди, и любим поговорить. Но на таких масштабных и ответственных конкурсах подобная система крайне удобна. Она практически исключает субъективный фактор оценки, давление членов жюри друг на друга и другие моменты. Да и для конкурсантов все максимально понятно, очевидно и прозрачно.

– Вы составляли программу финального концерта. Какова была ее идея?

– Не могу сказать, что в составлении программы руководствовалась какой-то определенной идеей. Но, безусловно, в мою задачу входило максимально ярко, на контрасте показать конкурсантов и сделать программу интересной и разнообразной для зрителей.

Финальное выступление в этом году было у представителей Центрального федерального округа – как хозяев конкурса. К тому же, коллектив, который представлял округ, был из Москвы. А начали мы конкурсную программу с группы «Изумруд» из Уральского федерального округа, с их произведения «Гусли-самогуды». И в этом тоже была определенная задумка. Гусли – древнейший русский народный инструмент, под который сказывались былины, сказки, легенды, сказания. Так и наш конкурс «Вся страна» – одна большая былина о народах и этносах нашей необъятной Родины.

– В чем, по-вашему, значение конкурса? Может ли он поддержать народную, этническую музыку?

– Конкурс «Вся страна» объединяет многонациональные культуры и народы нашей Родины. В одном гала-концерте можно услышать и башкир, и бурятов, и марийцев и многие другие народны России. И, конечно же, русскую культуру. Что является подтверждением девиза конкурса: «Одна страна – множество культур – один народ».

А вопрос, может ли он поддерживать народную, этническую культуру не стоит в принципе. Потому что он, совершенно однозначно, поддерживает народную культуру. Дает шанс этническим коллективам показать себя на одной из лучших площадок Москвы. И, я уверена, что для всех конкурсантов, участие в гала-концерте – это уже победа. В этом отношении значение этого конкурса сложно переоценить.

– В каком сейчас состоянии народная музыкальная культура народов России?

– Сегодня этническая культура в нашей стране на «подъеме». Растет наша самооценка, уважение к своим корням, истории, культуре. Я бы сказала, что обращение к народной песне даже становится модным. И это не может не радовать. Народная культура в нашей стране уникальна. И в своем многообразии, и в своем выражении, и в своем звучании.

– Что, на ваш взгляд, стало открытием конкурса этнической музыки-2025?

Не могу сказать, что стало открытием фестиваля, так как у всех нас свои вкусы и предпочтения. Но скажу о себе лично. Для меня стали открытием победители конкурса, Молодежный ансамбль моринхуристов Республики Бурятия из Дальневосточного округа. Стоит отметить, что в 2023 году также победил бурятский исполнитель – Чингиc Paднaeв. Я думаю, что это говорит о бережном отношении бурятского народа к своей культуре и о поддержке традиционной культуры в этом регионе. Кроме того, мне очень понравился коллектив «Тиссая» из Луганска.

– В каком направлении конкурсу нужно развиваться?

– Мне кажется, что было бы прекрасно, если бы лучшие коллективы после конкурса могли каким-то образом продолжить радовать зрителей своим творчеством. И не только в Москве, но и в других городах. Поэтому я думаю, что была бы интересна история с гастролями гала-концерта конкурса хотя бы по крупным городам страны.

Ольга Пашинина: «…Главная задача Российского музыкального союза гораздо шире творческих идей. Она направлена и на культурное оздоровление общества»

О двух других важных проектах РМС – конкурсах «Голоса Родины» и «Мелодия детства» – мы попросили рассказать эксперта обоих проектов – музыковеда, музыкального критика, кандидата искусствоведения Ольгу Пашинину:

-4

– Конкурс «Голоса Родины», организованный Российским музыкальным союзом при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, не просто музыкальное состязание, а живое творческое высказывание наших поэтов и композиторов. Его идея — создать площадку, где современные авторы, как профессионалы, так и любители, могут проявить себя. Результатом становится пополнение современного, художественно значимого песенного репертуара, где каждое произведение пронизано любовью к Отечеству, уважением к его прошлому, заботой о будущем и глубокой связью с родной землей.

Участие в конкурсе доступно для талантов из любого региона страны. Региональная активность участников конкурса «Голоса Родины» в этом году отличалась впечатляющей широтой и в то же время равномерностью: заявки поступали из всех федеральных округов России, включая новые территории. Это свидетельствует не только о живом отклике на нашу инициативу по всей стране, но и о стремлении авторов из самых разных уголков выразить свою любовь к Родине через песню, тем самым укрепляя единое музыкальное и гражданское пространство России.

-5

Очень много песен в этом году было на военную тематику, и это не случайно: 2025 год – год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, резонируя с современными событиями, породил буквально взрыв патриотизма в творческой среде. Нововведением Третьего конкурса «Голоса Родины» стала номинация «Студенческая песня». Жюри отметило высокий профессиональный и художественный уровень многих выдвинутых на конкурс композиций.

Конкурс «Голоса Родины» уже стал узнаваемым и ожидаемым – об этом свидетельствовали отзывы слушателей после финального гала-концерта. Видится, что главная задача Российского музыкального союза как его организатора далеко выходит за рамки творческих идей. Она гораздо шире и направлена на культурное оздоровление общества, поддержку авторской музыки как формы гражданского высказывания и укрепление единства России через общие ценности, выраженные в песне.

А идея Всероссийского профессионального конкурса-фестиваля современных композиторов и поэтов «Мелодия детства» – в возрождении и обновлении целой культурной традиции: создании душевной и современной музыки для детей. Эта идея актуальна как для юных исполнителей, так и для детской аудитории.

-6

Сегодня юные музыканты-исполнители очень нуждаются в новом песенном репертуаре, сочетающем высокий профессиональный уровень, художественное качество и современное звучание. Существующий репертуар детских песен зачастую устаревает или не отвечает актуальным эстетическим и педагогическим запросам. Новые произведения, созданные талантливыми композиторами и поэтами, значительно обогащают творческий портфель юных артистов.

Что качается детской слушательской аудитории, то сейчас мы наблюдаем цифровое перенасыщение детского аудиоконтента самого разного качества и содержания. Поэтому конкурс «Мелодия детства» оказывается ответом на острый запрос — создание и распространение детских песен, которые не только развлекают, но и воспитывают, несут свет, доброту, рассказывают о традиционных человеческих ценностях, формируют национальную идентичность.

Конкурс «Мелодия детства» объединяет поколения: здесь встречаются опыт мастеров и новые веяния молодых талантов, классическая школа и современные музыкальные инновации.

В этом контексте миссия Российского музыкального союза и Союза композиторов России, как организаторов конкурса, заключается в том, что они берут на себя роль культурных стратегов, инициаторов и кураторов значимых инициатив, направленных на заботу о будущем нации через музыкальное искусство.


Алексей Филиппов

Фото: пресс-служба Российского музыкального союза