В 1927 году в СССР, период сворачивания НЭПа, началась борьба с празднованием не только Рождества, но и Нового года. В то же время началось массовое закрытие церквей, их "перепрофилирование" под общественные и государственные нужды, а также антиколокольная кампания.
В 1928 году обласканный властью поэт Демьян Бедный писал:
« Под "Рождество Христово" в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный "Дед-Мороз"
С ёлкой под мышкой саночки вёз,
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти! »
А в 1929 году сталинский режим полностью запретил продажу и публичное украшение рождественских ёлок, объявив их религиозным и буржуазным пережитком прошлого, от которого новая страна должна избавиться раз и навсегда. Продавать ёлочные игрушки запрещалось, фабрики по их производству спешно закрывались, а учителя в школах и кружках предлагали детям не мастерить, а демонстративно разбивать старые рождественские украшения.
И вдруг в 1935 году, в самый разгар тотальных репрессий против верующих, первый секретарь Киевского обкома КП(б) Украины, кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павел Петрович Постышев в газете "Правда" № 357 (6603) от 28 декабря 1935 опубликовал статью "Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!". Накануне тот самый Сталин, который 6 лет назад запретил праздничную ёлку, одобрил идею Постышева её вернуть, но не рождественскую, а новогоднюю, бесповоротно заменив ненавидимый большевиками религиозный праздник светским праздником по григорианскому календарю с большевистской атрибутикой, под красной пентаграммой вместо Вифлеемской звезды.
Постышев писал: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью за этим подсматривали. Почему же наши школы, детские дома, ясли, пионерские клубы, дворцы пионеров лишают этого удовольствия ребятишек Советской страны?».
Первую, организованную Постышевым, ёлку в СССР увидели жители города Харькова 30 декабря 1935 года (во Дворце Пионеров), а на следующий день, 31 декабря, по радио прозвучало первое новогоднее поздравление - М. И. Калинин поздравил полярников. К новому 1937 году была установлена первая всесоюзная новогодняя ёлка в Доме Союзов.
Постышева называли человеком, подарившим новогоднюю ёлку советским детям и даже рисовали его в образе Деда Мороза.
Однако Постышев прославился не только этим. Он был одним из организаторов голода на территории УССР и активным участником сталинско-ежовских репрессий. В январе 1937 года Постышев был назначен секретарём Куйбышевского обкома ВКП(б). На этой должности приобрёл печальную известность массовым поиском "врагов народа", а также кампаниями по поиску с лупой "фашистских символов" на школьных тетрадях, пищевых продуктах и т.д. Самарский писатель и краевед Валерий Ерофеев, посвятивший изучению жизни Постышева много времени, писал о том, как работа этого партократа приобрела параноидальные формы:
«В частности, он внимательно, через лупу, изучал иллюстрации в печатных изданиях, обложки тетрадей для школьников, этикетки различных товаров и так далее. Во всех этих изображениях Постышев регулярно находил контуры фашистской свастики или человеческого черепа, силуэты Бухарина, Каменева или Зиновьева, простреленную голову Кирова или другие проявления контрреволюционной деятельности.
Например, в областное управление НКВД от Постышева поступило следующее сообщение: "На фотографии тов. Буденного, помещенной на первой полосе газеты "Волжская коммуна" от 20 сентября 1937 года, на его рукаве пятиконечная звезда имеет явно выраженную форму фашистской свастики". По этому заявлению были арестованы фотограф редакции Шелудякова и травильщик цинкографии Сергиевский, который изготовил клише "с контрреволюционным искажением". В ходе следствия и суда Шелудякова была оправдана, а травильщик по ст. 111 УК РСФСР (служебная халатность) получил четыре месяца лишения свободы.
Вот другие факты из того же ряда. В середине 1937 года в магазинах Чапаевска и Сызрани вдруг не стало спичек, но проверка показала, что ящики с этим товаром штабелями лежат на складах. Торговые руководители объяснили, что продукция не отгружается в магазины по приказу Постышева, который при изучении спичечной этикетки нашел в линиях на ней отчетливый профиль Троцкого. Затем в августе, перед началом учебного года, в ряд районов перестали поступать школьные тетради. И уж совсем неожиданностью для всех стало изъятие из продажи в продовольственных магазинах любительской колбасы. Оказалось, какой-то доброжелатель сообщил Постышеву, что на разрезе колбасы, в ее середине, отчетливо проступают контуры фашистской свастики. По поводу всех этих фактов на пленуме Фрунзенского райкома ВКП(б) областного центра Постышев высказался так: "Я предлагаю прокуратуре и НКВД посадить человек 200 торговых работников, судить их показательным судом и человек 20 расстрелять"» (из статьи Валерия Ерофеева "Несгибаемый большевик").
К середине 1937 года Постышев фактически сосредоточил в своих руках всё руководство прокуратурой, судами, милицией и НКВД. По его указаниям в районы посылались следственные комиссии, которые он сам называл карательными экспедициями. За то время, что Постышев руководил Куйбышевским обкомом (с июня 1937 по январь 1938 года), к уголовной ответственности привлекли 34540 человек. И около пяти тысяч расстреляли.
На одном из пленумов Постышев выступил с речью и, после того, как её раскритиковали, тут же сказал: "Я признаю целиком и полностью свою речь, которую я произнёс здесь, неправильной и непартийной. Как я произнёс эту речь, я и сам понять не могу. Я прошу Пленум простить меня. Я не только никогда не был с врагами, но и всегда боролся против врагов…".
В декабре 1937 года Постышев избран депутатом Верховного Совета СССР от Куйбышевского городского округа.
☆ А в ночь на 22 февраля 1938 года "Красный Дед Мороз" получил своеобразный подарок ко Дню Красной Армии - он вместе с женой Татьяной Постоловской арестован на своей московской квартире.
9 апреля 1938 года Постышев написал заявление на имя наркомвнудела Николая Ежова, в котором заверил, что намерен "дать органам следствия откровенные показания о контрреволюционной деятельности против партии и Советской власти, которую я проводил в течение нескольких лет". Следствие констатировало, что «Постышев П. П. на протяжении нескольких лет был членом центра право-троцкистской организации на Украине. В проведении вражеской работы был связан с Косиором, Чубарем, Балицким, Якиром, Ашрафяном, Вегером, Косаревым и другими. Принимал активное участие в организации и руководстве диверсионно-вредительской работой на Украине. С 1920 года был агентом японской разведки, которой поставлял важнейшие шпионские сведения по Советскому Союзу».
Постышев внесён в список Л. П. Берии — А. Я. Вышинского от 15.2.1939 г. по 1-й категории. 26 февраля 1939 года года приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу и в тот же день расстрелян в Бутырской тюрьме, труп кремирован в Донском крематории. Среди 52 расстрелянных в этот день помимо Постышева были С. В. Косиор и В. Я. Чубарь. Место захоронения — могила невостребованных прахов № 1 крематория Донского кладбища.
Жена Постышева Татьяна внесена в Сталинский расстрельный список от 20 августа 1938 года № 4 (Жёны врагов народа) по 1-й категории. Осуждена и расстреляна раньше мужа - 26 августа 1938 года ВКВС СССР. Место захоронения — спецобъект НКВД "Коммунарка".
В тот же день, 26 августа, расстрелян и сын Павла Постышева от первого брака - Валентин.
Общие сыновья Павла и Татьяны - Леонид и Владимир приговорены к длительным срокам, реабилитированы через два года после смерти Сталина. Владимир, ставший инвалидом в заключении, умер вскоре после освобождения.
Павел Постышев и члены его семьи были признаны незаконно репрессированными и реабилитированы при власти Хрущёва.
Такова судьба человека, которого Сталин до конца жизни считал врагом народа (как и членов его семьи), но который вернул в Советский Союз праздничную ёлку и Деда Мороза.