Найти в Дзене
Ешь.Глумись.Молись

Издатели против маркетплейсов: кто прав в споре о комиссиях и росте цен на книги

Российские книгоиздатели заявили о получении уведомлений от Wildberries и Ozon о повышении комиссий с января 2026 года, что может привести к росту розничных цен на книги. Однако сами маркетплейсы эту информацию опровергают. По словам гендиректора «Эксмо» Евгения Капьева, все крупные издатели получили от площадок оферты с новыми условиями. Он прогнозирует, что это приведет к подорожанию книг в среднем на 10% уже с 1 января, так как рост комиссий составляет от 7% до 10%. Эту информацию подтвердили глава «Росмэна» Борис Кузнецов и гендиректор «Альпины» Алексей Ильин. Кузнецов оценил потенциальный рост цен на маркетплейсах уже в 10–15%. Ильин связал ситуацию с общей растущей нагрузкой на бизнес: помимо комиссий, повышаются налоги (НДС до 22%), соцвзносы для малого и среднего бизнеса (с 15 до 30%) и отменяются налоговые соглашения с «недружественными» странами. В ответ пресс-службы Wildberries и Ozon официально опровергли планы по повышению комиссий для книгоиздателей. Wildberries сослали
Оглавление

буду честна, я активный покупатель книг на маркетплейсах из-за цены
буду честна, я активный покупатель книг на маркетплейсах из-за цены

Российские книгоиздатели заявили о получении уведомлений от Wildberries и Ozon о повышении комиссий с января 2026 года, что может привести к росту розничных цен на книги. Однако сами маркетплейсы эту информацию опровергают.

Что говорят издатели?

-3

По словам гендиректора «Эксмо» Евгения Капьева, все крупные издатели получили от площадок оферты с новыми условиями. Он прогнозирует, что это приведет к подорожанию книг в среднем на 10% уже с 1 января, так как рост комиссий составляет от 7% до 10%.

Эту информацию подтвердили глава «Росмэна» Борис Кузнецов и гендиректор «Альпины» Алексей Ильин. Кузнецов оценил потенциальный рост цен на маркетплейсах уже в 10–15%. Ильин связал ситуацию с общей растущей нагрузкой на бизнес: помимо комиссий, повышаются налоги (НДС до 22%), соцвзносы для малого и среднего бизнеса (с 15 до 30%) и отменяются налоговые соглашения с «недружественными» странами.

Что отвечают маркетплейсы?

В ответ пресс-службы Wildberries и Ozon официально опровергли планы по повышению комиссий для книгоиздателей. Wildberries сослались на то, что с 1 ноября 2025 года введена шестимесячная заморозка размера комиссии по всем моделям продаж. Этот шаг, по их словам, был предпринят для обеспечения стабильности и предсказуемости условий для партнёров. А Ozon назвал свои комиссии «рыночными» и объяснил любые изменения ростом операционных затрат.

Однако анализ открытых данных площадок, проведённый РБК, показывает, что в течение 2025 года комиссии на книжную продукцию уже существенно выросли:

  • На Wildberries по модели FBO (полное исполнение заказов силами маркетплейса) комиссия повысилась с 19,5% до 29,5%.
  • На Ozon для книг стоимостью свыше 300 рублей комиссия выросла с 22% до 39%. Согласно актуальной таблице тарифов, с января 2026 года она сохранится на максимальном уровне в 39%.

Красавчики Яндекс Маркета

Зато «Яндекс Маркет», со своей стороны, в декабре анонсировал тестирование новой модели сотрудничества — со сниженной комиссией за размещение товаров и ограничением для продавцов на установку собственных скидок. Пилотный проект запущен в категории «Товары для красоты»; по его итогам в первой половине 2026 года модель может быть распространена на другие категории. При этом для издателей книг повышения тарифов с 1 января не планируется.

Капелька ретроспективной иронии