Драмеди “Джей Келли” – это участник основной конкурсной программы 82-го Венецианского кинофестиваля. В его рамках 28 августа 2025 года и состоялась мировая премьера. Позже драмеди участвовала в двух других фестивалях – в Лондоне и в Нью-Йорке.
5 декабря 2025 года драмеди была опубликована на платформе Netflix. Сейчас ее можно посмотреть в замечательном качестве и оценить. Причем в январе 2026 года в продажу поступит книга “Джей Келли”, посвященная съемкам.
Фильм мне очень понравился, так что я бы не отказалась от подарка в виде такой книги.
Съемочная группа фильма
Режиссером выступил Ноа Баумбак, сценарий писал он же в соавторстве с актрисой Эмили Мортимер (она исполнила очень маленькую роль личного парикмахера Джея Келли в фильме). И вообще это ансамблевый фильм – в нем задействовано очень много популярных актеров (Лора Дерн, Билли Крудап, Грета Гервиг, Альба Рорвахер, Райли Кио, Патрик Уилсон), у них в основном фоновые роли, но в центре внимания – Джордж Клуни (но, что любопытно, первоначально проект разрабатывался под Брэда Питта), а достойную компанию ему составляет Адам Сэндлер.
Замена одного ведущего актера другим отдает иронией, потому что больше тридцати лет назад Джордж Клуни очень хотел попасть в каст драмы Ридли Скотта “Тельма и Луиза”, но его обогнал Брэд Питт. По признанию Клуни, он потом долгое время не хотел смотреть фильм и испытывал неприязнь к Питту. Это происходило не только потому, что тот перехватил роль, но и потому, что карьера Питта стремительно пошла вверх после “Тельмы и Луизы”, а Клуни приходилось перебиваться второстепенными персонажами на телевидении. Но, впоследствии, они и снимались вместе, и фильм Клуни все же посмотрел.
Сюжет
Джей Келли (в исполнении Джорджа Клуни) – признанный голливудский актер, у которого уже внушительный список хитовых фильмов, армия фанатов, роскошный особняк и раздутый штат обслуживающего персонала. Но Джей дошел до того периода в своей жизни, когда необходимо подвести итоги и обратиться к себе с вопросами и/или претензиями. Да и слава уже утихает, все, что поддерживается, происходит за счет старой армии.
Недавний разрыв с женой его не заставил пуститься в размышления, дочери, которые живут сами по себе, – тоже.
А вот известие о смерти режиссера Питера Шнайдера (в исполнении Джима Бродбента) запустило в нем мыслительный процесс. Шнайдер был тем, кто дал ему путевку в Голливуд – со съемок в его фильме карьера Джея взлетела. Зато, когда Шнайдер обратился к Джею за помощью, тот отказал.
Окончательно же Джей Келли погрузился в осмысление своего пути после встречи с давним другом Тимоти (в исполнении Билли Крудапа), который признался, что все эти годы был зол на Джея за то, что тот украл его удачу.
После похорон Шнайдера и встречи с Тимом Джей Келли пускается в путешествие – настоящее и метафорическое. Он понимает, что может наладить отношения с дочерью, потому срочно собирается за ней в Европу. Вместе с Джеем в путешествие отправляется его персонал – и в первую очередь агент Рон Сукеник (в исполнении Адама Сэндлера).
Каким получился фильм – глянцевым, но трогательным
Я знала об этом проекте, когда он еще был новостью. Но не скажу, что особенно его ждала, было лишь небольшое любопытство.
Когда фильм оказался в доступе, я все же решила его посмотреть – участие Адама Сэндлера стало решающим фактором.
Скажу сразу, что он тут замечательный – ни следа его комедийных образов, а лишь доказательство того, что он очень хорошо умеет исполнять драматические роли. Теперь его агент Рон встанет рядом с владельцем ювелирного магазина Говардом Ратнером из драмы братьев Сэфди “Неогранённые алмазы” (2019). Роль Рона Сукеника – это тот случай, когда Сэндлеру даешь правильную роль, и он показывает класс. Сэндлер исполняет роль человека, который прекрасно знает, как устроен внутренний мир кино, но при этом он сохранил внутри себя долю наивности, которая и делает его таким человечным. Рон это знает, потому что это знает Сэндлер, потому образ получился живым и интересным.
Принимаясь за просмотр, я не ждала вообще ничего. В начале хронометража лишь убеждалась, что правильно делала, но чем дальше я продвигалась по сюжету, тем больше фильм для меня раскрывался. Такая же ситуация у меня сложилась и с любимцем Канн-2025 “Сентиментальной ценностью” Йоакима Триера.
Отчасти эти два фильма похожи: в истории Триера режиссер Густав Борг (в исполнении Стеллана Скарсгаарда) абсолютно беспомощен в обычной жизни, неуклюж в общении с дочерями, его способ выражать чувства и мысли – это его фильмы; у Баумбака – голливудский актер Джей Келли тоже является очень некомфортным для семейной жизни человеком, потому что своей стихией он выбирает киномир, он любит свой публичный образ, он, похоже, и сам себя как человек не интересует. В случае и с Густавом, и с Джеем их семьям остается лишь принимать их творческие натуры и любить то, что есть.
Оба этих фильма хороши своей несовершенностью – они показывают творческих людей обычными, сдувают с них позолоту, делают их нелепыми и глупыми на фоне простых людей, которые не являются публичными личностями и демонстрируют больше житейской мудрости.
Ноа Баумбак, по-моему, даже не скрывает, что Джордж Клуни, которого на экране называют Джеем Келли, и есть сам Джордж Клуни, а Клуни в свою очередь, нисколько не смущаясь, играет роль самого себя. Мотив себя самого закрепляется в начале, в середине и в финале: открывающий титр цитирует Сильвию Платт “Это адская ответственность – быть собой. Много проще быть кем-то еще или никем вовсе”, в середине фильме случайна пассажирка в вагоне поезда спрашивает: “А правда, что вы во всех фильмах играете себя самого?”, а в финале показана нарезка реальных фильмов из фильмографии Джорджа Клуни. Когда все это складывается воедино, получается очаровательно, сбивает спесь с истории.
Ноа Баумбак даже над собой подтрунивает, потому что в этом проекте он отходит от своего привычного мамблкора в сторону высокобюджетного голливудского лоска. Может в сердце фильм и сохранил исконную дурашливость стиля Баумбака, но внешне фильм получился изысканным, утонченным – в нем очень хороша работа художника-постановщика Марка Тилдесли, оператора Линуса Сандгрена (выверенная цветовая палитра и эстетика призраков) и художника по костюмам Жаклин Дюрран, которая подобрала неброский гардероб, при ближайшем рассмотрении выглядящий добротно (что отражает стиль голливудских звезд, предпочитающих лоск только на красных дорожках).
Основная тема фильма – рефлексия о себе и своем месте в жизни
Как и новелла Филипа Рота “Унижение”, драмеди Ноа Баумбака поднимает тему страха актера о своем бессилии, о старении, о потере популярности. Саймон Экслер у Рота вдруг потерял способность играть, начал бояться сцены и засомневался в своем таланте, предался самобичеванию, что он обманывал зрителей все сорок лет своей карьеры.
Джей Келли вспоминает с подачи его давнего друга, как началась его карьера, и его начинает мучить совесть (я не буду раскрывать эту подробность, чтобы интереснее было смотреть). У него есть все, но заслуживает ли он этого? А еще он осознает, что его жизнь пуста, потому что он заблудился в глянцевом мире как в лесу и оторвался от остального мира, в который входят родные люди и те, кто ему когда-то помогали.
Джей погружается в воспоминания о прошлом, перебирая значимые моменты за 35 лет карьеры – неспроста в фильме упоминаются призраки. Самих призраков, конечно, нет, это чистая метафора, но она выдерживается визуально – открывающая сцена снята в эстетике теней, во второй половине истории в Тоскане Альба (в исполнении Альбы Рорвахер) говорит Джею, что ему могут присниться призраки, и они будут рады его видеть.
В этой метафоре нет негатива, и призраки в этом сюжете преподносятся как не очень страшные явления, которые испаряются при профессиональном участии адвокатов.
В этом как раз и прослеживается своеобразный стиль Ноа Баумбака. Пусть страдания Саймона Экслера и Джея Келли сходятся, но история последнего получилась более воздушной и однозначно развлекательной, сладенькой, но не приторной.
Я напоминаю про Адама Сэндлера – это душа фильма, если бы его персонажа не было, фильм мог бы потерять баллы, но эта роль приземляет всю историю, по-хорошему ее балансирует. Джей Келли – это сторона звезд, когда ситуации порой превращаются в абсурд. Бесконечный кусочек чизкейка в райдере, превращение вагона поезда в сцену, когда без необходимости актер привлекает к себе внимание, якобы для сближения с людьми, спонтанная поездка в Европу накануне съемок, за которые агент бился изо всех сил; и в целом звезда в этом фильме преподносится как малое дитя, у которого есть родители – публицист и агент. И как раз агент Рон Сукеник – это человеческая сторона, которая так же усердно, как и работает, так и верит в дружбу, до последнего вынося удары ниже пояса от своего работодателя. Более того, в сюжете нашлось место драматичной истории любви Рона – как ему не удалось жениться на Лиз (в исполнении Лоры Дерн), личном публицисте Джея Келли.
Итак, лучший рецепт – ничего не ждать от просмотра. Тогда он по-хорошему сумеет развлечь.