Найти в Дзене

Сын стесняется моей профессии — нашел способ изменить его мнение

Суббота, десять утра. Жена с дочкой поехали к теще, сын Артем дома спит до обеда. Решил разобрать гараж — накопилось барахла за двадцать лет.
Работаю сантехником с института. Тогда казалось временно — пока не найду что-то получше. Потом женился, дети пошли, квартира, кредиты. Временная работа стала постоянной.
Не жалуюсь. Деньги нормальные, высокая, работа руками — это я люблю. Но последнее время

Суббота, десять утра. Жена с дочкой поехали к теще, сын Артем дома спит до обеда. Решил разобрать гараж — накопилось барахла за двадцать лет.

Работаю сантехником с института. Тогда казалось временно — пока не найду что-то получше. Потом женился, дети пошли, квартира, кредиты. Временная работа стала постоянной.

Не жалуюсь. Деньги нормальные, высокая, работа руками — это я люблю. Но последнее время чувствую, что сын меня стесняется.

Вчера пришел с учебы мрачный. Спрашиваю что случилось.

"Да так, ничего особенного".

"Говори, что происходит".

"Классный час был про профессии. Все рассказывали, кем родители работают.Машкин отец, юрист, у Сережки, программист, у Димы— врач. А я сказал, что ты сантехник, и все засмеялись".

"И что в этом смешного?"

"Ну... сам понимаешь. Не очень престижно".

Обидно стало. Двадцать лет горбачусь, семью содержу, а сын моей работой гордиться не может.

"Артем, любая честная работа заслуживает уважения".

"Да знаю я. Но все же неловко как-то".

Вот и разбираю теперь гараж, думаю об этом разговоре. На душе тяжело. Хочется, чтобы сын гордился отцом, а сделал на оборот.

Достаю коробку со старыми инструментами. На дне лежит что-то знакомое — деревянная машинка, сделанная авторский подарок.

Помню, как мастерил ее для Артема лет десять назад. Ему тогда пять было, игрушки покупные быстро ломались. Решил сделать сам — крепкую, на века.

Взял доски, выпилил кузов, колеса выточил на токарном станке у соседа. Покрасил в красный цвет, лаком покрыл. Артем был в восторге, носился с ней по квартире, спать с собой брал.

Потом повзрослел, про машинку забыл. А она вот лежала в гараже, целехонькая.

Беру в руки, рассматриваю. Работа добротная, аккуратная. Соединения плотные, краска не облезла. Видно, что делал с душой, старался.

И тут приходит мысль — попробуй: показать Артему не только эту машинку, но и то, как я вообще умею работать руками?

Сын считает мою профессию непрестижной, а я ведь многое умею. Не только трубы чинить — и столярничать, и по металлу работать, и электрику знаю. За двадцать лет опыта набрался.

Вечером, когда Артем проснулся, говорю:

"Пойдем в гараж, покажу кое-что".

"Что там смотреть?"

"Увидишь".

Привел его, достаю машинку:

"Помнишь эту игрушку?"

Артем берет в руки, крутит:

"Вау, я про нее забыл! Ты ее делал?"

"Я. Хочешь, покажу как?"

Достаю инструменты, объясняю процесс. Как выпиливать детали, как соединять, как шлифовать. Артем слушает с интересом.

"А можно вместе что-нибудь сделать?" — спрашивает.

"Конечно. Что хочешь?"

"Полку для комнаты. А то книги некуда складывать".

Проводим в гараже три часа. Артем держит доски, подает инструменты, учится пилить. Я объясняю, показываю, рассказываю про разные породы дерева, про виды крепежа.

Сын слушает внимательно, задает вопросы. Вижу, что ему интересно.

К вечеру полка готова. Простая, но крепкая и красивая. Артем доволен:

"Пап, а ты научишь меня еще чему-нибудь делать?"

"Научу. Что именно хочешь?"

"Не знаю пока. Но прикольно же — самому что-то мастерить".

На следующий день Артем притащил в гараж двух друзей — того самого Сережку и Диму. Хотят посмотреть, как мы работаем.

Показываю им токарный станок, рассказываю про сварку, демонстрирую, как паяют медные трубы. Мальчишки слушают с открытыми ртами.

"Дядя Володя", говорит Сережка, "а мой отец программист, но ничего руками делать не умеет. Даже гвоздь забить не может".

"А мой папа-врач тоже", добавляет Дима. "Когда кран потек, сантехника вызывали".

"Каждый умеет то, чему учился", объясняю я. "Ваши отцы головой работают, а я руками. И то, и другое важно".

"Но руками круче", говорит Сережка. "Тут сразу видно результат".

Артем гордо демонстрирует полку:

"Вот мы вчера сделали. Сам пилил!"

"Круто! А меня научишь?" — просит Дима.

"Научим", говорю. "Приходите на выходных, что-нибудь смастерим".

Вечером Артем говорит:

"Пап, а у нас в школе есть кружок технического творчества. Можешь там и

ногда занятия вести? А то преподаватель старый, ему уже трудно".

"Могу. А тебе не будет стыдно, что отец-сантехник детей учит?"

Артем удивленно смотрит:

"Почему стыдно? Ты же столько всего умеешь! Больше, чем другие отцы".

"А как же престиж профессии?"

"Да ерунда это все. Главное — что ты мастер своего дела. И научить можешь".

На следующий понедельник разговариваю с завучем школы. Соглашается на мои занятия в кружке — один раз в неделю, по субботам.

занятие провел в прошлую субботу. Пришло двенадцать человек, среди них Артем с друзьями. Учил их паять, рассказывал про разные материалы.

Дети слушали внимательно, задавали много вопросов. В конце занятия один мальчик подошел:

"Дядя Володя, а как стать таким мастером, как вы?"

"Учиться нужно. Руками работать, опыт набираться. И любить свое дело".

"А в институт точно поступать?"

"Не неизбежно. Можно и в техникуме выучиться, и на курсах. Главное — желание".

После занятия Артем говорит:

"Пап, все ребята сказали, что ты крутой. Теперь все зн

После занятия Артем говорит:

"Пап, все ребята сказали, что ты крутой. Теперь все знают, что у меня отец — настоящий мастер".

"И не стыдно больше?"

"На оборот, горжусь. Не каждый отец может хендмейд-подарок дом построить или сложный механизм отремонтировать".

Вечером рассказываю жене о школьных занятиях:

"Знаешь, Лена, а ведь я никогда не думал, что буду детей учить. Всегда считал себя простым сантехником".

"А теперь?"

"А теперь понимаю — я не просто сантехник. Я мастер. И это важно".

"Конечно важно. Ты людям помогаешь, проблемы решаешь. Без таких, как ты, вся цивилизация остановится".

Права. Пока программисты программы пишут, а врачи людей лечат, кто-то должен следить, чтобы вода текла, тепло было, электричество работало.

На прошлой неделе случилась интересная история. Вызывают меня к одному заказчику — прорвало трубу в элитной квартире. Прихожу, а там тот самый отец Сережки, программист.

Узнал меня:

"А вы же Артемов папа! Сережка про ваши занятия рассказывает. Говорит, вы их паять учите".

"Учу. А что с трубой?"

Показывает — действительно серьезная поломка. Пока работаю, он рядом стоит, наблюдает:

"Скажите, а сложно этому научиться?"

"Не сложнее программирования. Свои правила, своя логика".

"А то я совсем беспомощный в быту. Жена смеется, что руки только для клавиатуры приспособлены".

Закончил работу, объяснил, как в будущем таких проблем избежать. На прощание говорит:

"Знаете, я раньше думал, что физический труд — это что-то второсортное. А теперь понимаю — вы решаете проблемы, от которых зависит наш комфорт. Это очень важно".

Еду домой и думаю: а ведь правда. Каждый день решаю чьи-то проблемы. Где-то семья без горячей воды сидела — я приехал, починил. Где-то старушка батарею не могла отрегулировать — помог. 

Не программу написал, которую может никто и не увидит. Не диагноз поставил, который может оказаться неточным. А конкретную проблему решил. Здесь и сейчас.

Сейчас Артем часто приводит друзей в гараж. Учу их разным премудростям — кто-то столярное дело осваивает, кто-то слесарное. 

Один мальчик, Максим, так увлекся, что родителям заявил — хочет после школы в техникум поступать, на слесаря-ремонтника. Родители сначала возмущались, а теперь привыкли.

"Максим руки золотые, будет востребован всегда", объясняю его маме. "А диплом о высшем образовании не гарантирует ни работы, ни счастья".

В школе мои занятия стали популярными. Приходят не только мальчики, но и девочки. Учу их базовым навыкам — как розетку подключить, как кран починить, как полку повесить.

"Это же должен каждый уметь", говорю им. "слабо связано с профессии".

А главное — Артем изменился. Перестал стесняться моей работы, на оборот, с гордостью рассказывает одноклассникам, что его отец может все починить.

На прошлой неделе говорит:

"Пап, а может, я тоже стану сантехником? Или строителем?"

"Можешь. Но это твой выбор должен быть, не мой".

"А ты будешь против?"

"Если именно ты действительно хочешь — буду только за. Главное, чтобы работа приносила удовлетворение".

Вчера разбирал почту — пришло письмо от городского департамента образования. Предлагают войти в программу профориентации, проводить мастер-классы для школьников по всему району.

Показал письмо жене:

"Представляешь? Меня, простого сантехника, в городскую программу приглашают".

"Не простого", поправила Лена. "А мастера своего дела. Это большая разница".

И я понял — она права. 

Престиж профессии не в названии, а в том, как ты ее выполняешь. Можно быть плохим юристом или посредственным программистом. А можно быть мастером-сантехником, которого ценят и уважают.

Главное — делать свое дело хорошо и с душой. И тогда любая профессия станет предметом гордости.

А то, что сын это понял — дорого стоит. немалый, растет настоящим мужчиной. Который будет судить людей не по должностям, а по делам.