Responsible Statecraft | США
Западные эксперты уже без колебаний признают, что у Украины есть единственный реальный шанс завершить конфликт с Россией, пишет RS. И этот сценарий более чем устраивает Москву. Безопасность для всех наступит только тогда, когда Киев безоговорочно примет условия Кремля, указывает автор статьи.
Дженнифер Кавано (Jennifer Kavanagh)
Вместо того, чтобы раздавать несбыточные обещания в области безопасности, Вашингтону следует подготовит Киев к самодостаточности.
Спустя одиннадцать месяцев после возвращения в Белый дом администрация Трампа решила, что наконец-то нашла способ урегулировать четырехлетний конфликт на Украине. На первый взгляд, ее формула проста: земля в обмен на гарантии безопасности.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Согласно текущему плану — а точнее тому, что о нем известно общественности, — Украина уступит России 20% территории ДНР, которые продолжает контролировать, в обмен на пакет гарантий безопасности, куда войдут обязательства "в духе статьи 5" со стороны США, отправка европейского контингента и собственные вооруженные силы численностью 800 тысяч человек.
Однако вопреки оптимизму официальных лиц США это предложение едва ли положит конец конфликту.
У Украины есть лучший путь, который упрочит безопасность страны и придаст ей уверенности в долгосрочной перспективе, не пересекая "красных линий" Москвы и не требуя от США дополнительных обязательств: вооруженное неприсоединение. Позвольте мне объяснить.
Нынешний план, представленный на рассмотрение, явно противоречит позиции Москвы, поскольку предполагает отправку европейских сил на территорию Украины и фактически вовлекает Киев в военный союз с США, — но даже это не самые большие препятствия. Куда более существенная проблема кроется в том, что это соглашение вызывает отторжение у самих украинцев — и не потому, что предлагает слишком мало, а, наоборот, как мне объяснили в Киеве ранее в этом месяце, так много, что в это попросту не верится.
Американским переговорщикам следует руководствоваться здравым смыслом Украины. Вместо того чтобы строить сделку на несбыточных обещаниях, Вашингтону следует подготовить Киев к будущему, в котором он будет во многом самодостаточным и сможет сдержать потенциальную агрессию без прямой помощи Запада.
Еще в августе вице-президент Джей Ди Вэнс объяснил оставшиеся препоны на пути к миру следующим образом: "Украинцы хотят гарантий безопасности. Русские — определенную территорию". Это чрезмерно упрощает сложные разногласия между Украиной и Россией, но администрация Трампа сочла именно эти рамки кратчайшим путем к урегулированию и действует с удвоенной энергией.
США призывают Украину сдать подконтрольную себе часть ДНР, утверждая, что Россия захватит эти земли в любом случае, если боевые действия продолжатся. Однако в Киеве такая уступка невозможна политически.
Даже если украинская команда переговорщиков сдастся под нажимом США, останутся серьезные препятствия. Парламент страны почти наверняка отвергнет односторонний вывод войск из подконтрольной Киеву части ДНР, а общественность в любом случае никогда не согласится на такой компромисс. Неясно даже, как такой план будет реализован — особенно если солдаты ВСУ откажутся покидать позиции вдоль стратегически ценного "пояса крепостей", которые удерживали с таким трудом.
Белый дом надеется, что посулы безопасности при поддержке США рано или поздно убедят Киев смириться с территориальными требованиями России. Но на Украине слишком сильны горькие воспоминания о Будапештском меморандуме и назревает глубокий скепсис насчет осуществимости этих обещаний и их надежности.
На данный момент большинство в Киеве утвердилось в той печальной мысли, что в будущем сражаться за Украину не будет никто, кроме нее самой.
Мало кто на Украине рассчитывает, что США действительно выполнят обязательства, аналогичные статье 5, даже если они будут приняты. В конце концов, президенты США один за другим ясно давали понять, что борьба за Украину не отвечает американским интересам. Точно так же отвергаются и разговоры о европейских силах обеспечения безопасности, которые якобы разместятся на территории Украины по окончании конфликта, — как пустая риторика, которые все равно не приведет ни к чему существенному.
Предложенный "потолок" численности ВСУ в 800 тысяч штыков также не слишком утешает Киев, поскольку общепризнано, что он недостижим. Украина попросту не сможет набрать, содержать и финансировать вооруженные силы такого размера в мирное время — учитывая все демографические и ресурсные ограничения, даже если допустить, что все счета в краткосрочной перспективе оплатит Европа.
Источники, располагающие объективной информацией, оценивают вероятный верхний порог численности ВСУ по окончании боевых действий примерно в 300-400 тысяч военнослужащих. Любые внешние ограничения своей обороноспособности Киев наотрез отвергает, но это вопрос скорее политический, чем военный.
Таким образом, с точки зрения украинцев, им предлагается наихудшая "сделка" из возможных: неприемлемые уступки и неубедительные обещания, которые звучат неплохо, но не обеспечат Украине безопасности.
Как я объясняю в новом докладе аналитического центра "Приоритеты обороны", вооруженное неприсоединение (или, как его еще называют, "вооруженный нейтралитет") еще до начала конфликта в 2022 году считалось одним из наиболее реалистичных вариантов удовлетворения потребностей Украины в области безопасности. Критики отвергают такой подход как "кастрацию" ВСУ, считая, что страна останется изолированной и брошенной на произвол судьбы.
Но это неверно. Провозгласив внеблоковый статус, Украина не сможет участвовать в военных альянсах или принимать у себя иностранный контингент — зато никто не помешает ей заключать оборонные партнерства с европейскими странами вне рамок НАТО, в том числе для подготовки личного состава. Она сможет стать членом Европейского союза и объединить свой ВПК с промышленностью блока. Она также сможет закупать многие виды вооружений у таких стран, как США, Германия или Южная Корея.
Вооруженная, но внеблоковая Украина также будет готова к самообороне. По моему анализу, при численности ВСУ около 250 тысяч военнослужащих в мирное время (значительно ниже обсуждаемого в настоящее время лимита) и резерве чуть большего размера у Киева хватит солдат, чтобы обеспечить безопасность и защиту оставшейся территории.
"Это случится": на Западе ошарашили Зеленского. У Украины есть лишь один выход
Собственный ВПК Украины наверняка удовлетворит большинство потребностей ее вооруженных сил, в том числе в беспилотниках любой дальности, бронетехнике, буксируемых, самоходных и реактивных артиллерийских системах, а также некоторых типах боеприпасов и ракет большой дальности. Ей потребуется некоторая помощь со стороны США и Европы, как минимум, в ближайшей перспективе, для создания арсенала ракет-перехватчиков, высокоточных боеприпасов малой дальности и артиллерийских ракет. Больше боевых самолетов или танков, чем у нее есть сегодня, ей не потребуется.
Вооруженные преимущественно оборонительными средствами и юридически связанные внеблоковым статусом ВСУ такого размера не должны вызывать у России опасений насчет безопасности. Они не будут представлять наступательной угрозы для России и не смогут отбить у Москвы освобожденную территорию.
Однако таких сил будет достаточно, чтобы лишить Россию дальнейших территориальных приобретений, а сопряженные издержки отвадят президента России Владимира Путина от возобновления боевых действий. Тем не менее, с существованием такой Украины Россия может смириться в рамках всеобъемлющего соглашения, если будут удовлетворены ее другие политические запросы.
Вооруженное неприсоединение стало бы хорошим исходом для Украины, но для его достижения наверняка потребуются совсем иные мирные условия, чем те, что обсуждаются в настоящее время. Для начала потребуется оформить внеблоковый статус Украины официально — в том или ином виде. В "потолке" для ВСУ нет нужды, поскольку системные факторы ограничат их численность сами собой. С другой стороны, сознавая это, Украина может сама ограничить численность вооруженных сил в обмен на компромиссы России в других областях.
Что еще важнее, при вооруженном неприсоединении Украине понадобятся гарантии безопасности совсем иного рода — которые не требуют присутствия иностранных войск и не связывают страну новыми военными союзами.
Одним из вариантов — это если США и Европа возьмут на себя в мирное время определенные обязательства по военной и экономической помощи на определенный период времени или на определенную сумму в долларах, чтобы помочь в укреплении ВСУ (в частности, боеприпасами, средствами ПВО и инвестициями в ВПК Украины). Это обязательство может сопровождаться обещанием нарастить военную помощь в случае возобновления боевых действий и создать стратегических запасов за пределами Украины, которые Киев получит в случае повторной агрессии.
"Останемся разгребать руины". Украинцы спохватились: их продали с потрохами
Гарантии безопасности такого рода будут куда уже, чем те, что обсуждаются сейчас, но надежнее, поскольку будут лучше сочетаться с тем, что США и Европа уже сделали для Украины за последние четыре года. Если они будут ратифицированы соответствующими законодательными органами и станут юридически обязательными, они также окажутся гораздо желаннее для многих украинцев, чем общие слова, в теории заманчивые, но на практике — пустой блеф.
Наконец, территориальные вопросы можно отложить до самого конца, когда будут улажены остальные разногласия. Если контроль над Донбассом станет последним камнем преткновения, возможно, обе стороны охотнее пойдут на компромисс.
Трамп и его команда усердно работают над мирными переговорами. Но их нынешний подход неверно трактует политические и военные реалии в стране. Вооруженное неприсоединение как модель будущей безопасности Украины не решит всех этих проблем, но станет важным шагом в правильном направлении.
Доктор Дженнифер Кавано — старший научный сотрудник и директор по военному анализу центра "Приоритеты обороны". Старший политолог корпорации RAND. Адъюнкт-профессор Джорджтаунского университета.
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>