Мужчина 20-29 лет был похоронен в дорогом саркофаге из кипариса. Его левая рука сжимала длинный меч со сломанным клинком. На голове красовался золотой венок. А рядом с головой стоял плотно закупоренный стеклянный сосуд с прозрачной жидкостью, вызвавший ажиотаж среди археологов.
Бальзам на душу
«Обычно такие сосуды, которые часто ставили эллинам в могилу, при раскопках находят пустыми. В виде исключения ученым удается обнаружить налет на стенках древних колб, оставленный испарившейся с течением времени жидкостью», — объясняет волнение сайт Института археологии РАН.
Традицию переняли и римляне: колбы с удлиненным горлышком находят во многих могилах времен Империи. Ранее наука предполагала, что в загробный мир вместе с усопшим отправляли какую-то парфюмерию — за колбочками утвердилось условное название «бальзамарии». Вот несколько примеров таких бальзамариев из коллекции Британского музея.
А богатое захоронение воина II века с нераспечатанным «бальзамарием» на некрополе древнего города Фанагория (Темрюкский район, Краснодарский край) было раскрыто в 2019 году. «Чтобы узнать, что же находилось в ритуальном сосуде, его отправили на всестороннее изучение с помощью современных естественно-научных методов в Институт нефтехимического синтеза РАН. Сосуд оказался наполнен солёной жидкостью», — рассказывает сайт Фанагорийской археологической экспедиции.
«Причем концентрация соли в жидкости выше, чем у морской воды Таманского залива», — подчеркивают исследователи. «Поэтому в распоряжении специалистов осталась только одна гипотеза — это были человеческие слезы, — ставит точку в дискуссии Институт археологии РАН. — Как бы фантастически ни звучало такое предположение, оно находит подтверждение в древних текстах (в том числе библейских), которые описывают такие сосуды как „удерживающие слезы скорбящих“, „лакримарии“».
«Лакримарии наполнялись слезами людей, оплакивавших близких, после чего сосуд помещался в склеп. В содержимом фанагорийского сосуда обнаружены также следы ароматических соединений (возможно, благовоний особого состава, которые клали в гробницы), а также диоксида серы, который мог попасть в колбу как консервант», — добавляет деталей Анапский археологический музей.
То есть, это все же были не чистые слезы, а некий коктейль.
Слезы по воинам и царям
И все же нельзя не признать — это удивительная находка. Так бывает: яркие образцы наследия античных цивилизаций находят не там, где эти цивилизации зародились, а на самых окраинах ойкумены. Там, где их просто не успели разрушить завоеватели и натиск новых времен.
Греко-римская живопись, например, дошла до нас только в виде погребальных портретов из египетского оазиса Фаюм. А как выглядела мастерская античных художников — понятно только из росписей саркофага провинциального живописца, найденного в крымской Керчи. Фанагория — как раз такой форпост античной цивилизации, процветавший на Таманском полуострове почти 1500 лет.
В 543 году до н.э. греки из города Теос на западном берегу Малой Азии (теперь это Турция) основали здесь торговую колонию. Позднее Фанагория входила в состав эллинистического Боспорского царства, была протекторатом Рима, частью Византийской империи и Хазарского каганата — жизнь в городе потухла только в начале X века.
Город стоял на перекрестье торговых путей, в окружении плодородных земель нынешней Кубани и недалеко от степных районов Евразии. Конечно, кочевники пытались его грабить. Видимо, герой, которого оплакивали древние фанагорийцы, погиб, отражая одно из таких нашествий.
«Мужчина из состоятельного городского рода был конным воином. О его принадлежности к всадничеству недвусмысленно свидетельствует длинный железный меч у левой ноги, — говорит Алексей Ворошилов из Фанагорийской экспедиции. — Возможно, излом клинка не случайный. Зачастую оружие одухотворялось — когда умирал человек, уничтожали и его оружие».
Тот герой должен быть доволен — слезы по нему не высохли даже за тысячелетия. Кстати, в Персии вплоть до XIX века тоже использовали лакримарии — но уже по другому поводу.
«Бутылки такой формы, иногда их называют ашкданами, предположительно, предназначались для сбора слез жен, чьи мужья находились на войне», — говорит Метрополитен-музей. Когда воин возвращался домой, верная супруга демонстрировала ему ашкдан, полный слез: вот, мол, как я тосковала по тебе.
И вот еще одно «кстати»: в гробницах русских правителей допетровских времен тоже находят стеклянные сосуды — и они тоже стоят у левого виска усопшего. Скажем, вот так выглядела после вскрытия могила Ивана Грозного.
Рядом с черепом — кубок богемского стекла, в сосуде — вода «с ничтожными следами соединений кальция, магния, ртути и меди» (цитата из протоколов эксгумации).
Кубок Грозного я уже показывал в прежних публикациях. Вот и другие примеры, которые подписчики еще не видели. Слева — расписанный золотом стакан из захоронения царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, супруги царя Михаила Федоровича Романова. Справа — богемский кубок из могилы царицы, которую так и не смогли опознать.
Ранее высказывались предположения, что в таких кубках был елей, которым соборовали умирающих. Но в свете новых открытий в Фанагории — может, там тоже были слезы родных и близких?