Найти в Дзене

Новая грамотность: почему в эпоху ИИ важно учиться осмысленно работать с алгоритмами

16 декабря 2025 года в Московском физико-техническом институте состоялся проблемный семинар, посвященный перспективам развития технологий искусственного интеллекта на ближайшие пять лет. Ключевой темой стала глубокая интеграция ИИ в различные предметные области – от медицины и  робототехники до науки и образования. Подводим итоги семинара в МФТИ с участием Сергея Дубровского, заместителя декана философско-социологического факультета, эксперта исследовательского центра искусственного интеллекта ИОН и соруководителя программы бакалавриата «Цифровые коммуникации и искусственный интеллект». В своём докладе на тему «ИИ для социальной сферы: ИИ в образовании» Сергей Дубровский отметил смещение фокуса с чисто технологических аспектов на образовательные эффекты и формирование новых практик. Докладчик подчеркнул, что ИИ встраивается в образование не как отдельный цифровой сервис, а как слой, меняющий несколько уровней одновременно. Стремительное развитие больших языковых моделей делает прежние

16 декабря 2025 года в Московском физико-техническом институте состоялся проблемный семинар, посвященный перспективам развития технологий искусственного интеллекта на ближайшие пять лет. Ключевой темой стала глубокая интеграция ИИ в различные предметные области – от медицины и  робототехники до науки и образования. Подводим итоги семинара в МФТИ с участием Сергея Дубровского, заместителя декана философско-социологического факультета, эксперта исследовательского центра искусственного интеллекта ИОН и соруководителя программы бакалавриата «Цифровые коммуникации и искусственный интеллект».

В своём докладе на тему «ИИ для социальной сферы: ИИ в образовании» Сергей Дубровский отметил смещение фокуса с чисто технологических аспектов на образовательные эффекты и формирование новых практик. Докладчик подчеркнул, что ИИ встраивается в образование не как отдельный цифровой сервис, а как слой, меняющий несколько уровней одновременно.

Стремительное развитие больших языковых моделей делает прежние подходы к цифровой грамотности недостаточными, уверен Дубровский. На первый план выходит осмысленная работа с ИИ: умение формулировать запросы, проверять факты, распознавать ошибки и ограничения систем. В этой связи перед университетами стоит задача не просто разрешить или запретить использование ИИ, а встроить его в прозрачные образовательные сценарии с четкими целями, правилами и методами верификации результатов.

Сергей Дубровский отметил, что с появлением ИИ-ассистентов меняется роль преподавателя: возрастает значение постановки задач, развития методологии и критического мышления студентов. ИИ может усилить персонализацию обучения, но только при осознанном подходе к данным и четком разделении ролей между человеком и системой.

Обсуждение образования стало важной частью семинара, где ИИ рассматривался как драйвер изменений в различных отраслях. В этом контексте образование выступает не просто сферой применения технологий, а ключевой инфраструктурой адаптации общества, формирующей нормы и компетенции для ответственного использования ИИ.

Для Института общественных наук Президентской академии такой подход принципиально важен. Образовательная повестка в эпоху ИИ – это одновременно вопрос качества подготовки кадров, социальной справедливости и способности управлять переменами, сохраняя суть образования как пространства для развития мышления, ответственности и профессиональной культуры, объяснил Дубровский.

На семинаре обсуждалось ускорение исследований и новые требования к работе с данными, выход ИИ «в физический мир» и рост значения инженерной надёжности, а также растущие неопределённости и стратегические риски, связанные с применением ИИ. Завершился семинар обсуждением «больших идей» МФТИ — тех направлений, где возможны прорывы и где требуется согласование технологической, организационной и социальной оптики. Модератором выступил Максим Мулюкин, руководитель офиса Фонда ЦСР «Северо‑Запад» в Москве.