Найти в Дзене
Weekend

Я поведу тебя разуться

В Музее Москвы открылся фестиваль «Архитектура для людей» Это второй по счету фестиваль — и «первый для посетителей в носках», как заявляют организаторы. Тема фестиваля этого года — «Смена ритма». Авторов проектов попросили предложить жителям мегаполиса новые инструменты для восстановления ресурсов уставшего от города организма. Получились вода, дерево, огонь — в виде имитации солнечного света — и глинобитная труба. Текст: Анна Черникова Попасть в пространство экспозиции в Музее Москвы и правда можно только без обуви. Ее надлежит оставить в ящичках перед входом. Для особо дорожащих лубутенами предусмотрены прочные черные бахилы. Но тогда есть риск не получить всю гамму эмоций от павильонов — и не сменить ритм, как того требует тема фестиваля. Попыток спорить про то, насколько действительно нужно жителям мегаполиса менять ритм и точно ли это помогает подзарядиться, на выставке как-то не возникает. Может быть, потому, что отсутствие обуви на ногах уже прижимает тебя к земле: мол, смотри

В Музее Москвы открылся фестиваль «Архитектура для людей»

Это второй по счету фестиваль — и «первый для посетителей в носках», как заявляют организаторы. Тема фестиваля этого года — «Смена ритма». Авторов проектов попросили предложить жителям мегаполиса новые инструменты для восстановления ресурсов уставшего от города организма. Получились вода, дерево, огонь — в виде имитации солнечного света — и глинобитная труба.

Текст: Анна Черникова

Фестиваль «Архитектура для людей» в Музее Москвы.📷Фото: пресс-служба музея
Фестиваль «Архитектура для людей» в Музее Москвы.📷Фото: пресс-служба музея

Попасть в пространство экспозиции в Музее Москвы и правда можно только без обуви. Ее надлежит оставить в ящичках перед входом. Для особо дорожащих лубутенами предусмотрены прочные черные бахилы. Но тогда есть риск не получить всю гамму эмоций от павильонов — и не сменить ритм, как того требует тема фестиваля.

Попыток спорить про то, насколько действительно нужно жителям мегаполиса менять ритм и точно ли это помогает подзарядиться, на выставке как-то не возникает. Может быть, потому, что отсутствие обуви на ногах уже прижимает тебя к земле: мол, смотри жизни в глаза и не витай на каблуках в облаках. Еще, конечно, разувание отправляет в детство, когда ты ехал с родителями в гости к их друзьям, а потом носился в носках по комнатам в чужой квартире, где все было в новинку — и кресла, и ковер, и кот на спинке дивана. А взрослые за твоими похождениями не особо следили, потому что были заняты важными разговорами за праздничным столом.

Комнаты, то есть павильоны, в фестивальной квартире очень разные. У их авторов вышло поликультурно и мультиматериально. Если двинуться по часовой стрелке, то первым делом попадаешь к объекту бюро «Спич», в котором можно принять участие в плетении кокона из душистых нитей — под звуки поющих чаш.

Есть еще вариант воспринимать все пространство фестиваля как большой квест. И тогда второй на пути следования объект, созданный Александром Бродским, более чем уместен. Чтобы посмотреть его, сначала надо найти в него вход. А увидев макет с огромной сталинской высоткой, под которую автор предлагает спрятать все небоскребы «Сити» — и видимо, все проблемы бизнес-мегаполиса, оставив только образ чудесного города из бабушкиных воспоминаний,— предстоит еще и обнаружить выход.

Архитекторы из radugadesign предлагают попадать в их объект с угла. А в центре ложиться на круглый подиум и получать необычный по остроте светозвуковой опыт. Но записываться придется заранее — прямо точь-в-точь как на все важные столичные события.

Бюро GAFA вместе с застройщиком Vesper делятся со зрителями фестиваля ощущением, что в Москве уже очень много всего — и нового даже для смены ритма почти не требуется. Разве что воды ей иногда не хватает — в смысле рекреации и прибоя. И предлагают взглянуть на столицу глазами отпускника — из бассейна или моря, для чего налили в свой павильон жидкости. Со входом-выходом тут тоже придется помудрить. Один проем сплошь заполонен поролоновыми трубками, и, протискиваясь сквозь них, ты словно перерождаешься, снимаешь статическое напряжение — либо, наоборот, получаешь разряд. Другой проем — просто с дверью. В нее тоже можно, но не так увлекательно.

К акватематике обратились и петербургские архитекторы из «Хвои», что неудивительно для жителей города на воде. У них и рыбка нашлась — правда, не корюшка, а живая аквариумная. Но она и не для еды. А подвешена над головами посетителей в сферическом аквариуме и пытается в нем спастись где-то от потоков кислородных пузырьков, пока посетители то ищут взглядом ее, то фотографируются с мерцающим отражением конструкции на полу. Вроде и тянет обрести в этом мерцании умиротворение, но больше в декабрьской рабочей суете ассоциируешь себя с рыбкой в пузырьках.

А вот команда Steel предпочла послать всех в лес, а точнее, в березовую рощу без корней и крон. Просто бесконечные стволы тянут за собой вверх и вниз в зеркальном отражении пола и потолка. И тонешь среди них в странной сумрачной дымке отпечатков от носков — как в русской хандре.

АБ «Новое» удостоилось на открытии выставки аплодисментов от первых посетителей. А все потому, что они не только заподозрили, что в столице не хватает солнечного света, не только сверились со статистикой и утвердились в своих опасениях, но и предложили решение — специальные окружности-обода нескольких метров в диаметре, освещающие пространство внутри себя в определенном спектре и способствующие выработке у людей витамина D. 15 минут в день внутри окружности — и вы можете дальше катиться на все 360 градусов по мегаполису бодрым и здоровым.

Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева построила посреди Музея Москвы из глины и сена тоннель, назвала «Сенями», наполнила запахом сухой травы и пением птиц. Но навтыкала препятствий на пути к сельской романтике — их же у горожанина всегда полно: то пробки, то дела, то бесконечные рабочие задачи, финал которых туманен — как измазанные глиной окна тоннеля.

Тарас Желтышев привез на фестиваль очередной фрагмент своей арт-вселенной Yoomoota — мягкие посадочные места, проекция видео, на котором ты сам, но несколько минут назад. Мягкие то ли слуховые трубки, то ли спинки. Что-то про мегаполисы инопланетные и вневременные.

PLER Bureau, наоборот, решили отправить посетителей ближе к земле — к даче, на веранду, словно бы залитую солнечным светом: пейте чай, гости дорогие, играйте в шахматы, наблюдайте за солнечными зайчиками и не вспоминайте о городском вовсе. Хотя бы на короткий миг.

Архитекторы из бюро Saga разглядели звездное небо вечности сквозь монтажную пену дней. В их царь-колокол из самой что ни на есть настоящей монтажной пены войти можно через трещину в боку. А дальше — глядеть на небесные светила под чарующие звуки, нет, не колокольного перезвона, но почти космического музыкального инструменте терменвокса. Кстати, на открытии выставки на нем играл внук его изобретателя Льва Термена.

Ну а в центре выставочного пространства высится цитадель — ее положено иметь любому солидному городу. Только, как придумал художник и скульптор Григорий Орехов, все в ней с ног на голову — стены из воздуха, а пол из стен. Воздухом наполнены подушки, из которых сложено укрепление. Но голову на них для расслабления не положить, они ж выстроены вертикально. Зато можно лечь на землю, усеянную камнем, который обычно служит для возведения стен. Он тут в виде измельченного песка, причем так правильно раздробленного, что он даже почти не остается на носках. Так что вынести сор из этой цитадели не получится. И песчинкой в вашем носке выставка «Архитектура для людей» не застрянет. Зато приятными эмоциями запомнится.

В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!