Найти в Дзене
Обнинск

Не пора ли ученым озадачиться психологическим портретом среднестатистической жертвы мошенников?

Не только бабушки попадаются на уловки мошенников. Мужчины в полном рассвете сил тоже удивляют доверчивостью и полным отсутствием критического мышления. Мошенники хорошо изучили психологию среднестатистической жертвы обмана. К сожалению, ни психологи, ни социологи так и не занялись изучением феномена доверчивости, а порою и неадекватности жертв телефонных мошенничеств. Ученые так и не дали советов, как донести до граждан простую мысль, что утрату денег предотвращает обращение в полицию, а не переговоры с мнимыми доброжелателями. Как вбить в головы правило не отправлять никакие цифры по просьбу голоса из телефона? КАК ВБИТЬ В ГОЛОВУ ПАРУ МЫСЛЕЙ? Опытные учителя знают, что процентов пять детей не воспринимают ни слова, ни картинки, ни уговоры. Одним нужны угрозы, другим – двигаться при усвоении информации, третьим – вообще непонятно что нужно. Возможно, требуется неприятный личный опыт: пока током не стукнет – человек не понимает предостережений. Так и с мошенничеством. И памятки граждан

Не только бабушки попадаются на уловки мошенников. Мужчины в полном рассвете сил тоже удивляют доверчивостью и полным отсутствием критического мышления. Мошенники хорошо изучили психологию среднестатистической жертвы обмана. К сожалению, ни психологи, ни социологи так и не занялись изучением феномена доверчивости, а порою и неадекватности жертв телефонных мошенничеств.

Ученые так и не дали советов, как донести до граждан простую мысль, что утрату денег предотвращает обращение в полицию, а не переговоры с мнимыми доброжелателями. Как вбить в головы правило не отправлять никакие цифры по просьбу голоса из телефона?

КАК ВБИТЬ В ГОЛОВУ ПАРУ МЫСЛЕЙ?

Опытные учителя знают, что процентов пять детей не воспринимают ни слова, ни картинки, ни уговоры. Одним нужны угрозы, другим – двигаться при усвоении информации, третьим – вообще непонятно что нужно. Возможно, требуется неприятный личный опыт: пока током не стукнет – человек не понимает предостережений. Так и с мошенничеством. И памятки гражданам раздают, и постоянно рассказывают о неприятных историях, но некоторые люди предпочитают учиться только на своем негативном опыте. И хорошо, если учатся!

ОТСУТСТВИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ДОВЕРЧИВОСТЬ

Следственным отделом ОМВД России по городу Обнинску возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.

Мужчине позвонили из налоговой службы и попросили предоставить информацию о банковских счетах и для этого назвать код из смс-сообщения. Казалось бы! Как можно в наше время предоставлять такую информацию по телефону, да еще рассылать коды? Но нет! – Наши люди верят всем без разбору! Мысль «Зачем налоговой справка о моих счетах, если они и так имеют доступ к такой информации?»

Когда код был отправлен, заявителю пришло сообщение о взломе госуслуг с указанием номера телефона, по которому нужно было перезвонить. И на этом этапе еще можно было спасти свои деньги, обратившись в полицию! Но нет! Одного раза человеку мало. Он продолжил верить всему, что ему говорят в трубке неизвестные.

Решив, что может предотвратить хищение своих денег, и следуя советам голоса в телефонной трубке, потерпевший установил на свой телефон приложение, с помощью которого перевел через банкомат свои сбережения на «безопасный счет». Напомним, что никаких безопасных счетов не существует! Особенно, если к нему имеют доступы неизвестные вам граждане.

Когда на счету злоумышленников оказались 190 тысяч рублей, доверчивый обнинец осознал, что стал жертвой мошенников, и обратился с заявлением о хищении в дежурную часть полиции.

ЛЕГЧЕ СДЕЛАТЬ, ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ

Еще одному потерпевшему неизвестный мужчина по телефону сообщил, что скоро произойдет смена кода домофона, и уточнил, сколько нужно ключей. После чего попросил продиктовать код, состоящий из 4 цифр, поступивший на телефон заявителя в смс-сообщении. Не заподозрив обман, мужчина продиктовал нужную информацию.

После окончания телефонного разговора обнинцу пришло сообщение от портала Госуслуг, в котором было указано, что обнаружен вход в госуслуги, и если гражданин этого не делал, то необходимо позвонить на номер телефона +7ХХХХХ...

Продолжая действовать под диктовку злоумышленников, потерпевший набрал указанный номер и стал общаться с мужчиной, который представился сотрудником Росфинмониторинга. Липовый сотрудник заявил, что обнинцем была выписана доверенность нотариусом на право ведения финансовых операций на человека, который является гражданином вражеского государства.

Звонивший потребовал срочно перевести деньги доверчивого гражданина на безопасный счет, чтобы враги не смогли добраться до сбережений. В случае отказа, стал угрожать привлечением к уголовной ответственности за содействие в терроризме, добавив, что деньги нужно переводить сначала на счета знакомых, и осуществлять переводы через них, чтобы в дальнейшем можно было ими воспользоваться. Для подтверждения своих действий во время общения потерпевший по указанию звонившего включал демонстрацию экрана телефона.

В итоге, в результате выполненных по инструкциям мошенников действий, у заявителя обманным путем были похищены 365 тысяч рублей.

Со слов потерпевшего, о данном виде мошенничества он знал ранее, однако не думал, что сам может стать жертвой преступления. Ключевое слово: «не думал»!

В целом портрет потенциальной жертвы мошенников уже нарисован: нежелание думать при разговоре о деньгах, нежелание или неумение включать критическое мышление. И полное отключение логики, когда речь заходит о своих деньгах.

Интересно, на своих ошибках они научатся или будут пересылать деньги мошенникам с удручающим постоянством? И как еще можно донести до сознания граждан элементарные меры предосторожности?

Рената Белич