Совсем ещё маленькая девочка, она, не отрываясь, смотрела на сцену. Глаза её сияли, сердце билось часто-часто, и малышка боялась лишь одного – что вдруг упустит нечто важное в движениях исполнителей. Уже тогда совсем ещё юная Майя Плисецкая решила, что непременно станет балериной.
Уникальная артистка, мастер импровизаций и создательница совершенно новой техники, она вызывала шквал оваций. Но почему Майе в раннем возрасте пришлось пережить личные трагедии? Как вышло, что она сломала нос своему партнёру? И почему легендарная Плисецкая была уволена из Большого театра?
Маленькая балерина
Она появилась на свет 20 ноября 1925 года в Москве. Отец Майи работал дипломатом, а мать снималась в немых фильмах. Вообще семейство Плисецких-Мессерер могло гордиться немалым числом представителей творческих профессий. Так, например, тётя девочки и её супруг выступали в балете.
Именно благодаря тётушке Суламифь Майя познакомилась с балетом. Произошло это на спектакле «Красная шапочка». Впервые увидев балет, девочка была ошеломлена. Как вспоминала Плисецкая спустя годы, в тот же день, вернувшись домой со спектакля, она пыталась повторять разные партии, а тётя приметила, что Майя очень точно улавливает многие нюансы движений.
В 1932 году Михаил Плисецкий был назначен руководителем «Арктикугля», из-за чего вместе с семьёй переехал на Шпицберген. Здесь Майя прожила четыре года, причём впервые участвовала в балетной постановке. Когда в Баренцбурге ставилась опера «Русалочка», девочке предложили маленькую роль. Как считала юная Майя, предложенную ей партию она исполнила с настоящим «шиком».
Особенный реверанс
Всё та же тётя Суламифь отвела Майю в балетное училище, сумев убедить принять девочку, которой ещё не исполнилось 8 лет (обычно таких маленьких детей не брали на обучение, но у юной Плисецкой сразу заметили природный талант).
В одном из интервью балерина рассказывала о том, каким был «экзамен» для приёма в училище. Всех девочек выстроили в ряд и предложили сделать реверанс под звуки музыки. Этот элемент получился у одних сдержанным и спокойным, у других – неуверенным и неказистым.
А вот Плисецкая, уловив все тонкости музыки, особое внимание уделила рукам. Правой она совершила изящный взмах, а левая словно застыла в полёте. Её реверанс впечатлил преподавателей, которые уже тогда понимали: при должном трудолюбии и работе над собой у этой девочки может быть большое будущее.
Её трагедии и успехи
Но далеко не всё в жизни Майи было так лучезарно и гладко. В 1937 году её отец был арестован как изменник Родины, а спустя несколько месяцев его расстреляли. Под арестом оказалась и мать девочки. Чтобы юную Майю не отправили в приют, её удочерила тётя.
Лишь в конце 1939 года Плисецкой позволили увидеться с матерью. Девочка отправилась в казахский город Чимкент, где ссыльные отбывали срок. Встретившись с нею, мать настояла, чтобы Майя продолжала свои занятия и выходила на сцену. Именно там Плисецкая исполнила партию «Умирающий лебедь». Как писала балерина в своей автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая»:
«Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала».
После начала Великой Отечественной войны и до сентября 1942 года Майя вместе с родными находилась в эвакуации. В Свердловске не было преподавателей, а потому продолжать занятия девушка не могла. Однако здесь по инициативе её тёти был поставлен балет «Лебединое озеро», в котором Майя вновь выступила с номером «Умирающий лебедь».
Суламифь Мессерер постаралась создать такую хореографию, чтобы публика увидела самые сильные стороны её племянницы. Неслучайно и сегодня, спустя многие годы, балерины считают воплощением совершенства руки Плисецкой. Как выражалась она сама, «умные» руки могли очень многое рассказать в балете и передать множество оттенков эмоций.
Из кордебалета – в примы
В 1943 году, окончив Московское хореографическое училище, Майя была принята в труппу Большого театра. Поначалу она была артисткой кордебалета и получала совсем небольшую зарплату. Но вскоре к Плисецкой пришёл успех – во время выступления в «Шопениаде» она произвела настоящий фурор:
«Я намеренно старалась в пике каждого прыжка на мгновение задержаться в воздухе, что вызывало у аудитории энтузиазм. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов».
После такого успеха руководство театра стало выделять Майю. Она наконец начала получать сольные партии, которые ярко раскрывали её талант. Вскоре зрители уже шли «на Плисецкую», желая увидеть нечто самобытное, яркое в балете.
Большой успех ждал балерину не только на родине, но и за границей. Ценители классики в Великобритании, США, Франции и других странах искренне восхищались Плисецкой. Одной из «своих» стран, где зрители прекрасно принимали её, она называла и Японию.
Впрочем, далеко не все выступления Плисецкой становились фурором. Так, например, неожиданной неудачей для неё обернулась «Кармен-сюита». Кубинский хореограф Альберто Алонсо создавал это произведение специально под технику Майи Михайловны.
Но публика, привычная к пышным номерам и классической хореографии, весьма холодно приняла эту постановку. Как понимала балерина, аплодировали ей «больше из вежливости», нежели под влиянием нахлынувших чувств.
Порой случались и неприятные казусы. Во время одной из репетиций «Лебединого озера» Плисецкая так взмахнула руками, что ударила по носу своего партнёра Вячеслава Голубина. Молодой человек был отправлен в больницу, где диагностировали открытый перелом. Говорили, что больше с Майей он не танцевал в «Лебедином озере».
Личная жизнь Плисецкой
Именно Голубин был первой большой любовью Майи Плисецкой. Но с ним не сложилось – то ли из-за поломанного носа, то ли по другим причинам. В 1956 году Майя вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу. Но брак двух коллег оказался совсем недолгим – спустя три месяца пара рассталась.
А вот настоящее глубокое чувство Плисецкая раскрыла в себе в браке со вторым супругом, композитором Родионом Щедриным. Говорили, что познакомились они благодаря общей приятельнице Лиле Брик (да-да, той самой, которая жила с собственным мужем и Владимиром Маяковским).
Именно Щедрин на протяжении многих лет будет не только верным спутником, но и той сдерживающей силой, которая могла укротить пламенный нрав Плисецкой.
Знаменитая балерина действительно была очень непростым человеком – у неё было немало поклонников, друзей, завистников и врагов. Майя Плисецкая не боялась прямо в глаза говорить человеку правду, то, что о нём думает.
Она нарушила традиционную систему изучения партий, за что её обвиняли в лени. Но ленивой она не была. Просто в случае, если всё получалось с первого раза, Плисецкая не считала нужным повторять движение десятки раз.
Кстати, спустя годы она признавалась, что во многом благодаря этой «лености» и нелюбви к репетициям сохранила ноги достаточно здоровыми. А ведь, как правило, уже у сорокалетних балерин имелись серьёзные проблемы с суставами. Её вольности, своенравие, конфликты с коллегами умело сглаживал муж. Майя Михайловна не раз говорила:
«Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты, и удержал меня на плаву».
Прочь из Большого!
Однако Родион Щедрин не смог остановить ту войну, которая началась в Большом театре в 1990 году. Майя Плисецкая оказалась в «партии», которая противостояла руководству в лице Юрия Григоровича. В конце концов она и ещё несколько ведущих артистов были уволены из театра.
А вскоре, уже после распада СССР, балерина отправилась за границу. Долгие годы она проживала в Германии, но признавалась, что немецкие ценители балета знают её куда хуже, чем французские, японские и, конечно, российские зрители.
В 1999 году имя Майи Плисецкой оказалось в центре громкого скандала. В газете «Московский комсомолец» была опубликована статья о том, что у Майи Михайловны якобы имеется незаконнорожденная дочь, отцом которой был агент КГБ Борис Глаговский.
Балерина наняла адвокатов для защиты своей чести и восстановления справедливости. В том же году суд удовлетворил иск – никакой дочери у Плисецкой не было.
Увольнение из Большого театра и переезд не стали крахом сценической деятельности для балерины. Несмотря на преклонный возраст, она давала мастер-классы, принимала участие в концертах и программах, посвящённых балетному искусству. А в возрасте 70 лет она даже дебютировала в номере «Аве Майя», который был поставлен Морисом Бежаром.
Майя Михайловна умерла в 2015 году в Мюнхене. В ту пору ей было уже 89 лет. Спустя десять лет, в 2025 году, из жизни ушёл и Родион Щедрин. Как и завещала Майя Михайловна, её прах был соединён с прахом мужа и развеян над Россией.
Сегодня и в нашей стране, и за границей о Майе Плисецкой говорят как об одной из легенд русского балета. Эта женщина с неординарным подходом, любовью к импровизациям, благодаря новаторскому взгляду на искусство балета сумела создать особенный стиль в хореографии.
Дерзкая и страстная, порой резкая, а порой невероятно нежная, она и правда напоминала ту самую Кармен из знаменитой «Кармен-сюиты». А её слова звучат через годы и десятилетия наставлением для каждого из нас:
«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь… Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба…».