Всем привет, друзья, вы на канале ЛЕНИВЫЙ ТУРИСТ.
В мире, где судьба целых железнодорожных линий решается цифрами статистики и холодными финансовыми отчетами, история одного маленького вокзала в японской префектуре Вакаяма кажется волшебной сказкой. Её главные героини мурлыкали, дремали на солнце и с достоинством носили крошечные форменные фуражки. Это история о том, как две трехцветные кошки - сначала Тама, а затем Нитама - своими лапками и безмерным обаянием не просто спасли от закрытия местную железную дорогу, а превратили её в национальное достояние, наполнив глубоким смыслом понятие «служба» и «преданность делу».
Трехцветная кошка по имени Тама, ставшая «почетным и вечным начальником» станции на железнодорожной линии Кисигава, сумела завоевать не только искреннюю любовь местных жителей и популярность у туристов, но и была удостоена высочайшей почести - приказом губернатора префектуры её посвятили в самураи. Эта удивительная история берет свое начало в конце 1990-х годов, когда маленький трехцветный котенок по имени Тама жил неподалеку от станции Киси и часто резвился рядом с железнодорожными путями, неизменно привлекая внимание и умиление проезжающих пассажиров.
Станция Киси была конечной, четырнадцатой остановкой на скромной линии протяженностью 14,3 километра, связывающей сельскую глубинку с региональным центром Вакаяма. Однако к середине 2000-х годов сочетание низкого пассажиропотока и серьезных финансовых трудностей поставило под угрозу само существование этой местной ветки, которую власти планировали закрыть. Ситуация казалась безнадежной, и к 2006 году на всех четырнадцати станциях линии уже не осталось штатных работников.
В этот критический момент всеобщая любимица, кошка Тама, сыграла свою судьбоносную роль. Как рассказывает Кейко Ямаки, одна из руководителей компании Ryobi, владеющей Wakayama Electric Railway, после объявления о закрытии линии местные жители обратились к нынешнему президенту компании Мицонобу Кодзиме с просьбой спасти и восстановить полноценную работу линии Кисигава. Важным обстоятельством стало и то, что владелец местного супермаркета, присматривавший за Тамой, собрался переезжать и попросил железнодорожную компанию взять опеку над кошкой. Президент Кодзима, всегда считавший себя скорее собачником, неожиданно с первого взгляда проникся очарованием трехцветной кошки и, как говорят свидетели, сразу в нее влюбился. Эта привязанность выразилась в том, что вскоре для Тамы была сшита миниатюрная форменная фуражка, а в январе 2007 года она была официально назначена начальником станции Киси, став первым в Японии котоначальником железнодорожной станции.
Назначение оказалось не просто милой причудой, а гениальным маркетинговым ходом, спасшим линию от исчезновения. Согласно исследованию профессора Университета Кансай Кацухиро Миямото, проведенному в 2008 году, одно лишь присутствие мурчащей Тамы на станции привлекло на линию Кисигава на 55 тысяч пассажиров больше, чем прогнозировалось ранее. За время ее службы с 2007 по 2015 год вклад знаменитой начальницы в местную экономику был оценен в 1,1 миллиарда иен. По данным компании Wakayama Electric Railway, благодаря усатой сотруднице годовое количество пассажиров на линии увеличилось с 2006 года почти на 300 000 человек.
Чтобы поддержать возникший культ Тамы, железная дорога в 2010 году обратилась к известному промышленному дизайнеру Эйдзи Митооке с просьбой полностью преобразить линию. Так родилась тематическая железная дорога Тамаден. Экстерьер белоснежных вагонов украсили отпечатки кошачьих лапок и 101 мультяшное изображение Тамы в различных позах: потягивающейся, облизывающей лапу или готовящейся к прыжку. Прибывая на станцию, пассажиры слышат нежное мяуканье - это реальный голос Тамы, записанный при ее жизни. В 2009 году Митоока перестроил и само здание станции Киси, придав ему форму кошачьей головы: из крыши «вырастают» уши, вход напоминает рот, а два овальных окна, загорающиеся по вечерам желтым светом, стали глазами.
К сожалению, в 2015 году Тама умерла, однако ее наследие продолжает жить. На похороны, прошедшие на станции Киси, пришли тысячи скорбящих людей, приносивших цветы и банки с кошачьим кормом. Вскоре прямо на платформе была сооружена небольшая синтоистская часовня величиной с телефонную будку, где Тама была обожествлена под именем Тама Даймёдзин, став «Почетным небесным покровителем станционных смотрителей». Ее популярность оставалась огромной: в 2017 году день рождения Тамы отметила компания Google, посвятив ей тематический дудл, а ее твиттер-аккаунт спустя годы после смерти насчитывал десятки тысяч подписчиков.
На освободившийся пост была взята другая трехцветная кошечка по имени Нитама, что означает «Вторая Тама». Она стала достойной преемницей, и в ее честь также были созданы специальные тематические поезда, включая «клубничный» и «черносливовый», посвященные местным сельскохозяйственным продуктам.
История Тамы и Нитамы прекрасно иллюстрирует особое отношение японцев к кошкам, которые на протяжении веков считались здесь священными животными и символами удачи. Но помимо мистического аспекта, это еще и история о том, как искренняя привязанность, творческий подход и нестандартное мышление способны вдохнуть новую жизнь, казалось бы, в безнадежное дело, превратив локальную железнодорожную ветку в национальное достояние и место паломничества для любителей пушистых начальников со всего мира.
Однако эта трогательная сага, к сожалению, пополнилась еще одной печальной главой. В конце 2025 года Япония простилась со знаменитой кошкой Нитамой, которая почти десять лет, с 2015 года, верно несла службу смотрителя станции Кинокава, став достойной преемницей и живым символом наследия Тамы. Пятилетней трехцветной кошечкой ее взяли на этот пост сразу после кончины первой начальницы, и своим трудом она доказала, что идея «котоначальства» - не случайная причуда, а продуманная и успешная традиция.
Нитама не только приветствовала пассажиров, но и была повышена до почетной должности «заместитель президента» вокзала, продолжая привлекать на линию туристов. В конце октября у 15-летней кошки, прожившей долгую по кошачьим меркам жизнь, ухудшилось здоровье, а 20 ноября она тихо скончалась, оставив после себя тысячи скорбящих поклонников по всей стране.
Ее уход стал напоминанием о хрупкости даже самых светлых легенд, но и подтверждением их силы: история, начатая бездомным котенком у маленькой сельской станции, пережила своих первых героинь, став вечной частью культуры и доказав, что доброта, верность и необычная идея способны не только спасти железную дорогу от банкротства, но и навсегда изменить к лучшему жизнь целого края, подарив миру урок искренности и чуда.
Уважаемый читатель, спасибо Вам, что дочитали эту статью до конца. Буду рад, если вы подпишитесь на мой канал. И ознакомитесь с другими подборками канала.
Ознакомьтесь также с другими материалами:
Подписывайтесь на другие соцсети:
TELEGRAM
ВК
RUTUBE
Финансовая Поддержка Канала:
ВАЖЕН КАЖДЫЙ РУБЛЬ
РЕПОСТ ВАШИХ СТАТЕЙ