Найти в Дзене
Российская газета

Григорий Заславский: Театр - искусство со сроком годности

Подводя театральные итоги года, понимаешь, что в театре очень многое в уходящем году происходило не на сцене, а за кулисами. А на сцене - может, проявится, а может, нет. Конечно, были спектакли. Были хорошие. Были выдающиеся. Были и продолжают быть - театр, конечно, искусство со "сроком годности", но во многих случаях те или иные утверждения критика можно проверить на себе. Из лучшего - "Смерть Тузенбаха…" Константина Богомолова в Театре на Бронной, "Петербург - Петроград - Ленинград" Ивана Поповского в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой и "Курьер" Владимира Панкова в Центре драматургии и режиссуры. Показательно, что из этих трех, вышедших в год 80-летия Великой Победы, два имеют прямое отношения к этому юбилею. Начну тем не менее с кадров. Назначенный несколько лет назад генеральным директором МХАТа им. Максима Горького Владимир Кехман в этом году был уволен, хотя, если судить по тому, что видит зритель (что, конечно, и было, и останется лишь верхушкой айсберга жизни любого театр

Подводя театральные итоги года, понимаешь, что в театре очень многое в уходящем году происходило не на сцене, а за кулисами. А на сцене - может, проявится, а может, нет.

   Григорий Заславский, ректор ГИТИСа / РИА Новости
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа / РИА Новости

Конечно, были спектакли. Были хорошие. Были выдающиеся. Были и продолжают быть - театр, конечно, искусство со "сроком годности", но во многих случаях те или иные утверждения критика можно проверить на себе. Из лучшего - "Смерть Тузенбаха…" Константина Богомолова в Театре на Бронной, "Петербург - Петроград - Ленинград" Ивана Поповского в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой и "Курьер" Владимира Панкова в Центре драматургии и режиссуры. Показательно, что из этих трех, вышедших в год 80-летия Великой Победы, два имеют прямое отношения к этому юбилею.

Начну тем не менее с кадров.

Назначенный несколько лет назад генеральным директором МХАТа им. Максима Горького Владимир Кехман в этом году был уволен, хотя, если судить по тому, что видит зритель (что, конечно, и было, и останется лишь верхушкой айсберга жизни любого театра), очень многое и хорошее ему удалось: он сумел встретиться и найти общий язык с президентом театра народной артисткой СССР Татьяной Васильевной Дорониной; выпустил шлягер всех времен и народов "Женщины Есенина", собиравший по 18 аншлагов за месяц. Но зритель, как было замечено выше и в скобках, видит не все.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

Новый генеральный директор МХАТа Елена Булукова вошла в театр, где демонтирована вся верхняя машинерия, все лебедки и прочие механизмы, верой и правдой служившие с 1979 года… Страшно представить ее переживания, имея в виду, что, как положено, сперва она узнала о новом назначении и только потом переступила порог театра. Хочется пожелать ей успеха! Начала она с поездки к Татьяне Васильевне Дорониной и общий язык с ней сумела найти.

Читайте также:

Павел Басинский: Почему стихи Константина Ваншенкина никогда не забудутся

Еще одно назначение, которое представляется самым осмысленным и самым обнадеживающим кадровым решением Департамента культуры Москвы, - Владимир Панков в "Ленкоме". Кто бы и как ни оценивал первые представления его первой премьеры, "Репетиции оркестра", все, думаю, согласятся с тем, что тут есть место и величию замысла, и масштабу его воплощения: вся труппа на сцене, и вся, это видно, готова работать по правилам, которые предлагает новый худрук, не забывающий искренне поблагодарить уважаемых и во всех отношениях великих предшественников.

"Репетиция оркестра" на сцене Ленкома (СМОТРЕТЬ ФОТО)

Кстати, вот о чем хочется сказать и на что обратить внимание, в том числе и свое собственное. Несмотря на все страдания и слезы о том, как сильно недостает сегодня в театре крупных фигур, готовых взять и повести за собой большие театральные корабли, самих режиссеров, амбициозных, молодых - 20-летних, а равно и 30-40-летних, их, по совести говоря, перепроизводство. Если начать перечислять, то все отпущенные на эту колонку строки только на них и уйдут. И все - при деле, ставят, не зная ни сна, ни покоя, не отличая поражение от победы… И в этом, конечно, их беда. Считаные единицы думают вдолгую, работают вдолгую, выстраивая сложную траекторию своей театральной судьбы.

Говорят, что нам не достает в театре крупных фигур, но при этом самих режиссеров у нас перепроизводство

А вот - еще одна тенденция. Не одного только уходящего года, но в этом году становящаяся все более и более очевидной, явной. Не частным случаем, а тенденцией. Молодые не спешат прилепиться к какому-то большому и стабильному театру. Выходя из тепличных институтских стен, они, имея на руках небольшой, но уже давший им вкус успеха репертуар, осознали новые возможности, которые дает им нынешняя жизнь. Новые инструменты развития, среди которых первый, конечно, Президентский фонд культурных инициатив, но есть и другие, позволяет им, не загадывая далеко, спланировать свою жизнь на ближайший год (а кто нынче загадывает дальше?!). Посмотрите, сколько за последние год-два-три в Москве появилось новых и успешно играющих театральных компаний! Среди тех, кто появился год или полтора назад, театр "а39", регулярно играющий спектакли в Музее Москвы, глядит на нас примером стабильности на театральном рынке столицы. А вокруг - Театральная компания Аскара Галимова, Мастерская Назаровых… Безо всякого названия, но зато при поддержке продюсерской компании "Студии 711" продолжает играть свои дипломные спектакли курс Кирилла Пирогова, окончивший Щуку в прошлом, 24-м году. Раньше это не было массовым явлением. Для меня это стало одним из приятных, радующих открытий прошедшего летом фестиваля "Театральный бульвар". В Москве, кстати, настаивают, что нынешний 92-дневный фестиваль стал самым грандиозным и самым длительным театральным форумом на планете. Соперники и мне неизвестны. И среди многих московских театров, спектаклей гастролеров из ближних и далеких городов и весей немало было спектаклей небольших молодых студий, частных компаний, вероятно, самой разной формы организации. Кстати, фестиваль "Театральный бульвар" - конечно, одно из главных и, конечно, вдохновляющих событий уходящего года.

Читайте также:

Швыдкой: Мегаполис беременен развитием, но он должен сохранять свое прошлое

Автор: Григорий Заславский