Разработчики компьютерных и настольных игр стремятся обеспечить эксклюзивные права на свои творения, чтобы сохранить полный контроль над прибылью и избежать ее распределения с нелегальными распространителями и недобросовестными игроками рынка. Однако Гражданский кодекс Российской Федерации прямо запрещает патентование игровых правил и механик. В связи с этим возникает вопрос: каким образом авторы могут юридически оформить свое авторство, получить статус полноправного правообладателя, управлять доходами от своих разработок, реализовывать сопутствующую продукцию и свободно распоряжаться своей интеллектуальной собственностью?
Какие права есть у автора игры?
Создатель интеллектуальной собственности, будь то игра или любое другое произведение, обладает полным контролем над своим творением. Он вправе распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, изменять, делиться им с миром или ограничивать доступ. Эти права действуют на протяжении всей жизни автора и еще 70 лет после его кончины. По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние, становясь доступным для всех. До тех пор, пока права принадлежат автору или лицу/организации, получившим от него разрешение на использование, любое применение произведения требует их согласия.
Следует понимать, что автором является каждый, кто непосредственно участвовал в создании произведения. Таким образом, если над вашей игрой трудились пять дизайнеров, три сценариста и шесть программистов, то каждый из них — автор той части, которую он создал. Необходимо получить от них исключительные права на использование этих объектов.
При этом автор всегда сохраняет за собой право называться создателем своего произведения. Однако права на использование, изменение, выпуск, копирование, распространение и публичное сообщение (включая интернет) могут быть переданы им на условиях продажи, постоянной или временной лицензии.
Какие элементы игр можно защитить?
Интеллектуальная собственность в играх может быть защищена тремя основными способами: авторским правом, патентами и товарными знаками. Каждый из этих инструментов предназначен для защиты различных аспектов игры, предоставляя разработчикам права на конкретные элементы их работы.
В основном во всех играх можно выделить следующие составляющие:
- идея игры, правила
- дизайн упаковки, графика
- игровое поле
- персонажи
- код — для компьютерных игр
- название
Как защитить каждый элемент игры?
Чтобы надежно защитить название вашей игры, рекомендуется оформить его как товарный знак. Процесс регистрации осуществляется через Международную классификацию товаров и услуг (МКТУ), где вам нужно будет определить релевантные классы и подать соответствующее заявление. Не забывайте о перспективах: если вы планируете расширять бренд, выпуская мерч или проводя тематические мероприятия, заблаговременно позаботьтесь о регистрации названия и в этих сферах.
Права на товарный знак распространяются только на территорию страны, где он был официально зарегистрирован. В России государственная пошлина за регистрацию товарного знака колеблется от 35 000 рублей и вносится в два этапа. Окончательная сумма зависит от числа классов МКТУ, указанных при регистрации. Процесс регистрации занимает от 6 до 12 месяцев.
Идеи и правила игр сами по себе не подлежат правовой защите. Закон не охраняет знания, существующие только в сознании человека. Однако, когда эти идеи или правила воплощаются в материальной форме – будь то текст, видео или другой носитель – они приобретают статус объекта авторского права. Важно помнить, что охраняется именно конкретное воплощение идеи, а не сама абстрактная концепция.
Авторство определяется по принципу "кто первый владел". Чтобы иметь возможность доказать свое право на произведение в случае спора, необходимо заранее подготовить доказательства. Фиксируйте свои идеи и правила игры на материальном носителе (бумага, файл) и отправляйте их себе по почте или депонируйте.
Для того чтобы доказательства были признаны судом убедительными, необходимо, чтобы они обладали свойством неизменности как в отношении даты создания, так и в отношении содержания. Размещение статьи на личном веб-сайте, где владелец имеет возможность вносить правки в дату публикации и сам текст, не может служить достаточным доказательством. В то же время, отправка письма самому себе по электронной почте, где дата отправки и содержание фиксируются и не подлежат изменению, будет считаться весомым доказательством.
Существует три основных способа защиты дизайна: регистрация в качестве товарного знака, получение патента на промышленный образец или использование авторского права. Чтобы выбрать подходящий вариант, рассмотрите следующее:
- Товарный знак: Идеален для защиты узнаваемых элементов, таких как главные персонажи или логотип.
- Авторское право: Охватывает все визуальные аспекты дизайна и действует в 181 стране, подписавшей Бернскую конвенцию. Однако, в случае споров, вам придется доказывать свои права в суде. Если же произведение будет изменено, доказать факт недобросовестного использования может быть затруднительно.
- Патент на промышленный образец: Позволяет защитить такие элементы, как игровое поле или второстепенных персонажей. Важно помнить, что патент действует только в тех странах, где он был получен. Наличие патента значительно упрощает судебное доказательство вашего права собственности по сравнению со свидетельством о депонировании.
Защита игрового поля может осуществляться как авторским правом, так и патентом. Патентование предлагает два пути:
- Промышленный образец: защищает исключительно внешний вид (дизайн) на срок до 20 лет. По истечении этого срока дизайн переходит в общественное достояние.
- Патент на полезную модель: подходит для защиты принципиально новых решений. Срок действия такого патента составляет максимум 10 лет.
Примером полезной модели является игровая доска для шашек с нестандартным размером поля (20х20 клеток).
Для долгосрочной и международной защиты прав, помимо патентования, рекомендуется депонирование. Это обеспечивает защиту на срок жизни автора плюс 70 лет.
Как правило, главный герой произведения регистрируется как товарный знак, что не отменяет его защиты авторским правом. Это позволяет правообладателям пользоваться двумя уровнями правовой охраны.
Как запатентовать компьютерную игру?
Весь программный код, независимо от его назначения, автоматически защищается авторским правом. Чтобы доказать свое авторство, вы можете сохранить код в закрытом репозитории или официально зарегистрировать его в Роспатенте. Регистрация в Роспатенте гарантирует конфиденциальность кода, но при необходимости позволяет правообладателю предоставить доказательства своего владения.
Если ваша разработка представляет собой новое техническое решение, его можно защитить патентом на изобретение. При этом патентуется не сам код, а именно техническая суть или способ работы программы. Срок действия такого патента – до 20 лет, и это единственный способ его защиты.
Дизайн игры или приложения защищается как патентом на промышленный образец, так и авторским правом.
Если ваша игровая концепция была незаконно использована и представлена как чужая, а у вас имеются документальные подтверждения ваших прав на интеллектуальную собственность, вам следует направить претензии нарушителям и платформе, где размещен украденный контент. Претензия может быть составлена в свободной форме. Обязательно укажите, какие именно объекты вы требуете удалить, приложите подтверждающие документы и сообщите о намерении обратиться в суд через 30 дней.
В случае отсутствия документов, подтверждающих права, рекомендуется незамедлительно обратиться к юристам, специализирующимся на интеллектуальной собственности. Они проанализируют ситуацию и предложат пути подтверждения ваших прав на разработку. Скорее всего, разрешение спора с нарушителями потребует судебного разбирательства.
Для эффективной защиты ваших интеллектуальных прав крайне важно обращаться именно к профильным специалистам в области интеллектуальной собственности.
Самый эффективный и надежный способ оформить и защитить права на компьютерную игру — обратиться к экспертам патентного бюро. Например, сотрудники компании «Поляков, Пюрюна и партнёры» отлично разбираются в теме защиты прав, в том числе и на игры.
Как запатентовать компьютерную игру?
Какие документы нужны для патентования?
Как найти хорошего поверенного?