Найти в Дзене
artjockey

Украинское издание «Страна» выпустила заметку про СЗЧ со ссылкой на двух человек, которые якобы готовятся сбежать из ВСУ с тыловых

должностей. Сама заметка не стоит большого внимания, но хочется ещё раз объяснить ситуацию с выплатами в ВСУ и почему это для Украины большая проблема. Хотя я уже это рассказывал раз 5, но всё равно никто не помнит, поэтому снова о том, как формируются зарплаты в ВСУ. У рядового контрактника и мобилизованного есть оклад состоящий из трёх частей (по званию, по должности, за особенности службы), который в сумме составляет около 5000 грн. И на время войны есть премия в 15000 грн. Итого минимальная зарплата в ВСУ сейчас составляет 20000 грн. Курс гривна-рубль 1к2 примерно. При этом от офицерского звания и разных других надбавок меняется примерно нихрена, зарплата в тылу будет лежать в диапазоне 20-35 тысяч гривен, даже если это будет не рядовой, а полковник с научным званием, доступом к секретности и выслугой лет. Больше можно заработать только находясь, грубо говоря, на фронте. Есть три категории «фронтовых» доплат: ▪️100 тысяч гривен при участии в боевых действиях; ▪️50 тысяч гривен

Украинское издание «Страна» выпустила заметку про СЗЧ со ссылкой на двух человек, которые якобы готовятся сбежать из ВСУ с тыловых должностей. Сама заметка не стоит большого внимания, но хочется ещё раз объяснить ситуацию с выплатами в ВСУ и почему это для Украины большая проблема.

Хотя я уже это рассказывал раз 5, но всё равно никто не помнит, поэтому снова о том, как формируются зарплаты в ВСУ.

У рядового контрактника и мобилизованного есть оклад состоящий из трёх частей (по званию, по должности, за особенности службы), который в сумме составляет около 5000 грн. И на время войны есть премия в 15000 грн. Итого минимальная зарплата в ВСУ сейчас составляет 20000 грн. Курс гривна-рубль 1к2 примерно.

При этом от офицерского звания и разных других надбавок меняется примерно нихрена, зарплата в тылу будет лежать в диапазоне 20-35 тысяч гривен, даже если это будет не рядовой, а полковник с научным званием, доступом к секретности и выслугой лет. Больше можно заработать только находясь, грубо говоря, на фронте.

Есть три категории «фронтовых» доплат:

▪️100 тысяч гривен при участии в боевых действиях;

▪️50 тысяч гривен при участии в органах оперативного управления;

▪️30 тысяч гривен находясь в составе действующих ГВ, ПВО, или при обеспечении ГВ в районах ведениях боевых действий.

Это суммы за 31 день, они ежемесячно для каждого военнослужащего высчитываются по дням. То есть самый нубовый рядовой, если проведёт 10 дней на фронте, получит уже не 20 тысяч гривен, а 52 тысячи, из них 32 тысячи — это как раз «боевые».

Всё это формирует проблему, о которой все знают, говорят, но не решают: 20 тысяч гривен очень мало для взрослого мужика из крупного города. И нахождение в тылу совсем не означает, что он там «отсиживается», представители обеих сторон говорят, что найти нормального делопроизводителя сложнее, чем дроновода или штурмовика.

«Страна» и описывает такие случаи, когда человеку 20 тысяч не хватает, жена сидит с ребёнком и не работает, накопления уже проели, и у него по сути один вариант — уйти в СЗЧ и найти работу без оформления. Можно, конечно, сразу перевестись в пехоту на 120 тысяч, а зачем? Если в СЗЧ поймают, то и так переведут, не обязательно эти события самостоятельно форсировать.

Причём в отличие от других проблем, «наверху» в курсе и во второй половине 2025 года обсуждалось повышение минимальных зарплат для ВСУ, у меня даже были про это посты. Повышение минималки затронуло бы всех, и на передовой получали бы больше, но для тыловиков это стало бы особенно важно, между, например, 20 и 40 тысячами разница более чем существенная.

Но случилось то, что Украина не получила денег, на которые рассчитывала. Если бы Европа смогла изъять российские активы и передать их Украине, то Киев вероятно смог бы повысить в 2026 году зарплаты военнослужащим, а сейчас уже прямо признано, что повышения не будет, так как денег на это нет. Зато украинские депутаты проголосовали за повышение зарплат самим себе, чем подняли градус социального напряжения.

Кстати, о проблемах с набором даже на тыловые должности можно судить по расширению СБС Мадяра. Напомню, что он искал 15000 человек, из них половина — тыловики, включая программистов, поваров, плиточников, электриков и так далее. Но за месяц было получено лишь 10000 заявок всего, из них большинство — переводы внутри ВСУ. Хотя казалось бы можно устроиться плиточником к Мадяру и не бояться бусификации, но я думаю, что мало какой плиточник согласится работать за 20000 гривен.

Я не вполне доверяю «Стране» в плане достоверности материала, но в целом ничего необычного они не рассказали: я уверен, что в ВСУ действительно хватает людей, которые могли надеяться на повышение зарплат в 2026 году, но не дождавшись их приняли то самое решение оказавшись, по сути, в безвыходной ситуации. Сколько таких людей всего сказать сложно, по словам депутата Костенко 90% СЗЧ — это всё ещё учебные части. Тем не менее проблема эта есть, а вот решения для неё нет уже, очевидно, не будет. Бюджет на 2026 год принят, увеличения зарплат для ВСУ в нём нет, денег на это взять тоже негде.