Город, в котором я живу три года, не перестает удивлять своей красотой. Казань, я здесь все еще немного турист. Очень много неизведанного и неузнанного. Поэтому рассказы о городе в котором я живу это тоже рассказы о путешествиях.
Сегодня хочется рассказать об необычном по архитектуре и стилю соборе, расположенном в центре Казани.
Неоднократно проезжала и проходила недалеко от этого великолепного собора, а вот подробно рассмотреть не получалось до недавнего времени. Так часто бывает, когда живешь рядом с такой красотой, откладываешь на потом, мол, успеется, ведь это только в поездках пытаешься объять необъятое и увидеть всё и сразу). Так вот настал момент, что надо путешествовать и по своему городу.
Первым пунктом программы стал Петропавловский собор.
История постройки церкви в общих чертах известна и неоднократно была описана в книгах и путеводителях о Казани. Заложил ее в 1722 году купец и промышленник Иван Михляев в честь приезда в город Петра I. Заложил не столько от счастья лицезреть его императорское величество, сколько в предвкушении огромных барышей от переданной ему царем суконной мануфактуры.
По счастливой случайности дом Михляева, возле которого начали строить храм, оказался идеальным местом для именно такой высотной постройки
Иван Михляев хотел, чтобы храм был самым высоким из всех имеющихся на Руси. Началось же его строительство с неудачи. За образец взяли обычный, повсеместно распространенный посадский храм, множество каковых строилось в XVII и начале XVIII веков как в Казани, так и в ее окрестностях. Взяли и, видимо, не подумали о том, что с увеличением высоты здания неизбежно потребуется внести изменения в пропорции и композицию здания, применить иные строительные конструкции.
При выкладке верхнего свода все сооружение рухнуло: сказалось отсутствие опыта местных зодчих, не сталкивавшихся ранее с такой необычной задачей. Завершила строительство в 1726 году срочно прибывшая из Москвы бригада опытных мастеров. Они же, видимо, и нарядили храм в пышные барочные «одежды», столь характерные для московской архитектуры того времени.
Храм состоит из двух ярусов, высотой 52 метра. Стоящий на горе, он виден далеко вокруг.
Витиеватая колокольня напоминает сказочный фигурный терем. На предпоследнем ярусе расположены часы мастера Климова.
Это единственный собор в Казани, на линии галереи которого можно увидеть старинные изразцы.
Особый шарм собору придаёт его внешняя декоративная часть, украшенная различными росписями, лепниной и резными вставками.
Изначально главным входом служил Северный фасад, но парадная лестница сгорела в 1815 году и была восстановлена только к 1880-м годам.
Сейчас главный вход находится с южной стороны, так как в северной части начали строить жилые дома.
Считается, что в цвете собора Петра и Павла каким-то образом отразились местные традиции. В красочности собора нельзя не видеть влияния местного пристрастия к яркому сочетанию цветов.
В церковной архитектуре других областей России почти не встречается такого сочетания цветов, в то время как в раскраске татарских мечетей, преобладали именно эти цвета: охристо-желтый фон и голубые, зеленые, белые и красные детали.
Удивительно органично вплетаются в эту феерию цветов живописные композиции на фасадах церкви и колокольни.
Подобные принципы положены и в основу колористического решения монументальных зданий Средней Азии, архитектура которых издревле влияла на зодчество Поволжья. Это подтверждают многочисленные находки булгарских изразцов и археологические исследования древних городищ предков казанских татар.
Нельзя не восхищаться великолепием главного иконостаса, высотой едва ли не с четырехэтажный дом, полностью занявшего одну из стен центрального помещения.
Переплетения виноградных лоз, цветочные гирлянды, крученые столбики вырезаны из дерева и сверкают позолотой. В сплошном ковре растительных узоров вкраплены картины, изображающие библейские и евангелические сюжеты.
Часть внутреннего декорирования сохранилось с XVIII века.
В XVIII—XIX в Казани происходили частые пожары, они представляли самую большую угрозу для сохранности собора.
Последствия привели к тому, что к концу ХIX века храму нужны были серьезные реставрационные работы. На его восстановление средства собирали сами прихожане. В ходе сложной и долгой реставрации собор приобрёл новый, яркий облик: все декорированные части собора выделили разноцветными оттенками, в алтарную часть были добавлены разноцветные стёкла в виде креста.
Церковный двор застелили булыжником, также была установлена ограда с иконами со стороны уличного входа в собор.
В 1939 году в Петропавловском соборе прекратилась служба и его закрыли.
Настоятеля обвинили в государственной измене и арестовали, и позже на территории храма появились планетарий и партшкола, в верхней части собора установили мастерские. И только в 1989 году собор вернули прихожанам.
Петропавловский собор – неповторимый в своем роде храм. Это предмет гордости и украшение Казани. Если вдруг туристические тропы занесут вас в Казань, настоятельно рекомендую посетить. Это буквально в 5 минутах ходьбы от пешеходной улицы Казани, улицы Баумана, улица Мусы Джалиля, д.21 к.2
Все фото в статье принадлежат автору.
Спасибо, что "путешествуете" со мной!
Будет еще много рассказов коротких и длинносериальных,
А чтобы не пропустить нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ" и "like" если понравилось.
#пилигримка_из Казани
#tangeros_peregrinos #туристы_на_всюголову
#пешие_путешествия