Слушайте и скачивайте наш подкаст вот тут
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Сегодня мы поговорим о том, как святой Николай Мирликийский стал прототипом для всемирно известного персонажа Санта-Клауса, приносящего подарки в день Христова Рождества!
В основе этой всеми любимой традиции лежит его «деяние о 3-х девицах», которое происходило в древнем ликийском городе – Патары, где он родился и провел детство. Когда же его родители умерли от чумы, св. Николаю досталось большое наследство, которые он стал употреблять на дела милосердия, стремясь поменять их на нетленные сокровища. В этом же городе в доме (по соседству с блаж. Николаем) жил прежде знатный и богатый человек, разорившийся и потерявший прежнее влияние, вследствие неблагоприятных обстоятельств. У этого человека было три дочери на выданье, которых женихи стали сторониться из-за их бедности. Тогда сосед Николая от отчаяния задумал добыть средства к существованию за счет превращения своего дома в дом терпимости. Желая спасти девушек от нужды и греха, а себя от людской похвалы св. Николай ночью незаметно подбросил мешочек с золотом в окно соседа. Благодаря этим деньгам была выдана замуж старшая дочь. Узнав, что деньги пошли во благо, св. Николай таким же образом помог выдать замуж и других дочерей. Примечательно, что это деяние он совершил до того, как стал священнослужителем.
Повествование о милосердной помощи, тайно оказанной святым Николаем трем девицам, приобрело исключительную популярность во многих христианских государствах, породив традицию в день памяти св. Николая (6 декабря) и от его лица дарить детям подарки, оставляя их тайно в каком-нибудь мешочке. В качестве варианта в некоторых странах стали использовать чулочки, которые дети специально вывешивают для подарков, следуя народному преданию о том, что подброшенные мешочки попали в девичьи чулки, вывешенные сушиться.
Свою популярность данная традиция начала набирать с XVI века в Северной Германии и Нидерландах, где Санта-Клаус почитался в качестве покровителя булочников, которые пекли сладкие пирожки и булочки к его празднику.
В период Реформации (XVI в.), выступавшей против почитания святых, данная традиция дарить подарки в день памяти св. Николая и от его имени, поменялась на традицию дарить их от имени Христа! Считается, что реформатором этой традиции был Мартин Лютер, введший в обиход обычай наряжать рождественскую ёлку, оставляя под ней подарки от имени Христа. Соответственно день вручения подарков было перенесено с 6 на 24 декабря.
В период же контрреформации подарки вновь стал дарить св. Николай, но уже не в свой день, а накануне Христова Рождества. Хотя в некоторых европейских странах до сих пор сохраняется древняя традиция дарить подарки от св. Николая в день его памяти.
В середине XVII века голландские колонисты основали на американском континенте Новый Амстердам (ныне Нью-Йорк), перенеся туда и свои обычаи. Об этом свидетельствует хотя бы вышедшая в свет 1809 году книжка под названием «История Нью-Йорка», в которой упоминается традиция дарения подарков от имени св. Николая.
Затем в 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой был описан сказачный персонаж дарящий детям подарки по имени Санта-Клаус.
Первоначально он представлялся в виде толстого пожилого эльфа в меховом костюме. Затем он стал более реалистичным персонажем, живущим на Северном полюсе и передвигающимся на повозке, запряженной 9-ю летучими северными оленями. Есть свидетельство о том, что известный теперь всем упитанный, небольшого роста, с большими усами и широкой бородой Санта-Клаус был нарисован художником Томасом Настом с себя. Правда первоначально полушубок на рисунках Наста был коричневого цвета, хотя почти сразу в процессе выхода новых рисунков он стал приобретать красноватый оттенок.
Ну, а сегодня этот смешной старикашка в красных штанах уже совсем не вяжется с образом православного епископа. А в русской православной традиции этот образ вообще трансформировался до неузнаваемости.
Дело в том, что в Российской империи немецкое обыкновение (в качестве рождественской ёлки) свое распостранение получило лишь в XIX веке. И хотя православные сопротивлялись ёлочному обычаю, однако он все же прижился на русской земле. В связи с этим появился и пришедший вместе с елкой «рождественский дед», даривший подарки руским детям, как у их западных сверстников. Но его наименование в качестве св. Николая принято не было. И сначала вместо него (в 1886 году) появляется сказочный персонаж по имени «Морозко» с чертами Санта-Клауса, а потом (к ХХ веку) складывается знакомый теперь всем нам образ Деда Мороза, в котором возможно слились вместе и Санта Клаус и древнеславянский дух холода Трескун (Студенц). Первоначально этот дух не был добрым дедушкой с мешком подарков. Наоборот, он представлялся злым, замораживающим и губящем людей, оказавшихся в лесу, в поле или степи в холодную погоду. А потому не он дарил подарки, а его пытались задобрить ими по языческому обычаю.
Соответственно Церковь не одобряла языческого Морозко, а дети после жутких историй боялись его. И чтобы смягчить этот образа, придумали Снегурочку как символ застывших вод. Датой ее рождения считается 1873 год, а местом рождения - имение Щелыково близ Костромы. Именно там из дремучих лесов "вышел" навстречу писателю Александру Островскому образ снежной девушки, одетой в белые одежды. Сегодня Снегурочка выглядит в виде внучки Деда Мороза, тогда как в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» предстает в виде дочери Мороза и Весны Красны.
Ну и конечно, следует заметить, что все эти персонажи были известны лишь образованной публике, а в широкий обиход вошли лишь в 1937 году, когда впервые появились вместе на новогодней Елке в Доме Союзов в Москве.
Подобной трансформации подвергся Санта Клаус и во многих европейских странах.
Так финский Дед Мороз Йоулупукки похож на нашего, только подарки он развозит в канун Рождества (24 декабря).
В это же время дарит подарки норвежцам и датчанам Юлебукк - скандинавский дед Мороз, приходящий к детям в сопровождении козочки.
К рождественским персонажам в образе деда мороза относится и французкий Пэр ноЭль - "Папаша Рождество" , временем появления которого называют 1848 г. Примечательно, что сначала он выглядел как странник с сумой, а когда (в конце 19-го века) парижские универмаги поняли, что на этом персонаже можно делать деньги, имидж его начал меняться. Когда же в Европу пришёл американский маркетинг, то к 1950 году Пэр ноЭль превратился в похожего на американского Санта-Клауса сытого и холённого добряка в красно-белой шубе. Так же выглядит и английский «Отец Рождества» – Фазер Кристмас, и итальянский Баббо Натале, и африканский Санта Христиан и мн. др.
Почему их всех одели в красно-белую шубку, наверное объяснять не нужно! Ведь все же знают, что праздник к нам всегда приходит с... Coca-Colой! И Санта Клаус в корпоративных цветах Коко-Колы появился в 30-е годы XX столетия. Не по этой ли причине и шуба нашего Деда Мороза окрасилась в те же цвета? Ведь еще до недавнего времени ее цвет был белый (как снег) или синий (как снег в сумерках), но никак не красный.
Но как бы то не было все эти и многие другие новогодние и рождественские персонажи являются отражением культа святого Николая Чудотворца, образ которого в набольшей степени сохранился в немецко-голландском белобородом старике по имени Синтерклаас, который до сих пор носит епископские одежды и митру. В начале декабря он приплывает на корабле с подарками в Амстердам, которые раздает детям 6 декабря, т.е. в день памяти св. Николая. В церковные одежды одет и чешский рождественский персонаж – Микулаш, а о внешности словацкого Еженеки мало что известно, потому что он предпочитает дарить подарки так, чтобы оставаться незамеченным, исполняя на деле евангельский принцип, согласно которому левая рука не должна знать, что делает правая.