Найти в Дзене

Прилучный — царь, Моряк — царица: эту «Сказку о царе Салтане» дети уже не поймут

Царь в богатом одеянии. Простая женщина. И бочка, уходящая в океан. История, которую мы знаем с детства, вдруг перестает быть «школьной программой» и становится драмой. Вышел трейлер фильма Сарика Андреасяна «Сказка о царе Салтане». Основан — без сюрпризов — на Пушкинской сказке. Но сам факт появления этой истории в большом кино сегодня уже повод присмотреться внимательнее. Потому что это попытка рассказать знакомый сюжет так, чтобы он снова задел. Роль царя Салтана исполняет Павел Прилучный. Царицу — Елизавета Моряк. Их герои — люди внутри классической фабулы. Царь влюбляется в добрую и простую Аннушку. Женится. У них рождается сын. И вроде бы все идет по сказочному канону — до того момента, когда во дворец вместе с новой царицей переезжают ее сестры и мачеха. Они не оценили своего счастья. Захотели большего. Начали строить козни... Здесь нет ничего нового — и именно в этом сила сюжета. Зависть, подмененные письма, искажение слов. Салтан в отъезде, а решения принимаются за его спиной
Оглавление

Царь в богатом одеянии. Простая женщина. И бочка, уходящая в океан. История, которую мы знаем с детства, вдруг перестает быть «школьной программой» и становится драмой.

Вышел трейлер фильма Сарика Андреасяна «Сказка о царе Салтане». Основан — без сюрпризов — на Пушкинской сказке. Но сам факт появления этой истории в большом кино сегодня уже повод присмотреться внимательнее. Потому что это попытка рассказать знакомый сюжет так, чтобы он снова задел.

Царь, царица и человеческая история

Роль царя Салтана исполняет Павел Прилучный. Царицу — Елизавета Моряк. Их герои — люди внутри классической фабулы. Царь влюбляется в добрую и простую Аннушку. Женится. У них рождается сын.

И вроде бы все идет по сказочному канону — до того момента, когда во дворец вместе с новой царицей переезжают ее сестры и мачеха. Они не оценили своего счастья. Захотели большего. Начали строить козни...

Здесь нет ничего нового — и именно в этом сила сюжета. Зависть, подмененные письма, искажение слов. Салтан в отъезде, а решения принимаются за его спиной. Сначала — очернение Аннушки и младенца. Потом — подмена приказа. Итог известен: царицу с сыном запирают в бочку и бросают в океан «на верную гибель».

Сцена, которую мы привыкли воспринимать символически, в кино обретает физический вес. Закрытая бочка. Вода. Ребенок на руках. И абсолютная неизвестность.

«Не придумывать новое, а показать суть»

Елизавета Моряк в этом проекте сознательно не пошла по пути «осовременивания ради эффекта». По ее словам, задача была другой — «как можно точнее и честнее показать ту самую материнскую суть».

«Благородную, любящую, испытывающую тревогу за своего ребенка. Мне хотелось быть узнаваемой и понятной, чтобы каждая мама, смотрящая фильм, могла прожить эту историю вместе со мной».

Это редкая формулировка для сказочного проекта. Здесь нет попытки переписать Пушкина, добавить иронию или постмодерн. Напротив — акцент на узнаваемом, почти телесном переживании. Страх за ребенка. Одиночество. Несправедливость.

-2

Съемки

Сказка — сказкой, но визуальная сторона проекта явно делалась без экономии на масштабе. Съемки проходили поэтапно. Натурные сцены снимали на фоне природных ландшафтов и черноморского побережья у Геленджика. Сцену с гонцом, доставляющим письмо, — на Алтае.

Град Гвидона строили в Подмосковье почти полгода. Площадь декораций — около 3000 квадратных метров. Более 100 человек работали над созданием мира фильма: бутафоры, художники, декораторы. Все дома и башни — ручная работа.

Это тот случай, когда «сказочный» не означает условный. Наоборот — физически ощутимый. Камень, дерево, фактура. Пространство, в котором актеры существуют.

-3

Актерский состав

Помимо Прилучного и Моряк, в фильме задействованы Алексей Онежен (царевич Гвидон), Ольга Тумайкина (завистливая мачеха), Алиса Кот, Владимир Сычев, Антон Богданов, Федор Лавров, Валерия Богданова, Олег Комаров, Алиса Стасюк.

Здесь нет мелких ролей: каждая фигура либо толкает историю вперед, либо разрушает ее изнутри.

-4

«Сказка о царе Салтане» — это история не про чудеса. Она про подмену. Про то, как легко исказить правду. Про уязвимость человека, который доверился. Про женщину, оказавшуюся один на один с миром — и с ребенком на руках.

Возможно, именно поэтому экранизация сегодня выглядит как разговор на вполне современном языке. Без объяснений «что хотел сказать автор». Просто история, в которой слишком много узнаваемого.

Премьера

Премьера фильма в кинотеатрах запланирована на 12 февраля 2026 года. И, судя по трейлеру, это будет не только семейное кино, но и довольно интересный эмоциональный опыт.

А вы как считаете: классические сказки стоит снимать максимально близко к оригиналу — или современное кино обязано их переосмысливать, даже если сюжет от этого становится менее «удобным»? Давайте обсудим в комментариях!