Слушайте и скачивайте наш подкаст вот тут
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Приближается время празднования нового года, что дает нам повод поговорить об этом. Первый день Нового года является одним из главных праздников у многих народов. Правда в разных странах он празднуется по разному и в разное время. Например, в Китае, Вьетнаме или Корее он празднуется в конце января или в начале февраля, а в таких странах как Афганистан, Иран, Пакистан, Тайланд (живущих по персидскому календарю) – в марте или апреле. А скажем, в Израиле, Эфиопии или Индонезии Новый год отмечают осенью. В России же Новолетие тоже отмечали в разное время по-разному.
Весна
Первоначально отсчет нового года начинался с весны. Как правило его празднование приурочивали к марту, который является первым месяцем юлианского календаря. Первым он именуется и в Священном Писании. Именно об этом месяце сказал Господь Моисею и Аарону во время пребывания евреев в Египте: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх. 12;2). Первым его принято считать не только потому, что с него начинается весна как символ пробуждения природы от зимней спячки, но он так же ассоциируется с молодостью, новыми начинаниями и возрождением. В виду этого считается, что в этот месяц Господь не только создал видимый мир и человека, но и обновил его, совершив Пасху. «В этот месяц воссиял нам свет спасения, - говорит свят. Димитрия Ростовский, - в этот месяц древний Адам с Евою был обновлен и получил новый рай, превосходящий рай древний; в этот месяц был побежден ад, отверзлось небо, уничтожена смерть, была дарована жизнь, упразднено тление… в этот месяц род человеческий освободился от рабства греха и получил свободу и наследие царствия небесного. Потому-то этот месяц, в который при начале времени был создан свет видимый, при конце же времен воссиял свет невидимый, есть начало всех месяцев и всякого времени, по счету первый месяц».[1]
А если март первый месяц года, то февраль – последний. И будучи последним он имеет остаточное количество дней (обычно 28), к которым периодически добавляется накапливающееся за годы время в виде еще одного (29-го) дня.
Вобщем доказывать, что календарный новый год начинается с марта нет необходимости. Это и так очевидно!
Осень
Но тогда возникает вопрос: а как так произошло, что придерживающиеся юлианского календаря, в какой-то момент вдруг стали отмечать начало года с сентября, который даже своим названием - September - указывает на то, что он по счету является седьмым от марта месяцем?
И речь тут не об индиктах, т.е. особых периодах сбора податей, счисление которых стали делать с 1 сентября еще при римском императоре Августе (за 30 лет до Рождества Христова). И Церковь отмечает эти индикты не как смену сезонов года, а как начало христианской свободы, полученой ею при Константине Великом по типу того как в нашей стране в этот же день отмечается начало учебного, а не просто календарного года. Однако под влиянием церковного обычая сохраняющего память об индиктах, византийцы стали с этим временем соединять и новолетие.
Эту традицию переняли и на Руси в 1492 году от Р.Х. Почему именно в этот год? Потому что это был 7000 г. от Сотворения Мира, в который ожидали конец света.[2] Когда же ничего “эсхатологического” не произошло Московский собор Православной Церкви постановил Новый год отмечать в соответствии с византийской календарной системой.
При этом нужно отметить, что данное решение имело не столько эсхатологические, сколько политические причины. Ведь Константинополь к тому времени уже был завоеван Османской империей, а великий князь Иван III Московский, взявший в жены (в 1472 году) племянницу последнего византийского императора Константина XI Палеолога – Софию, утвердив дату празднования Нового Года 1 сентября, послал всему миру сигнал, что после падения второго Рима третьим Римом теперь становится Москва.
И с тех пор празднование Новолетия перекочевало с 1 марта на 1 сентября, а 7000 год от Р. Х. продлился в России всего 6 месяцев (с 1 марта по 31 августа 1492 года), т.к. с 1 сентября этого же (1492 г) наступил 7001 год. И теперь этот факт приходится учитывать историкам, когда они переводят встречающиеся в летописях даты от сотворения мира на даты от Р.Х.
Стоит так же отметить, чта календарная реформа Ивана III придала празднованию Нового года не самый веселый оттенок и ряд неудобств, потому что помимо сбора урожая в этот же день по традиции всем жалобщикам следовало являться в Москву на судный срок, а при Иване IV к этому присоединился еще и срочный оброк.
Зима
Всё это закончилось только при Петре I, который в лето 7208 (1699 год) принимает решение о введении нового летоисчисления от Рождества Христова с празднованием Нового года - 1 января. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с 1-го января настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
В оправдание этих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что «не только во многих европейских и христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. января 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах».
Действительно в Европе к тому времени уже большинство стран началом года стали считать 1 января. Данная традиция появилась еще при Юлии Цезаре, а христиане ее поддержали после того, как римский монах Дионисий Малый в 525 году предложил вести счет годам от «Рождества Христова». Правда сделано это было не сразу. Сначала лишь римские папы применяли его в своих циркулярах с середины VIII века, а с XV столетия на него стали переходить католики в разных странах. В XVI веке оно было официально введено в Германии и Франции, а в Великобритании, хотя эта традиция стала закрепляться еще с XIII века, одновременно с этим вплоть до XVIII века гражданский или юридический год официально начинался по старому, т.е. с 25 марта.
Когда же на Руси переходили на новое летоисчисление, то архиепископ Новгорода Феофан Прокопович, оправдывая его, спрашивал всех недовольных этим "погублением Божиих лет ": "Что приличнее и честнее есть? Праздновати ли новолетие на память даней и податей, от Константина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мире Сына Божия, Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимся?"
И хотя болезненно отозвалась в умах и сердцах людей старого закала такая перемена, но, все ограничилось одним лишь глухим ропотом невежественных людей, вызывая лишь время от времени бранные писания "ревнителей древляго благочестия".
Мы же теперь настолько привыкли к этой традиции, что и мыслей не возникает о том, чтобы что-то поменять в этом деле! Да и зачем, когда празднующие его, невольно ведут летоисчисление от дня Христова Рождества, признавая тем самым не только истинность, но и значимость Христова воплощения.
В нашем случае нужно лишь поддкоректировать традиции празднования как новолетия, так и Христова Рождества, чтобы они не перемешивались друг с другом, создавая неразбериху в умах и сердцах.
Об этом мы и поговорим при следующей нашей встрече.
[1] См.: Четьи-Минеи. Март. Приложения. М., 1993. С. 664.
[2] 1 сентября 1477 года Мария Ярославна, мать Ивана III, великого князя Московского, даже отправила огромную сумму в 495 рублей (зрелый жеребец в то время стоил 6-10 рублей) в Кирилло-Белозерский монастырь в качестве пожертвования. “Согласно условиям облечения, монахи должны были постоянно молиться Богу за семью московских князей в течение 15 лет, то есть ровно до 1 сентября 1492 года", - пишет историк Николай Борисов.