В Петербурге завершился V юбилейный Международный форум графического дизайна, учрежденный СПбГУПТД. Мероприятие вновь подтвердило свою репутацию важной площадки для обсуждения и демонстрации достижений в области визуальных коммуникаций. Участники форума смогли ознакомиться с актуальными разработками и концепциями, охватывающими широкий спектр тем — от основ типографики до инновационных решений в гейм-дизайне и нейросетевом искусстве.
Событие собрало дизайнеров, художников-графиков, представителей дизайн-студий, рекламных и диджитал-агентств, издательств, веб-студий и IT-компаний из 13 стран, включая Россию, Казахстан, Китай, Таиланд, Иран, Армению, Азербайджан, Италию, Венгрию, Беларусь, Латвию, Финляндию и Уганду.
На торжественном открытии юбилейного форума с приветственным словом выступила директор Института графического дизайна СПбГУПТД Алина Сухарева которая в своем выступлении особо подчеркнула важность юбилейной даты, незыблемость сложившихся традиций и динамичное развитие профессионального сообщества, объединяющего специалистов разных поколений и стран. Первый проректор СПбГУПТД Александр Рудин отметил, что форум играет все более значимую роль в объединении профессиональных знаний и навыков, а также в распространении передовых практик и инновационных подходов в отрасли.
С приветственными словами также выступили: проректор по развитию образовательных программ СПбГУПТД Наталья Климова, председатель правления Санкт-Петербургского союза дизайнеров Сергей Дужников; директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Ольга Корнева; руководитель «Студии Антон Гликина» Антон Гликин; заведующая кафедрой общепрофессиональных дисциплин АНО ВО Национальный институт дизайна Ольга Яцюк; руководитель Городского студенческого пресс-центра СПбГУПТД, главный редактор газеты «ТехСТИЛЬ» Екатерина Туголукова и магистрант СПбГУПТД Намирембе Мэри Джозефин (Уганда).
Пятый форум предоставил уникальную возможность участникам представить свои работы профессиональной аудитории, участвовать в живых дискуссиях, обсуждать ключевые тенденции, получать новые навыки от лидеров индустрии и находить партнеров для будущих проектов.
Программа юбилейного форума была разнообразной и тщательно продуманной, предлагая участникам множество форматов для развития и обмена мнениями. Традиционные элементы — научно-практическая конференция, международные выставки-конкурсы, мастер-классы и экскурсии по ведущим творческим студиям Петербурга — были расширены и углублены, отражая растущий масштаб и влияние этого важного события.
В рамках юбилейного форума состоялась X Международная научно‑практическая конференция «Графический дизайн: традиции и инновации». Достигнув десятилетнего рубежа, мероприятие наглядно продемонстрировало прочность научных традиций, заложенных Санкт‑Петербургским государственным университетом промышленных технологий и дизайна. Конференция в очередной раз оправдала свой высокий статус — она по‑прежнему остается ключевой площадкой, где ведущие специалисты и исследователи собираются для обмена новаторскими идеями и глубоких дискуссий о перспективах развития художественных практик.
Ключевым фокусом конференции стали актуальные проблемы графического проектирования, осмысление диалектики традиций и инноваций в дизайне, а также вопросы трансформации профессионального образования в условиях тотальной цифровизации. Работа мероприятия открылась двумя ключевыми секциями, представившими разные сегменты дизайн-дискурса.
Первая секция под названием «Теория и практика в современных тенденциях графического дизайна» прошла под руководством профессора СПбГУПТД Владимира Лаптева. 15 докладчиков создали многогранную картину современной визуальной культуры. В ходе обсуждений были затронуты самые разнообразные темы — от анализа современных тенденций в дизайне визуальных коммуникаций и философского осмысления эстетики черно-белого изображения в разных видах искусства до узкоспециализированных вопросов, таких как создание цифровых шрифтов на основе экспрессивной каллиграфии. Особый интерес вызвали доклады, посвященные развитию концептуальной фотографии, феномену упрощенного дизайна персонажей в японском брендинге, художественным приемам архитектурной фантазии и сложным вопросам формообразования в акцидентной типографике. Эти выступления наглядно продемонстрировали, что фундаментальные основы дизайна продолжают оставаться пространством для смелых экспериментов.
Параллельно работала секция «Дизайн в цифровой среде: актуальные вопросы теории и практики», которую традиционно модерировала профессор Нины Дворко. На этой площадке собрались 17 исследователей и практиков, чтобы обсудить самое «острое» цифровое настоящее и наметить контуры будущего. Внимание аудитории привлекли доклады, исследующие художественно-проектные требования к мультимедийным продуктам и феномен интерактивного музыкального видео как значимого явления современной цифровой культуры. Особую актуальность приобрели темы, связанные с инклюзивным дизайном для пользователей с нейроотличиями, а также с этической и практической ролью искусственного интеллекта в UI/UX-дизайне, где особенно ярко проявилась незаменимость человеческой эмпатии. Докладчики также погрузили слушателей в мир иммерсивных нарративов в веб-дизайне и продемонстрировали, как традиционный фольклор обретает новую жизнь в форматах цифрового сторителлинга.
По итогам конференции планируется публикация сборника научных статей, который будет размещен в РИНЦ. Это придает представленным исследованиям официальный научный статус и обеспечивает им долгую академическую жизнь.
Мероприятие доказало, что современный графический дизайн давно вышел за рамки лишь эстетической дисциплины. Сегодня это сложный, междисциплинарный инструмент для вовлечения аудитории, создания новых смыслов и трансформации общества, в котором глубокая теоретическая база становится надежным фундаментом для самых смелых цифровых инноваций.
В этом году форум вновь распахнул свои двери в знаковых точках Санкт-Петербурга, предложив участникам уникальную возможность заглянуть за кулисы индустрии и встретиться с лидерами рынка. Программа позволила не только наблюдать, но и вживую ощутить, как рождается современный дизайн, а также понять, какие компетенции сегодня особенно востребованы в профессии.
Ключевыми точками маршрута стали передовые площадки города. В Лаборатории виртуальной моды и цифрового дизайна СПбГУПТД гости погрузились в мир иммерсивных технологий, увидев, как цифровые инновации трансформируют традиционные подходы к проектированию.
Не менее впечатляющим оказалось посещение студии компьютерной анимации «Петербург», где участники смогли прикоснуться к тонкостям создания анимационного контента.
Экскурсия в студию анимационного кино «Мельница» стала настоящим открытием: участники увидели, как рождаются любимые зрителями персонажи и истории. Гостям продемонстрировали ключевые этапы создания мультфильмов — от первых эскизов до финальной анимации, — а также предоставили возможность пообщаться с профессионалами индустрии и узнать об их повседневной работе.
Совершенно иное измерение восприятия открыла мультимедийная программа в музее «Планетарий 1»: здесь технологии и дизайн слились в едином зрелищном опыте, демонстрируя безграничные возможности синтеза науки и искусства.
Форум не просто показал разнообразие профессиональных возможностей — он дал участникам инструменты для осмысления собственного пути в стремительно меняющемся мире визуальных коммуникаций.
В рамках события также состоялась серия вдохновляющих мастер-классов, ставших площадкой для профессионального роста и обмена бесценным опытом. Участники погрузились в интенсивную практику, где через разбор реальных кейсов получали не просто теоретические знания, а рабочие инструменты и проверенные методики, способные сразу найти применение в профессиональной деятельности.
Открыл программу Антон Гликин, архитектор, кандидат философских наук, который провел глубокий экскурс в тонкости архитектурного формообразования, продемонстрировав удивительные параллели между реальным проектированием и мультипликационным пространством. Его мастер-класс позволил взглянуть на привычные архитектурные формы сквозь призму анимационного искусства, раскрыв неожиданные грани творческого процесса.
Не менее захватывающим стало выступление Дарьи Джемс-Леви — члена Союза художников и старшего преподавателя кафедры графического дизайна арт-пространства СПбГУПТД. Она поделилась уникальным опытом создания авторской книги как самобытного продукта графического дизайна, раскрыв секреты превращения текстового содержания в визуальное повествование.
Специалист в области 3D-графики для компьютерных игр и 3D-печати Анна Фокина представила аудитории революционные возможности нейросетей как творческого инструмента. Участники смогли увидеть, как искусственный интеллект становится полноценным соавтором художника, расширяя границы возможного в цифровом искусстве.
Геймдизайнер Роман Иванов погрузил слушателей в мир художественных особенностей создания интерактивного игрового окружения. Он детально разобрал принципы построения виртуальных пространств, где каждый элемент не просто украшает сцену, но и работает на погружение игрока в атмосферу игры.
Дизайнер интерфейсов Анна Фалина раскрыла тонкости разработки игрового интерфейса — невидимого, но важнейшего элемента игрового опыта. Участники узнали, как создать интуитивно понятную и эстетически выверенную систему взаимодействия игрока с виртуальным миром.
Завершил серию мастер-классов звуковой дизайнер Михаил Балабан. Он продемонстрировал, каким образом аудиоэлементы и звуковое оформление формируют эмоциональное восприятие, создают атмосферу и усиливают вовлеченность игрока, превращая игровые проекты в целостное художественное произведение.
Эти мастер-классы стали настоящим творческим диалогом между признанными профессионалами и заинтересованными слушателями, открыв новые горизонты для развития в сфере дизайна и мультимедиа.
В декабре главный корпус СПбГУПТД превратился в настоящую галерею современного искусства — здесь развернулась Международная выставка преподавателей и дизайнеров «Диалог 13: Традиции и новаторство в современном искусстве». В едином выставочном пространстве объединились преподаватели, художники и дизайнеры из ведущих творческих вузов разных стран.
Экспозиция демонстрирует поразительное многообразие художественных направлений. Зрители могут познакомиться с живописными полотнами и графическими листами, увидеть оригинальные скульптуры и концептуальные арт-объекты, оценить выразительность фотографических работ. Особое место в экспозиции занимают проекты в сфере графического дизайна, полиграфии и компьютерной графики, подчеркивающие неразрывную связь традиций и современных цифровых технологий.
Важной частью проекта стало издание каталога выставки, в который вошли 78 произведений — это наглядно отражает широту творческого диапазона участников и богатство представленных идей. Каждый автор получает персональный экземпляр каталога и диплом, подтверждающий его вклад в это значимое культурное событие.
Наряду с другими значимыми событиями в рамках форума успешно завершила свою работу Международная выставка-конкурс дизайнерских проектов, курсовых и дипломных работ «Мастер и ученик». Торжественное открытие форума ознаменовалось церемонией награждения победителей этого престижного конкурса.
Жюри, в состав которого вошли признанные эксперты отрасли, тщательно проанализировало представленные работы и выделило наиболее яркие проекты. Победившие работы стали подлинным воплощением профессионального мастерства: они продемонстрировали не только безупречное владение техническими приемами, но и свежий, новаторский взгляд на решение дизайнерских задач.
V Международный форум графического дизайна выступил мощной коммуникационной площадкой, позволившей профессионалам из различных стран и художественных направлений обменяться ценным опытом и новаторскими идеями.