Найти в Дзене
Пыль веков

Завоевание инков испанцами. Как конкистадоры получили господство в Южной Америке.

К началу XVI века на западном побережье Южной Америки существовала могущественная империя инков, или Тауантинсуйю, «Земля четырех сторон». Эта цивилизация, простиравшаяся от современного юга Колумбии до центрального Чили, демонстрировала впечатляющие достижения в архитектуре, дорожном строительстве, сельском хозяйстве и административном управлении. Единая сеть дорог, протянувшаяся на тысячи

К началу XVI века на западном побережье Южной Америки существовала могущественная империя инков, или Тауантинсуйю, «Земля четырех сторон». Эта цивилизация, простиравшаяся от современного юга Колумбии до центрального Чили, демонстрировала впечатляющие достижения в архитектуре, дорожном строительстве, сельском хозяйстве и административном управлении. Единая сеть дорог, протянувшаяся на тысячи километров по горам и пустыням, эффективная система почтовой связи с использованием гонцов-часки, террасное земледелие и монументальные каменные постройки без скрепляющего раствора — все это свидетельствовало о высокоорганизованном и централизованном государстве.

Во главе его стоял Верховный Инка, считавшийся сыном Солнца, сакральная власть которого была абсолютной. Однако именно в момент, когда империя достигла своего максимального территориального расширения, она столкнулась с внешней угрозой, масштабов которой не могла осознать. Этой угрозой стала небольшая группа испанских конкистадоров под предводительством авантюриста Франсиско Писарро.

Первые контакты, опосредованные и полные слухов, произошли ранее. Экспедиции Паскуаля де Андагоя и другие морские разведки принесли в Панаму смутные известия о богатой стране на юге. Эти слухи пали на благодатную почву, пробудив в Писарро, уже немолодом и небогатом искателе приключений, жажду славы и золота, подобной той, что снискал Эрнан Кортес в Мексике. Получив в 1529 году от короля Карла I титул губернатора и капитан-генерала земель, которые он собирался завоевать, Писарро с трудом набрал отряд. Его первая серьезная экспедиция, высадившаяся в 1531 году на побережье современного Эквадора, насчитывала около 180 человек, обладавших 27 лошадьми и несколькими аркебузами.

Численное преимущество инков было колоссальным, их армии могли выставлять десятки тысяч воинов. Однако испанцы обладали факторами, значение которых невозможно было переоценить: стальное оружие и доспехи, огнестрельное оружие (пусть и маломощное и медленное в перезарядке), кавалерия, невиданная в Америке, и тактическая выучка, отточенная в европейских войнах. Но главным их оружием стали не пушки, а фактор внезапности, беспрецедентная жестокость и умение использовать внутренние противоречия империи.

Империя инков к моменту прихода испанцев переживала глубокий внутренний кризис. Между наследниками престола Уайной Капаком — законным сыном Уаскаром в Куско и его любимцем Атауальпой в Кито — разгорелась жестокая междоусобная война. Эта война, длившаяся несколько лет, истощила ресурсы, расколола лояльность знати и нанесла огромный урон населению. Атауальпа, талантливый полководец, в конечном итоге одержал победу, взяв в плен Уаскара. Однако победа была недавней, и империя оставалась разделенной и нестабильной.

Именно в этот момент, в 1532 году, отряд Писарро начал свой дерзкий поход вглубь континента, следуя путем инков из Тумбеса в Кахамарку, где, по полученным сведениям, находился Атауальпа со своим войском. Самонадеянность Инки, уверенного в своей силе и считавшего горстку пришельцев несерьезной угрозой, сыграла роковую роль. Он позволил испанцам беспрепятственно пройти вглубь страны, рассчитывая разобраться с ними позже.

Решающее событие, предопределившее судьбу империи, произошло 16 ноября 1532 года на площади Кахамарки. Атауальпа, движимый любопытством и презрением, согласился на встречу с Писарро, приведя с собой несколько тысяч воинов, но, что важно, без оружия, в знак своего миролюбивого настроя. Это была роковая ошибка. Испанцы, заранее устроившие засаду, воспользовались моментом. По условленному сигналу конкистадоры атаковали плотную толпу индейцев. Залпы аркебуз, рев пушек, атака кавалерии в стальных доспехах — все это вызвало у инков, никогда не сталкивавшихся ни с чем подобным, панику и ужас.

В течение нескольких часов была вырезана большая часть свиты Атауальпы, сам он был захвачен в плен. Этот акт вероломства и военного превосходства стал точкой невозврата. Плененный божественный правитель оказался мощнейшим инструментом управления. Испанцы требовали за его освобождение невиданный выкуп — комнату, заполненную золотом до отметки на высоте поднятой руки, и дважды — серебром.

Инки, исполняя волю своего плененного владыки, в течение месяцев свозили со всех концов империи драгоценные предметы искусства, которые тут же переплавлялись в слитки. Несмотря на колоссальный выкуп, Атауальпа не был освобожден. Испанцы, опасаясь его авторитета и возможной мести, инсценировали суд, обвинив его в узурпации власти, убийстве брата и идолопоклонстве, и 26 июля 1533 года казнили путем удушения. Смерть Сапа Инки, живого бога, парализовала волю к сопротивлению и дезорганизовала государственный аппарат.

После казни Атауальпы Писарро двинулся на сердце империи — священный город Куско. Путь ему открыли союзники из числа местных народов, веками угнетавшихся инками, и представители знати, поддержавшие в гражданской войне Уаскара и видевшие в испанцах орудие мести. В ноябре 1533 года испанцы практически без боя вошли в опустевшую столицу. Город был разграблен, храмы Солнца Кориканча осквернены, золотые украшения содраны. Чтобы придать видимость легитимности, конкистадоры возвели на трон марионеточного Инку — Манко Инку Юпанки, младшего брата Уаскара и Атауальпы.

Первоначально Манко сотрудничал с завоевателями, надеясь восстановить порядок и власть. Однако вскоре он осознал истинную суть испанского правления — бесконечные требования золота, произвол, насилие над знатными женщинами и полное презрение к местным обычаям и религии. Это привело к масштабному восстанию, которое Манко Инка поднял в 1536 году. Восставшие осадили Куско и почти взяли город, а также уничтожили недавно основанный испанцами на побережье город Лиму.

Осада длилась почти год, но в конечном итоге техническое превосходство испанцев, их кавалерия и несогласованность действий индейских отрядов привели к поражению восставших. Манко Инка был вынужден отступить в труднодоступный горный регион Вилькабамба, где создал так называемое «Новоинкское государство» — очаг сопротивления, просуществовавший еще несколько десятилетий.

Период после падения Куско и отступления Манко Инки характеризуется не только военным противостоянием, но и стремительным колониальным переустройством. Испанцы основывали новые города (Лима стала административным центром), раздавали земли и коренное население своим соратникам в виде энкомьенд, внедряли систему миты — принудительного труда на рудниках и строительстве, унаследованную от самих инков, но доведенную до невероятно жестоких масштабов. Главной экономической основой колонии стало горное дело, особенно добыча серебра на легендарном месторождении Потоси. Тысячи индейцев, согнанные по мите, гибли в забоях от непосильного труда, болезней и недоедания. Одновременно с военным и экономическим закабалением шло тотальное наступление на духовную культуру.

Католические миссионеры, в первую очередь представители орденов францисканцев и доминиканцев, вели активную работу по искоренению «идолопоклонства». Храмы разрушались или перестраивались в церкви, священные места осквернялись, традиционные ритуалы запрещались под страхом смерти. Однако процесс христианизации был поверхностным и часто принимал форму синкретизма, когда языческие верования и обряды скрывались под внешней оболочкой католических культов.

Сопротивление инков, хотя и лишенное единого центра, продолжалось. Государство в Вилькабамбе, которым после гибели Манко Инки в 1545 году правили его сыновья Сайри Тупак, Титу Куси Юпанки и Тупак Амару I, оставалось символом независимости. Испанские власти периодически пытались вести с ним переговоры или организовать военные экспедиции. Окончательно этот последний оплот был уничтожен в 1572 году, когда вице-король Франсиско де Толедо отправил карательную экспедицию.

Последний Верховный Инка, Тупак Амару I, был захвачен в плен, доставлен в Куско и публично обезглавлен на главной площади. Его смерть поставила символическую точку в истории независимой империи инков. Однако причины падения столь могущественной и развитой цивилизации перед горсткой завоевателей лежат гораздо глубже военных поражений. Решающую роль сыграл фактор незнания. Инки не имели представления о существовании других континентов и цивилизаций, сопоставимых по уровню развития.

Их тактика, идеология и мировоззрение не были готовы к столкновению с абсолютно чуждым противником, действовавшим по иным правилам. Разрушительную силу сыграла и междоусобная война, и восприятие испанцев как посланцев богов или исполнителей пророчества в момент прихода. Но самым страшным и невидимым врагом стали завезенные европейцами болезни, к которым у коренного населения не было иммунитета.

Оспа, корь, тиф, грипп опустошали целые области еще до появления там самих конкистадоров. Демографическая катастрофа была чудовищной: по разным оценкам, за первые столетие после контакта население Андского региона сократилось на 80-90%. Это подорвало саму основу общества, сделало невозможным организованное сопротивление и обрекло выживших на жизнь в условиях колониального гнета.

Завоевание империи инков стало одним из самых драматичных и трагических событий эпохи Великих географических открытий. В исторически кратчайшие сроки высокоразвитая цивилизация, создававшаяся веками, была сокрушена, ее культурное наследие — в значительной мере уничтожено, а народы — порабощены и обречены на вымирание. Последствия этого завоевания сформировали социальную, экономическую и этническую структуру современных андийских государств, оставив глубокий след в их культуре, полный боли и памяти о великом прошлом. История конкисты — это не просто рассказ о военных походах, это повествование о столкновении двух миров, закончившемся необратимой катастрофой для одного из них.