Найти в Дзене
Циан (cian.ru)

Личный опыт: как и зачем мы возрождаем старинный дом под Костромой

Радиоведущая Мария и коллекционер антиквариата Юлия давно увлекаются темой дореволюционного наследия России. На этой почве девушки подружились, вдохновились идеями друг друга и решили приобрести старинный дом, а затем отреставрировать его. На поездки по центральной России, осмотр заброшенных зданий и даже руин ушло полтора года. А в результате появился проект «Дом Легкодумова». Как это было — рассказывают сами Мария и Юлия. У нас с Юлей были чёткие критерии поисков. Первое — дом не должен быть объектом культурного наследия, поскольку это влияет на сроки и стоимость работ в сторону их увеличения. Порядок подготовки и согласования проекта реставрации для таких объектов тоже имеет свои особенности. Работа с культурным наследием требует общения с надзорными органами и чёткого соблюдения всех регламентов. Поэтому мы хотели купить обычный дом. Второй важный критерий — расстояние. Мы искали дом не дальше чем в 500 км от Москвы. Нам нужно будет там регулярно бывать и приглашать гостей, поэтому
Оглавление

Радиоведущая Мария и коллекционер антиквариата Юлия давно увлекаются темой дореволюционного наследия России. На этой почве девушки подружились, вдохновились идеями друг друга и решили приобрести старинный дом, а затем отреставрировать его.

На поездки по центральной России, осмотр заброшенных зданий и даже руин ушло полтора года. А в результате появился проект «Дом Легкодумова». Как это было — рассказывают сами Мария и Юлия.

Как проходил поиск дома

У нас с Юлей были чёткие критерии поисков. Первое — дом не должен быть объектом культурного наследия, поскольку это влияет на сроки и стоимость работ в сторону их увеличения. Порядок подготовки и согласования проекта реставрации для таких объектов тоже имеет свои особенности. Работа с культурным наследием требует общения с надзорными органами и чёткого соблюдения всех регламентов. Поэтому мы хотели купить обычный дом.

Второй важный критерий — расстояние. Мы искали дом не дальше чем в 500 км от Москвы. Нам нужно будет там регулярно бывать и приглашать гостей, поэтому дорога не должна занимать слишком много времени.

И третье наше условие — дом должен быть построен до 1917 года. Мы с особым трепетом относимся к дореволюционному наследию.

Благодаря удобным фильтрам на Циане можно найти исторические дома в продаже

На поиски у нас ушло почти 1,5 года. Мы изучали онлайн-объявления о продаже, ездили на просмотры, вели переговоры с владельцами. Оглядываясь назад, можно сказать, что самым сложным оказалось именно общение с хозяевами. К примеру, почти год мы потратили на поиски и переговоры по заброшенному терему в Тверской области, но так и не смогли прийти к компромиссу. Собственник настаивал на цене, которая не соответствовала состоянию дома.

После этого мы присмотрели ещё один объект, уже в Нижегородской области. Он очень нас заинтересовал, но хозяйка вдруг отказалась от продажи. Мы думаем, что дом нравился ей самой и она решила оставить его себе.

Как мы впервые оказались в Пустыни

Однажды мы с Юлей договорились посмотреть дом в деревне Пустынь Костромской области. Ехали на очередной просмотр, а получилось, что приехали к дому своей мечты.

Был один из жарких дней августа. Мы спокойно проехали на машине по просёлочной дороге, любуясь зелёными полями и лесами, и очутились в Пустыни. Увиденное нас поразило. Это была словно затерянная в веках деревня, где всё кричало о былом величии. Позже мы узнали, что Пустынь начала активно застраиваться с 1870-х годов — больше века назад.

По сторонам улиц возвышались остатки больших домов, причём не все из них были деревянными. Некоторые строения оказались кирпичными, основательными. Наше внимание привлекла загадочная старинная церковь, историю которой сразу захотелось узнать. Тихая гладь реки переливалась на солнце, а деревья и кусты неподвижно склонились над ней. И всё это на фоне полной тишины — как будто деревня замерла во времени. Ничего подобного мы до этого не встречали. Пустынь пленила нас с первого взгляда.

-2

Как мы нашли тот самый дом

Наконец мы добрались до нашего дома. Как выяснилось, его владельцем был местный житель Яков Легкодумов. Дом по всем критериям идеально нам подходил и был в хорошей сохранности. Первый этаж оказался прочным, из кирпича, а второй — из дерева, с красивыми резными узорами и наличниками. Мы и так уже находились под впечатлением от деревни, а когда вошли в дом, сразу всё сложилось.

-3

Внутри частично сохранилась обстановка, какой она была при прежних хозяевах. Свою особую роль сыграли фотографии времён Российской империи на стенах, на одной из которых был изображён сам бывший владелец. Эта связь поколений нас впечатлила, как будто время здесь остановилось.

-4

Стало понятно — это именно наш дом, который мы так долго искали. Со всеми мыслями и впечатлениями мы отправились подумать, а на следующее утро уже приняли решение о покупке и начали вести переговоры.

Кем был хозяин дома

Личность Якова Матвеевича Легкодумова сильно повлияла на наше решение о покупке. Человека не стало более полувека назад, но его образ всё ещё остаётся неотъемлемой частью дома.

На старинной фотографии из Царского села хозяин запечатлён в военной форме царской России. Фото было сделано ещё до начала Первой мировой войны. Стало очевидно, что он не был простым крестьянином.

-5

Позже мы узнали, что его отец торговал лесом. Из этих брёвен частично и построен наш дом. У семьи даже было своё дело в Петербурге. Судя по найденным материалам, жили они очень хорошо. У Якова Матвеевича была жена-красавица и пятеро детей. После революции Легкодумовы чудом избежали раскулачивания.

Мы пока ещё не смогли выяснить, чем хозяин занимался во время Великой Отечественной войны. Знаем лишь, что в этот период в доме был госпиталь для раненых солдат. Известно, что после войны семья вернулась в своё родовое гнездо и стала вести хозяйство, сдавая продукцию местному колхозу.

Дом раскрывает секреты

Когда схлынули первые впечатления, мы стали исследовать дом и обнаружили в нём много разных сюрпризов, не всегда приятных. Само здание было относительно крепким, но вот гигантский примыкающий к дому амбар оказался в аварийном состоянии. При покупке мы этого не заметили, всё выяснилось позже при осмотре специалистом. В результате половина бюджета на реставрацию уйдёт на восстановление амбара. Именно там мы будем делать общественное пространство и музей, поэтому работы предстоит много.

Не сразу мы обнаружили и домовой гриб в подполе. Это такой вредный обитатель дома, который образуется из-за сырости и отсутствия вентиляции. К тому же его крайне сложно вывести. Поэтому мы будем полностью перебирать подпол дома, проводить туда коммуникации, делать водоотведение, а после этого заменим повреждённые доски.

Но зато мы нашли в доме много удивительных артефактов из прошлого. Это сельскохозяйственная утварь и вещи, которые относятся к истории поселения: обгоревшие церковные книги, детские книжки из местной библиотеки, школьные журналы середины XX века. Сейчас в деревне нет уже ни школы, ни библиотеки, а в нашем доме сохранились их следы — удивительно!

Все найденные артефакты мы будем использовать для создания музея Пустыни — деревни, которая в миниатюре повторила историю нашей страны.

-6
-7

Ещё одно открытие нас ждало при разборе вещей. Мы нашли подлинную биографическую справку. В ней хозяин пишет, что родился в этом доме в 1889 году. Но наш дом, согласно документам, построили в 1910 году. Получается, он может быть значительно старше указанного в официальных бумагах возраста.

Как мы занимаемся реставрацией

После покупки дома в сентябре 2023 года мы вплотную занялись планированием работ по его восстановлению. Продумали проект и порядок действий, решили, что откроем в доме после реставрации.

Изначально мы думали управиться за три года, но жизнь внесла свои коррективы. Только на поиск реставраторов у нас ушло полгода и почти год — на создание проекта. Мы столкнулись с тем, что рынок реставрации в стране очень маленький. График известных мастеров с опытом и репутацией расписан на годы вперёд.

Мы начали поднимать свои записи, искали контакты в открытом доступе, использовали сарафанное радио, писали в архитектурные и реставрационные организации, которые редко и неохотно отвечали. В итоге нашли замечательную компанию, которая предложила нам комплексный подход к работе. Такое решение под ключ оказалось самым приемлемым в нашей ситуации.

Есть один важный нюанс. Специалисты обследовали дом уже после покупки, но лучше это делать заранее. Мы воспользовались услугой оценки дома с подготовкой заключения. В итоге мастера, которые проводили оценку, стали нашими основными подрядчиками. Комфортно, когда люди заняты домом начиная с проекта, знают все его особенности и понимают фронт работ вплоть до самых мелочей.

Существуют и другие моменты, которые затягивают реализацию проекта. Из-за особенностей просёлочной дороги работы можно вести только в тёплое и сухое время года. Кроме того, цена реставрации выросла в несколько раз относительно наших первоначальных ожиданий из-за удорожания материалов и работ. Сам дом обошёлся нам в 850 тыс. рублей, а смета на восстановительные работы по нему сегодня уже оценивается в 25 млн рублей.

Поэтому мы решили двигаться постепенно и разбили процесс на этапы, исходя из наших возможностей. В летнем сезоне 2025 года разобрали аварийный амбар. Все брёвна мастера промаркировали и будут использовать в дальнейшем. В следующем сезоне у нас по плану работы с фундаментом и срубом. После этого можно будет приступать к реставрации дома.

-8
-9

Как планируем развивать проект

Мы уже решили, что сделаем в доме после восстановления. Строение состоит из жилой каменно-кирпичной части и амбара, который по-другому ещё называют поветью. В жилой половине мы разместим небольшой номерной фонд, а в повети будет пара номеров, музей и общественное пространство для мероприятий.

Наш проект не только про дом. Мы смотрим шире на саму деревню и сохранение её самобытной среды, поэтому взяли под опеку ещё и деревенскую церковь в аварийном состоянии. При поддержке местной старообрядческой епархии весной 2025 года организовали её обследование реставраторами. Летом провели краудфандинг на противоаварийные работы, и сейчас они уже завершаются. Впереди — разработка реставрационного проекта и привлечение денег для его реализации.

Постепенно мы налаживаем отношения с администрацией деревни и местными жителями. Со старостой Дмитрием и соседом Александром мы сразу нашли общий язык. Люди не стеснялись предлагать свою помощь и советы, за что мы им очень благодарны.

С кем-то из местных жителей удалось наладить отношения спустя некоторое время. Люди почитали наши соцсети, увидели добрые намерения и теперь желают проекту удачи. Кто-то ещё не определился со своим отношением к нам. Это понятно, ведь мы говорим о развитии и переменах, а всё новое обычно пугает.

Фото: Юлия Забежайло