Как поменялось единое окно для бизнеса в Удмуртии, что сегодня происходит в штате организации, в которой сменилось семь директоров, и какой бизнес развивается в регионе, — читайте в интервью с руководителем Корпорации развития Удмуртской Республики Эмилем Бикмеевым.
— Вы возглавили Корпорацию развития Удмуртии в апреле 2025 года. Прошло 8 месяцев. Поделитесь, какие изменения за это время произошли в штате корпорации? По большому счету, что уже получилось из того, что Вы планировали — чем Вы можете гордиться?
— Я горжусь результатами той работы, которая была проделана нашей командой. В этом году свыше 5000 предпринимателей получили поддержку Корпорации развития. Мы провели два крупнейших в республике бизнес-форума с ярмарками, которые посетили почти 20 000 человек. Организовали 131 мероприятие. Реализовали два национальных проекта, иницированных президентом России Владимиром Путиным, — а это более 15 направлений поддержки для 400 предпринимателей. Совершили выезды в муниципальные образования с суммарным участием 799 предпринимателей, на этих выездах собрали 94 запроса, — часть уже отработали. Отдельно консультировали по налоговым изменениям и мерам поддержки, а также оказывали системную непубличную помощь бизнесу.
В начале этого года мы оптимизировали штатную структуру. Сейчас функционирует два больших блока: Центр поддержки предпринимательства, в состав которого входят инфраструктура регионального центра «Мой бизнес» и Центр поддержки экспорта, работающий в тесном взаимодействии с Российским экспортным центром. Первый блок реализует меры поддержки в рамках национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика», второй — в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Меры поддержки позволяют снизить финансовые затраты предпринимателей в развитии своего бизнеса.
Применили мировую практику развития выставочно-ярмарочной деятельности — создали конгресс-центр «Республика». За этот год для предпринимателей было организовано 7 ярмарок и 4 выставки, — это позволило бизнесу заработать более 6,5 млн рублей только на ярмарках.
На момент моего вступления в должность укомплектованность штата составляла 62%, и первоочередной задачей было сформировать сильную, профессиональную команду, сохранив опытных специалистов. Сегодня укомплектованность штата достигла 98% без учета сотрудников в декрете, а средний возраст сотрудников составляет 35 лет, и коллеги, работающие в Корпорации не первый год, сами отмечают, что сейчас у нас сформирована по-настоящему «команда мечты». Текучесть кадров во многом зависит от качества управления руководителя — с этой мыслью и выстраиваем кадровую политику.
— Какую поддержку сегодня может получить малый и средний бизнес в Корпорации развития? Меры господдержки реально работают? Приведите, пожалуйста, примеры.
— В 2026 году меры поддержки в рамках национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» будут сохранены. Мы проанализируем обратную связь по текущим мерам и примем решения о том, какие инструменты стоит усилить, а какие — скорректировать или заменить.
Наиболее востребованной услугой стали бесплатные налоговые консультации: предпринимателям было важно разобраться в изменениях налогового законодательства. Всего их посетил 381 человек.
В настоящее время 40 участников специальной военной операции проходят бесплатную программу бизнес-акселерации, реализуемую благодаря национальному проекту. Кроме того, восемь начинающих предпринимателей недавно завершили программу «Наставничество».
Предприниматели также активно пользовались услугами в сфере маркетинга, сопровождения выхода на маркетплейсы, модернизации сайтов и проведения информационных кампаний, что позволило им усилить свое присутствие на рынке и повысить узнаваемость брендов.
Благодаря партнерству с Яндексом предпринимателям доступно софинансирование до 100 процентов на сервисах «Яндекс.Бизнес» и «Яндекс.Директ». При необходимости мы помогаем подключить эти инструменты и предоставляем обучающие вебинары, позволяющие корректно настроить продвижение. В целом с Яндексом выстроены устойчивые партнерские отношения: общий объем финансовых ресурсов, направленных на поддержку предпринимателей Удмуртии, составил 21,125 млн рублей. Кроме того, в регионе была запущена первая в стране среди субъектов РФ витрина «Сделано в Удмуртии» на «Яндекс.Маркете», а также стала доступна карта офлайн-точек Wi-Fi. Отдельно благодарю команду Яндекса за это сотрудничество.
Особое место в системе поддержки занимает организация международных бизнес-миссий. Они позволяют предпринимателям провести b2b переговоры с иностранными заказчиками, что значительно упрощает выстраивание долгосрочных международных связей и заключение контрактов.
Мер поддержки сегодня действительно много, и их эффективность во многом зависит от того, насколько активно бизнес использует предоставленные возможности.
— Какие конкретные меры поддержки наиболее востребованы у бизнеса? Приведите пример компании, которая благодаря вашей помощи смогла масштабировать проект в Удмуртии.
Бизнесу всегда важен доступ к так называемым «дешевым деньгам». В республиканской экосистеме поддержки эту задачу решает Удмуртский фонд развития предпринимательства, который предоставляет компаниям микрозаймы по ставкам 6 и 12 процентов годовых. С учетом текущей ключевой ставки Центрального банка это предложение можно считать более чем выгодным. На сегодняшний день Фонд уже выдал предпринимателям свыше 1 миллиарда рублей.
Главой Удмуртии Александром Бречаловым была обозначена задача увеличить финансирование МСП через льготные займы в Удмуртском фонде развития предпринимательства. При недостаточности собственного залогового обеспечения для получения кредитов продолжим предоставлять поручительства Гарантийного фонда содействия кредитованию. В 2026 году план по предоставлению финансовой поддержки — не менее 4,8 млрд рублей.
Предлагаем региональному бизнесу использовать эти механизмы поддержки. Отмечу, что этот займ можно использовать и для пополнения оборотных средств.
Если говорить о конкретных кейсах, один из примеров — высокотехнологичная компания с готовым производством, которая обратилась к нам за комплексной поддержкой. Бизнес оказался в стратегическом тупике и нуждался в полном ребрендинге и переосмыслении своей модели. В настоящее время компания получает персональное сопровождение, включая привлечение инвестиций на сумму более 115 миллионов рублей. При нашем участии была разработана новая упаковка продукта и сформирована обновленная маркетинговая стратегия, ведутся переговоры с крупным ритейлом, и выводим компанию в e-com. Уверен, что в следующем году вы встретите этот продукт на полках.
Из недавних обращений — ситуация с отключением электроснабжения компании в Воткинске. Вопрос был оперативно решен, за что отдельно хочется поблагодарить Энергосбыт.
Подобных примеров в нашей работе много, однако значительная их часть остается непубличной. Бизнес, как правило, не стремится выносить свои проблемы в публичное поле, и мы это уважаем, оказывая поддержку «в тихом режиме». Для нас принципиально важно, чтобы предприниматель чувствовал, что рядом есть надежное плечо.
— Бывают ли у предпринимателей запросы, которые Корпорация решить не может? Приведите пример.
— Да, такие ситуации действительно бывают. В первую очередь, мы не можем решить запросы бизнеса, который изначально строился на обналичных схемах и нарушении законодательства. Кроме того, есть запросы, требующие глубоких системных изменений — например, в управлении, финансовой модели или бизнес-процессах. Если предприниматель не готов к таким изменениям, Корпорация, к сожалению, тоже не сможет помочь: устойчивый рост возможен только при взаимной ответственности и готовности к командной работе.
Более того, часть запросов находится за пределами прямых полномочий Корпорации — в плоскости решений региональных или федеральных органов власти. В таких случаях мы не подменяем собой регуляторов, но выступаем профессиональным коммуникационным звеном: структурируем запрос бизнеса, сопровождаем диалог и добиваемся его корректного рассмотрения на соответствующем уровне.
— Вы ставили задачу помогать местному бизнесу выходить на рынки Азии и Африки. Расскажите, как они покоряются нашим предпринимателям?
— По Азии у нас все идет в штатном режиме. Страны Азии и Ближнего Востока занимают 8 из 10 мест в топе по росту объема экспорта из Удмуртии.
Если смотреть топ-10 стран по объему экспорта из Удмуртии, то ситуация похожая: рынки Азии тоже занимают 80% топа, и тоже есть одна африканская страна — Египет на 9-м месте.
Да, работа с рынками Азии идет более активно. Наш Центр поддержки экспорта тоже многое делает для этого: у нас за 3 месяца было более 250 b2b-переговоров со странами Ближнего Востока и СНГ. Мы были в четырех странах Азии в декабре. Вопрос международного взаимодействия — это процесс не быстрый. Среднее время от первых переговоров до первой поставки 6-9 месяцев. У каждой страны есть свои требования, в том числе и к сертификации продукции — это и занимает время.
Президент России акцентировал внимание регионов на усилении работы с Арктической зоной. Работе с арктическими территориями посвящали площадку на майском бизнес-форуме. В начале декабря 8 наших предпринимателей посетили форум «Арктика: надежды и перспективы». Каждая из компаний собрала около 20 целевых контактов для работы. В этом направлении хочу отметить поддержку Министерства экономики Удмуртии.
Например, в наших поездках в муниципальные образования мы посетили воткинский завод «Спецмаш», они производят модульные дома для разных климатических условий. Уже поставляли свою продукцию в Норильск. На встрече предложили принять участие в форуме, и они согласились. Участие в работе делегации для компаний было оплачено за счет регионального бюджета. Вот такие бизнесы будут расти, которые видят возможность и используют ее.
В следующем году главой республики обозначены задачи расширения географии — работы со странами Персидского залива, Африки, Ближнего Востока и усиления взаимодействия со странами ШОС и СНГ, — над этим и будем работать.
— Что лично Вам дала работа в Корпорации?
— Еще раз убедился, что стратегия маленьких, но частых изменений работает. Именно поэтому мы постоянно просим обратную связь от бизнеса, обсуждаем проекты до старта и вносим корректировки в моменте, так как прежде всего работаем для предпринимателей.
— Не скучаете по политике?
— Ответить хочу фразой моего школьного учителя — Ольги Эрнстовны Шелль: «Сколько бы вы ни пытались сторониться от политики, политика всегда будет окружать вас и влиять на вас».
— Если не корпорация, то чем бы Вы занимались?
— Ответ очевиден — развивал бы свое дело, возможно, этот путь в будущем и выберу.
— Как планируете провести Новый год?
— Встречу новый год с семьей в родном городе. Немного поработаю на выходных. А последние дни мы с моей девушкой проведем вместе.