Найти в Дзене
Content Review

Лицо по подписке: цифровые двойники становятся выгоднее живых людей

Мы уже обсуждали, что голос превращается в торгуемый актив, а любой желающий может купить тембр Марка Твена для озвучки своей рекламы. Индустрия моды решила не отставать и масштабировать этот подход на внешность. Логика та же: тело человека разбирается на цифровые запчасти и превращается в SaaS-решение. Вместо оплаты съёмочных дней, перелётов и гостиниц рынок переходит на новую валюту – лицензию на использование «цифрового двойника». Лицо больше не часть организма, а ПО с ключом активации. В авангарде этого движения идёт масс-маркет. Zara рассказала, что «переодевает» реальных моделей с помощью нейросетей, экономя на пересъёмках. H&M идёт ва-банк, создавая полных цифровых клонов живых людей. Модель Матильда Гварлиани получила своего виртуального аватара, который может работать 24/7 без обеда и джетлага, пока сама Матильда спит. Шведский ритейлер обещает, что права на «цифровую копию» остаются у модели, и она может сдавать себя в аренду даже конкурентам. С одной стороны, звучит прогрес

Мы уже обсуждали, что голос превращается в торгуемый актив, а любой желающий может купить тембр Марка Твена для озвучки своей рекламы. Индустрия моды решила не отставать и масштабировать этот подход на внешность. Логика та же: тело человека разбирается на цифровые запчасти и превращается в SaaS-решение. Вместо оплаты съёмочных дней, перелётов и гостиниц рынок переходит на новую валюту – лицензию на использование «цифрового двойника». Лицо больше не часть организма, а ПО с ключом активации.

В авангарде этого движения идёт масс-маркет. Zara рассказала, что «переодевает» реальных моделей с помощью нейросетей, экономя на пересъёмках. H&M идёт ва-банк, создавая полных цифровых клонов живых людей. Модель Матильда Гварлиани получила своего виртуального аватара, который может работать 24/7 без обеда и джетлага, пока сама Матильда спит. Шведский ритейлер обещает, что права на «цифровую копию» остаются у модели, и она может сдавать себя в аренду даже конкурентам. С одной стороны, звучит прогрессивно и обеспечивает дополнительный заработок. С другой, физическое присутствие человека на работе становится рудиментом – а все мы знаем, как легко при желании можно найти и использовать пиратские копии цифровых активов, контроль над которым теряется.

При этом компании при использовании цифровых моделей руководствуются в первую очерель прагматическими соображениями. Zalando рассказали, что срок производства фото падает с 6 недель до 3 дней, а затраты режутся на 90%. Если это правда и будет масштабироваться на всю отрасль, то технология может стать приговором для текущего рынка. Причём не столько для топ-моделей (они как раз станут рантье), сколько для экосистемы вокруг них – визажистов, осветителей, водителей, кейтеринга и ассистентов фотографов. Ассоциация фотографов Британии уже начинает паниковать, причём не из-за «смерти искусства», а из-за исчезновения заказчика на рынке.

Мы живём во время самой активной уберизации человека. Топ-модели и селебрити превратятся в пассивных держателей IP-прав, собирая роялти за то, что их цифровые копии улыбаются с билбордов в Токио и Париже. А вот средний класс – каталожные модели и массовка – рискует исчезнуть. То есть отрасль снова упирается в регулирование вопроса авторских прав и использования ИИ-моделей. Ну и, если пойти дальше, в вопросы «цифрового крепостного права», но это тема для отдельного текста.

Каждый ваш лайк и подписка помогают нам увеличить аудиторию и создавать еще больше достоверного и интересного контента.