Найти в Дзене
Frequent Flyers

«Аэрофлот» подключили к биометрии

«Аэрофлот» успешно протестировал посадку в самолёт по биометрии. Она работает в аэропорту Пулково (г. Санкт-Петербург). Пассажирам она пока недоступна и заработает в коммерческой эксплуатации во второй половине 2026 года. Паспорт и посадочный талон не нужны: достаточно предъявить к осмотру лицо на биометрическом турникете и пройти сначала на предполётный досмотр, а потом в самолёт. На самом деле посадочный талон тоже давно не нужен, ведь есть QR-коды на экранах мобильных устройств, а на бумажном посадочном тоже всего лишь печатается машиночитаемый 2D-код. И коды эти, по сути, являются просто ссылками на запись в базе данных системы контроля отправки пассажиров (DCS), так что суть проверок заключается в том, есть ли в БД запись о том, что вы летите этим рейсом, или нет. В биометрии же ссылкой является ваше лицо: это такой же уникальный идентификатор, и турникет просто проверяет, есть ли в БД запись о том, что обладатель этого лица летит соответствующим рейсом, или нет. Примерно как в мо
   Биометрические турникеты при входе на предполётный досмотр. Пока это не финальная их версия.
Биометрические турникеты при входе на предполётный досмотр. Пока это не финальная их версия.

«Аэрофлот» успешно протестировал посадку в самолёт по биометрии. Она работает в аэропорту Пулково (г. Санкт-Петербург). Пассажирам она пока недоступна и заработает в коммерческой эксплуатации во второй половине 2026 года.

Паспорт и посадочный талон не нужны: достаточно предъявить к осмотру лицо на биометрическом турникете и пройти сначала на предполётный досмотр, а потом в самолёт.

Биометрические турникеты при входе на предполётный досмотр. Пока это не финальная их версия.  📷
Биометрические турникеты при входе на предполётный досмотр. Пока это не финальная их версия. 📷

На самом деле посадочный талон тоже давно не нужен, ведь есть QR-коды на экранах мобильных устройств, а на бумажном посадочном тоже всего лишь печатается машиночитаемый 2D-код. И коды эти, по сути, являются просто ссылками на запись в базе данных системы контроля отправки пассажиров (DCS), так что суть проверок заключается в том, есть ли в БД запись о том, что вы летите этим рейсом, или нет.

Турникеты на гейтах уже сейчас работают с 2D-кодами на рейсах некоторых авиакомпаний, тут нет никакого рокетсаенса.  📷
Турникеты на гейтах уже сейчас работают с 2D-кодами на рейсах некоторых авиакомпаний, тут нет никакого рокетсаенса. 📷

В биометрии же ссылкой является ваше лицо: это такой же уникальный идентификатор, и турникет просто проверяет, есть ли в БД запись о том, что обладатель этого лица летит соответствующим рейсом, или нет. Примерно как в московском метро проверяется, есть ли на привязанной к идентификатору лица карте тот или иной билет. Или при оплате улыбкой в «Сбере» – есть ли необходимая для оплаты покупки сумма на счёте.

Выглядит почти как POS-терминал с замуррчательным котом.  📷
Выглядит почти как POS-терминал с замуррчательным котом. 📷

Разница по сравнению с более ранними проектами вроде прохода в бизнес-залы по биометрии в аэропорту Домодедово в том, что там был замкнутая инфраструктура, в которой и биометрические данные, и считыватели, и счета в бонусных программах работают внутри одной организации. А тут множество авиакомпаний и аэропортов – поэтому биометрия хранится в ЕБС, государственной Единой Биометрической Системе.

Самое важное тут – правовой статус. ЕБС работает в связке с ЕСИА (Единой системой идентификации и аутентификации, никому не говорите SMS-код от «Госуслуг»), откуда «подтягиваются» и паспортные данные. Поэтому при проходе через биометрический турникет не надо никому показывать паспорт.

Интерфейс на гейте совсем простой  📷
Интерфейс на гейте совсем простой 📷

Зачем это всё?

Во-первых, дополнительная безопасность: по поддельному паспорту уже не пройдёшь, хотя, конечно, биометрия пока ещё не является обязательной, можно пройти в самолёт по-старинке. Также упрощается проверка дополнительных документов, если они вдруг понадобятся (вспомните пандемию и справки о вакцинации!)

Во-вторых, появляется возможность женщин вынуть, автоматы засунуть. В смысле, сократить штат или отправить людей заниматься более интеллектуальным трудом, чем сверка фамилий в паспорте и посадочном талоне.

В-третьих, проход по биометрии сокращает очереди. Чем меньше пассажир простоял на предполётном досмотре, тем больше времени он проведёт в ожидании рейса в чистой зоне и тем больше вероятность, что он захочет что-то купить или съесть. А значит, аэропорт получит больше неавиационных доходов.

В-четвёртых, это просто дополнительное удобство для пассажиров: сейчас процесс занимает всего 10 секунд, а к запуску стоит задача ещё сократить это время.

  📷
📷

Илья Шатилин