Найти в Дзене
ZA ПРАVДУ

Симеон Гордый между Западом и Ордой

Политическая паутина вокруг Москвы Сразу после смерти Ивана Калиты Северо-Восточные князья отправились в Орду решать, кто же будет обладать ярлыком на Великое княжение. К лету 1341 года Симеон и братья Иван и Андрей, Константин Тверской, Василий Ярославский, Константин Суздальский уже были в Орде. Симеон получает ярлык на Великое княжение, и на этот раз хан Узбек отпускает всех, щедро одарив. Наверняка князья отметили столь странное поведение грозного хана. Скорее всего хан принял решение о том, кто будет обладать этим ярлыком еще несколько лет назад, когда уже больной Калита приехал в Сарай со своим сыном Симеоном и представил его, как своего наследника. Опытный хан был уверен, что конфликты его данников на Руси временно завершены: Москва замирилась с Тверью и Новгородом. А это по тем временам и было стабильностью. Все внимание хана было приковано к событиям, происходившим на Западе. Экспансия Запада для Сарая была угрозой потери влияния в «русском» Улусе Джучи. Узбек в последний го

Симеон Гордый между Западом и Ордой

Политическая паутина вокруг Москвы

Сразу после смерти Ивана Калиты Северо-Восточные князья отправились в Орду решать, кто же будет обладать ярлыком на Великое княжение. К лету 1341 года Симеон и братья Иван и Андрей, Константин Тверской, Василий Ярославский, Константин Суздальский уже были в Орде. Симеон получает ярлык на Великое княжение, и на этот раз хан Узбек отпускает всех, щедро одарив. Наверняка князья отметили столь странное поведение грозного хана. Скорее всего хан принял решение о том, кто будет обладать этим ярлыком еще несколько лет назад, когда уже больной Калита приехал в Сарай со своим сыном Симеоном и представил его, как своего наследника.

Опытный хан был уверен, что конфликты его данников на Руси временно завершены: Москва замирилась с Тверью и Новгородом. А это по тем временам и было стабильностью. Все внимание хана было приковано к событиям, происходившим на Западе. Экспансия Запада для Сарая была угрозой потери влияния в «русском» Улусе Джучи. Узбек в последний год своей жизни, словно предчувствуя скорый конец, развил необычайно активную прозападную дипломатию.

Осенью 1338 года папа римский Бенедикт XII отправляет посольство в Китай. Главой делегации он назначает своего легата францисканского монаха Джованни де Мариньолли. Папские послы посещают Константинополь, где ведут переговоры с императором Андроником III о церковной унии. Далее они отправляются в Сарай, к хану Узбеку. Мариньолли писал: «… мы достигли первого императора тартар, Узбека, и вручили письмо, одеяния, боевого коня (dextrarius), cytiac и подарки папы». Коня и правда подобрали уникального. Папский архив сохранил его описание: конь был весь черный с белыми задними копытами. Такой статусный подарок на языке дипломатии означал особое расположение папы римского к «Императору аланов и Монголии».

В тот момент, когда в Архангельском соборе похоронили Ивана Калиту, хан Узбек отправляет папе римскому неких Петрануса де Лорку, Альберта и Элиаша из Венгрии. Возвращаются они назад уже с письмом от Бенедикта XII. Папа рассыпается в благодарности за прием Мариньолли, а также наставляет Узбека не конфликтовать больше с Польшей и Венгрией. Читая это письмо, хан еще не знал, что в дни его написания, Бенедикт XIII призвал епископов в Польше объявить крестовый поход против татар. К тому же папа обещал общую индульгенцию тем, кто поможет оружием и войском польскому королю Казимиру III. И, как бы между прочим, папа дает знать Узбеку, что он в курсе недавнего покушения на него в Сарае, намекая, что хорошо бы принять христианство. Христианство, убеждал понтифик хана, спасает от смерти.

Политический брак Симеона

Действительно, события, происходившие на западных границах Улуса Джучи внушали тревогу, не только в Узбека, но и в Симеона Иоанновича. Москве, как никогда ранее, совершенно были не нужны конфликты со старыми соседями. В 1346 году тверской князь Всеволод Александрович отдает замуж свою сестру Марию за Симеона. В этом браке интересна не только его явная политическая «объединительная» цель, но и то, как он готовился. Два ближних Симеона Андрей Кобыла и Алексей Хвост тайно приехали в Тверь. Настолько тайно, что сам брак удалось скрыть от митрополита Феогноста. Вместо этого была отправлена просьба о благословении этого союза напрямую к Константинопольскому патриарху. Тот дает своё согласие.

В этом браке у Симеона и Марии сначала родились два мальчика. Оба умерли во младенчестве. Затем один за одним появились на свет другие его сыновья Иван и Семен. Забегая вперед, нужно отметить, что в год смерти мужа, Мария хоронить и последних своих детей. В 25 лет остается совершенно одна. Она на долгих 46 лет исчезает со страниц летописей, чтобы появиться только в 1389 году как некая старица одного из Спасских монастырей Фетинья.

Продолжение

Константин Кусмауль

Москва

Подписаться

#ДвижениеЗаПравду #СРЗаПравду #ЗахарПрилепин #ЗАПРАВДУ