Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

Устойчивость начинается с малого

В российских регионах продолжается развитие экологичных энергоэффективных решений и социально значимых инициатив. Как отмечают эксперты, опрошенные «Ведомости. Устойчивое развитие», подобные программы часто можно отнести к категории малых устойчивых проектов. Они представляют собой небольшую по масштабам деятельность, реализуемую с применением базовых принципов устойчивости: экологической безопасности, социальной ответственности и хозяйственной значимости. Хотя само понятие «Малый устойчивый проект» законодательно не закреплено, его параметры можно сформулировать, опираясь на общепринятые в проектном управлении классификации, считают эксперты. Прежде всего, ключевой особенностью таких инициатив является их компактный масштаб. Например, по критериям, предложенным заведующей кафедрой менеджмента и инновационных технологий Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета (ИУЭС ЮФУ) Дианой Арутюновой, малые проекты определяются масш
Оглавление

В российских регионах продолжается развитие экологичных энергоэффективных решений и социально значимых инициатив. Как отмечают эксперты, опрошенные «Ведомости. Устойчивое развитие», подобные программы часто можно отнести к категории малых устойчивых проектов. Они представляют собой небольшую по масштабам деятельность, реализуемую с применением базовых принципов устойчивости: экологической безопасности, социальной ответственности и хозяйственной значимости. Хотя само понятие «Малый устойчивый проект» законодательно не закреплено, его параметры можно сформулировать, опираясь на общепринятые в проектном управлении классификации, считают эксперты.

Прежде всего, ключевой особенностью таких инициатив является их компактный масштаб. Например, по критериям, предложенным заведующей кафедрой менеджмента и инновационных технологий Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета (ИУЭС ЮФУ) Дианой Арутюновой, малые проекты определяются масштабом: в их реализации задействовано до 40 000 – 50 000 человеко-часов, а объем капиталовложений составляет от двух до 25 млн руб. Такие инициативы характеризуются относительно простым администрированием и сжатыми сроками исполнения – от четырех месяцев до двух лет, отметила Арутюнова. При этом, по ее словам, малый проект должен быть финансово целесообразным, жизнеспособным и в перспективе выходить на самоокупаемость, принося прибыль.

Второй характеристикой малых устойчивых проектов, подчеркнула Арутюнова, является их ориентация на ESG-повестку (от англ. environmental, social, governance – экологические, социальные и управленческие аспекты. – «Ведомости. Устойчивое развитие»). Согласно определению международной организации Green Project Management (GPM), устойчивое управление проектами – это использование таких методов, инструментов и технологических решений, которые позволят достичь целей инициативы и при этом обеспечат положительное воздействие с точки зрения экологичности, социального и экономического взаимодействия, добавила эксперт.

Чистая генерация

Большинство малых устойчивых проектов в российских регионах реализуются в сфере генерации чистой электроэнергии. Об этом рассказал доцент кафедры безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге Александр Пастухов. По словам эксперта, значительных успехов достигла ветроэнергетика. В Ростовской области мощности объектов этого типа генерации составляют уже более 600 МВт, а в Ставропольском крае превысили 1 ГВт.

Распространение получила и солнечная энергетика. Она представлена в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях, а также в Москве и Московской области. При этом около трети всех объектов солнечной генерации сосредоточено именно в Краснодарском крае. Перспективным направлением является и малая солнечная генерация – ее активно внедряют на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Амурской области, Еврейской автономной области и Республике Калмыкия, отметил Пастухов. Последняя, к примеру, в 2025 г. ввела в эксплуатацию солнечную электростанцию мощностью 63 МВт, привел пример эксперт.

Лидером в сфере малой гидроэнергетики остается Карелия, где функционирует Каскад Сунских малых гидроэлектростанций (ГЭС), подчеркнул Пастухов. При этом экологическая инициатива регионов России не ограничивается энергетической сферой. По словам собеседника «Ведомости. Устойчивое развитие», в большинстве субъектов РФ есть небольшие компании, деятельность которых ориентирована на достижения в области ESG. Один из примеров – «Санкт-Петербургский кластер чистых технологий для городской среды», объединивший 50 участников, в том числе 33 малых предприятия. Кластер уже реализует 13 международных проектов в области устойчивого развития и циркулярной экономики, напомнил Пастухов.

Примером гармоничного развития всех направлений зеленой энергетики является Камчатский край, отмечают эксперты. По данным Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), еще два года назад установленная мощность объектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) там уже составляла 126,2 МВт, что обеспечивало порядка 21% мощности энергосистемы и 27,2% потребления электроэнергии края. Это геотермальные станции, малые ГЭС, ветряные и солнечные установки. К 2029 г., как утверждает заведующая лабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко, мощности планируется увеличить до 211,1 МВт. Ведутся гидрологические исследования для строительства новой Толмачевской ГЭС-4 мощностью 6 МВт, расширяется Мутновская геотермальная электростанция (ГеоЭС) и готовится проект новой Мутновской ГеоЭС-2 на 50 МВт.

Зеленые тренды находят практическое воплощение также в коммунальной и в социальной инфраструктуре регионов. Так, во Владимирской области пилотный солнечный модуль мощностью 15 кВт установлен прямо на очистных сооружениях в Судогде. «Вырабатываемое электричество идет на собственные нужды объекта, и часть его энергопотребления закрывается зеленым источником», – рассказала Левашенко. По ее словам, это первая для региона сетевая солнечная станция и одновременно тест на применимость таких решений в климате с не очень большим количеством солнечных дней.

Устойчивое тепло

К числу малых устойчивых проектов собеседники «Ведомости. Устойчивое развитие» отнесли модернизацию систем теплоснабжения, основанную на технологиях сжигания биотоплива. Как отметил профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким, основные работы в этом направлении сконцентрированы в регионах Северо-Запада и Дальнего Востока, включая Архангельскую и Вологодскую области, Республику Коми, Еврейскую автономную область, Хабаровский и Забайкальский края.

Так, по словам Акима, региональная программа в Коми по переводу муниципальной энергетики на биотопливо предполагает замену угля и мазута в котельных местными видами топлива, например пеллетами. «Регион участвует в государственных программах поддержки, в том числе субсидируя часть стоимости оборудования для населения. Это стимулирует спрос не только со стороны муниципалитетов при внедрении пеллетных котельных, но и в частном секторе», – рассказал профессор. По его мнению, взаимодействие инфраструктурных проектов с малым бизнесом может спасти пеллетную отрасль. Она изначально создавалась как экспортно-ориентированная, с фокусом на европейский рынок (97% продукции шло на экспорт), но санкции привели к его фактическому закрытию. «Объем выпуска пеллет в 2023 г. упал на 31,4%, до 1,46 млн т, и множество предприятий вынужденно остановили производство», – напомнил Аким, добавив, что правительство Карелии в 2022 г. объявило о намерении перевести 15 котельных с мазута на пеллеты и щепу, чтобы поддержать местных производителей, потерявших экспортные рынки.

Власти Архангельской области в 2024 г. инициировали обращение к федеральному центру с предложением перевести 94 котельных в регионе с угля и мазута на пеллеты, а Еврейская автономная область в рамках реализации программы приобрела 20 000 т древесных пеллет для обеспечения работы 19 новых блочно-модульных котельных, привел примеры эксперт. «Такие меры имеют громадное социальное значение, предотвращая закрытие производств. Одновременно создается гарантированный локальный спрос. Кроме того, это способствует борьбе с глобальным потеплением из-а сокращения выбросов парниковых газов», – уверен Аким.

Зеленая инфраструктура

Практики благоустройства городской среды тоже можно отнести к малым устойчивым проектам, рассказали эксперты. В этой сфере, согласно разработанному ВЭБ.РФ «Индексу качества жизни в городах России», успехов добились Ставрополь, Ханты-Мансийск и Чебоксары, отметила Левашенко. Там значительную часть городской территории занимают зеленые зоны, что напрямую влияет на оценку городов жителями как «красивых и ухоженных». «Есть города с практически стопроцентной доступностью парков, скверов и природных ландшафтов», – сообщила она, уточнив, что в их числе – Красногорск в Подмосковье и Ялта в Республике Крым, где, согласно индексу, 100% жителей проживают в пешей доступности от озелененных пространств.

Устойчивое развитие включает в себя не только экологическую, но и социальную ответственность. «Социальная активность в индексе ВЭБа измеряется количеством волонтеров на 10 000 жителей», – пояснила Левашенко.

В качестве примера малой устойчивой практики этой направленности эксперт привела волонтерский корпус в Салехарде. Его участники помогают в проведении городских, окружных и всероссийских мероприятий, а также оказывают поддержку пожилым и маломобильным гражданам.

Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram

Читайте также:

Для сохранения редких растений Байкала создана цифровая база данных

Самый дорогой состав в Сербии и очко до лидера – что за клуб достался Станковичу

Путин принял в Кремле нового генпрокурора РФ Александра Гуцана