Найти в Дзене

Третьяковка открывает Северный полюс. В музее проходит выставка о художественном освоении Арктики

Хотя к первым экспонатам выставки относятся трогательный образ Троицы, где Авраам принимает трёх ангелов на фоне заснеженного пейзажа с ёлками, и резные иконы из моржового клыка, созданные на родине Ломоносова в Холмогорах, первооткрывателем арктической темы в искусстве всё же стоит считать Александра Борисова. Это имя, почти забытое сегодня, когда-то гремело в России и в Европе: Павел Третьяков не только покупал его этюды, но и отвёл для них специальный зал в своей галерее, во Франции Борисову вручили Орден Почётного легиона, а в постоянной экспозиции музея Орсэ висела до недавнего времени одна из его картин. За несколько поездок в Арктику Борисов успел написать множество этюдов (для этого кисть с обрезанной щетиной приходилось постоянно держать в зарытом рукавом малицы кулаке и плотно прижимать к холсту), на основе которых позже создавал большие картины в мастерской, застрять во льдах на яхте «Мечта», построенной на вырученные от произведений деньги, и описать доселе неизведанные бер
Оглавление

«Русский Нансен» Александр Борисов

   Александр Борисов. В области вечного льда. 1897
Александр Борисов. В области вечного льда. 1897

Хотя к первым экспонатам выставки относятся трогательный образ Троицы, где Авраам принимает трёх ангелов на фоне заснеженного пейзажа с ёлками, и резные иконы из моржового клыка, созданные на родине Ломоносова в Холмогорах, первооткрывателем арктической темы в искусстве всё же стоит считать Александра Борисова. Это имя, почти забытое сегодня, когда-то гремело в России и в Европе: Павел Третьяков не только покупал его этюды, но и отвёл для них специальный зал в своей галерее, во Франции Борисову вручили Орден Почётного легиона, а в постоянной экспозиции музея Орсэ висела до недавнего времени одна из его картин. За несколько поездок в Арктику Борисов успел написать множество этюдов (для этого кисть с обрезанной щетиной приходилось постоянно держать в зарытом рукавом малицы кулаке и плотно прижимать к холсту), на основе которых позже создавал большие картины в мастерской, застрять во льдах на яхте «Мечта», построенной на вырученные от произведений деньги, и описать доселе неизведанные берега островов Новой Земли. Обнаруженные мысы и ледники Борисов называл в честь художников и деятелей русской культуры: Архипа Куинджи, Виктора Васнецова и того же Павла Третьякова.

Импрессионист Коровин отправляется на Север

   Константин Коровин. Ловля рыбы на Мурманском море. 1896
Константин Коровин. Ловля рыбы на Мурманском море. 1896

«Будь, например, Коровин работящий человек, он бы в одну летнюю поездку сделался бы знаменитостью, он плакал бы от восторга, смотря на эти чудные тона», – писал купец и меценат Савва Иванович Мамонтов жене Елизавете Григорьевне. Мамонтов строил в то время железную дорогу от Москвы до Архангельска и был одержим идеей открыть русский Север для широкой публики. Главным итогом поездки «Корова и Серовина», как называл Мамонтов неразлучную пару друзей Константина Коровина и Валентина Серова, в Архангельск и Мурманск стал павильон Крайнего Севера на Всероссийской промышленной и художественной выставке, открывшейся в Нижнем Новгороде в 1896 году. Коровин спроектировал здание павильона, заполнил его мехами белых медведей, бочками с рыбой, корабельными снастями и челюстями кита, а также живописными панно, которые позже украсили Ярославский вокзал в Москве. Пять из них можно увидеть на выставке. Переданные в собрание Третьяковской галереи в 1961 году, они нуждались в масштабной реставрации и, если «Ловлю рыбы на Мурманском море» уже показывали в рамках ретроспективы Коровина 2012 года, то отреставрированное «Северное сияние» предстало перед публикой впервые за 64 года.

Первый «новоземельский художник»

   Тыко Вылка. Мыс Дровяной. 1950-е гг.
Тыко Вылка. Мыс Дровяной. 1950-е гг.

Когда Александр Борисов уходил с затёртой льдами яхты «Мечта», его вместе со спутниками спасли ненцы, среди которых был Ханец Вылка и его юный сын Тыко. Тыко вырос, стал проводником и участником арктических экспедиций. Но встреча с художником не прошла для него зря: он заинтересовался рисованием. Только недолго проучившись в Москве, Тыко Вылка сохранил свой самобытный стиль: в простых, написанных яркими красками композициях с северным сиянием, снегами и белыми медведями есть наивность, но в то же время свежесть и открытость восприятия. Следующее поколение арктических художников появилось благодаря ленинградскому Институту народов Севера. Выпускники институтской художественной студии Константин Панков, Василий Уза, Василий Сироткин писали сцены охоты, рыбалки и поездок на оленях, сравнить которые в контексте советского искусства можно только с наивным стилем рисунков Татьяны Мавриной.

Челюскинцы на льдине

   Фёдор Решетников. Групповой портрет героев СССР. 1976
Фёдор Решетников. Групповой портрет героев СССР. 1976

Когда 13 февраля 1934 года пароход «Челюскин» затонул и члены экспедиции Отто Шмидта эвакуировались на льдину, среди них оказался молодой художник Фёдор Решетников. Будущий автор картины «Опять двойка» во второй раз плавал со Шмидтом, отличался неутомимым оптимизмом и за почти два месяца пребывания на льдине успел сделать множество рисунков (к сожалению, большая часть из них не сохранилась) и наладить издание стенгазеты. Первый номер украсила изображённая Решетниковым сцена «А есть ли у вас вид на жительство?», где комиссия из нерпы, моржа и белого медведя является к Шмидту с проверкой. Через много лет Решетников написал «Групповой портрет героев СССР», на котором показаны спасшие челюскинцев лётчики – они первыми в Советском Союзе были удостоены звания героев страны. Другим откликом на пребывание челюскинцев на льдине стала богородская деревянная игрушка, выполненная мастером Фёдором Балаевым в 1939 году. Огромная композиция из 146 частей впервые приехала в Москву из Сергиево-Посадского музея-заповедника, и посетители выставки могут поискать среди множества фигурок игрушечного ледового лагеря самого Шмидта: он изображён дважды – читающим лекцию и позирующим фотографу.

Современные художники в Арктике

   Леонид Тишков. Путешествие частной луны. 2010
Леонид Тишков. Путешествие частной луны. 2010

Романтика арктических путешествий продолжает манить художников. Главный сказочник современного русского искусства Леонид Тишков месяц путешествовал на парусной шхуне вокруг архипелага Шпицберген вместе с собственной маленькой луной – это отсылка к картине сюрреалиста Рене Магритта с запутавшимся в ветвях дерева месяцем. Из поездки он привёз фотографии, на которых маленькая луна становится частью сурового арктического пейзажа, и завораживающую видеоинсталляцию, где съёмки Фьорда Любви на севере Шпицбергена сочетаются с музыкой «Реквиема» Моцарта. Шуточное «Обледенение архитекторов» предлагает выстроить в Беринговом проливе отель на линии перемены дат, чтобы постояльцы могли путешествовать между одним и другим днём, не выходя из здания. А фотограф Дмитрий Кох собирался снимать медведей в заповеднике на острове Врангеля, но неожиданно встретил их в атмосферных декорациях заброшенной советской метеостанции на острове Колючин. Съёмку он вёл с камеры, установленной на дроне, – всем арктическим путешественникам известно, что приближаться к белому медведю опасно. Так родились кадры, на которых новые технологии столкнулись с суровой природой «страны холода и смерти», как назвал когда-то Арктику Александр Борисов.

Выставка проходит в корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной с 12 декабря 2025 года по 21 июня 2026 года.