Записки известного псковского старца, отца Валентина (Мордасова), до сих пор служат духовным ориентиром для многих. С любовью собирая в свои тетради высказывания святых отцов, воспоминания и поучительные рассказы, он оставил нам бесценное наследие. Недавно обнаруженные заметки из его книги "Протоиерей Валентин Мордасов. Как жить по воле Божией" проливают свет на важнейшие аспекты духовной борьбы.
В этих заметках запечатлены свидетельства, полученные в самых тяжелых духовных обстоятельствах: через людей, одержимых злыми духами. Устами несчастных, кричащих разными голосами и обличающих потаенные грехи, говорил сам враг рода человеческого, раскрывая то, чего он боится больше всего.
Эти поразительные выдержки, записанные отцом Валентином, становятся серьезным свидетельством важности покаяния и духовной жизни для каждого христианина. Они не просто побуждают к размышлениям — они прямо обличают нашу теплохладность и призывают к немедленному исправлению. Неслучайно старец счел необходимым их сохранить.
Свидетельства
Свидетельство от 1996 года запечатлело крик беса из уст одержимой женщины:
"Особенно терпеть не могу таких святых, которые имели любовь и много терпели".
С какой ненавистью враг отзывался о Таинстве Исповеди:
"Ты зачем покаялась? Ты мне такую пустоту сделала! Я столько лет трудился... Ты зачем это сделала? Я же трудился и теперь это всё напрасно..."
Он же открывал свое презрение к формальному монашеству:
"Не боюсь таких монахов, которые живут тепло, уютно и пища у них готовая..."
Особую ярость лукавого вызывали добрые дела и правильное духовное устроение:
"Боюсь доброты! Особенно боюсь тех, кто благодарит за скорби, искушения! Лучше бы роптали..."
Вот что было сказано о силе покаяния, поста и церковных Таинств:
"Постов боюсь! Особенно Великий пост! Покаяние... Ненавижу! Через это все грехи в хартиях стираются! А особенно через слезное покаяние! В Печерском монастыре служба сильна в исповеди, в покаянии. Духовник умеет вытягивать грехи, сам их называет! Как же я не люблю причащение! Покаяния! Чтение Евангелия! Слез на молитве! Всё это терпеть не могу! И правильное крестное знамение раздражает! А люблю я, когда верующие бегают по священникам и исповедуются у разных. Но терпеть не могу, когда в доме иконы и изображения старцев и стариц!"
Враг также признался, как он использует страх перед "последними временами" для отвлечения людей от спасения:
"Вот! Вот! Я это люблю! Забиваю им мозги помыслами о будущем времени, о последних временах! Делаю всё, чтобы они только боялись и тем жили, а о Боге и спасении души совсем не думали бы!"
О неотвратимости суда и записи всех нераскаянных грехов было сказано предельно ясно:
"Все записано, как на магнитофонной ленте! Все вам в свое время представят! Все грехи ваши там, в которых вы не покаялись! Умершие без крестов (даже воины) - все у меня в аду! Стоят в храме и о доме думают или в мыслях еще каких, а я рад, и в хартию пишу, даже прыгаю, когда пишу!"
Демон раскрывал и тактику смущения верующих через общение с болящими и непослушными:
"Не терплю тех, кто сострадает болящим. А еще мы во многих "сидим" и обладаем ими, и когда вы с ними разговариваете - это мы с вами разговариваем, чтобы вас смутить, сбить с пути. Вы на них сердитесь, а мы очень радуемся! Любим мы очень непослушных!"
Эти записи отца Валентина — не просто исторический артефакт, а прямое наставление для каждого из нас, призыв осознать, что спасение души является главной целью жизни. Пост — это не просто "хорошее время", а драгоценная возможность начать решительное исправление себя, а не других. Пришло время сосредоточиться на собственной молитве, а не судить о чужой, и начать подлинную духовную жизнь без самооправданий и оглядки на окружающих.
Жизненный путь сложен, но, как учил еще один великий старец Николай Гурьянов, мы — Божьи. Наша высшая цель — унаследовать Царствие Небесное. Достичь ее возможно лишь одним путем: через очищение от греха в Таинстве Покаяния, деятельное служение ближним и непрестанную благодарность Богу как за радости, так и за скорби!
Слава Богу за всё!