В 1937 году он был арестован как активный участник антисовестской террористической группы, замышлявшей убийство Сталина, и расстрелян. Писателю было отпущено судьбой всего 37 лет, но за эту короткую жизнь его имя сумело встать в один ряд с именами Михаила Шолохова и Андрея Платонова, в газетах и журналах широко обсуждались его книги, посвященные теме осмысления пути русского крестьянства в переломную эпоху 20-30-х годов.
Семья революционеров
Ровесник века, Иван Макаров появился на свет 30 октября 1900 года в семье крестьян села Салтыки Раненбургского уезда Рязанской губернии (в настоящее время – Ряжский район Рязанской области). Отец Иван Иванович, помимо собственно крестьянского труда, занимался и сапожным ремеслом. Старший Макаров считался «неблагонадежным», слыл безбожником, читал крамольную публицистику Л.Н. Толстого, прятал у себя дома «политических» и однажды попал в тюрьму за бунтарство. Два брата отца – Андрей и Петр – также придерживались революционных взглядов.
В зрелом возрасте, говоря о своем образовании, Макаров писал в анкетах «хорошее» или «среднее». В родном селе он окончил начальное училище и как лучший ученик из Салтыков был принят на «казенный кошт» в Ряжскую мужскую гимназию (в настоящее время – Ряжская средняя школа №1).
Здесь он проявил исключительные литературные способности: сочинениями и историями из деревенской жизни, зачитываемыми перед классом, заслушивались одноклассники. Уездные города Ряжск и Раненбург (в настоящее время – Чаплыгин Липецкой области) станут прототипами «литературных» городов «Р.», в которых происходит действие романов и повестей Макарова.
Семнадцатилетним подростком Иван Макаров одним из первых в уезде стал членом Российского коммунистического союза молодёжи и спустя два года отправился добровольцем на фронт: служил политруком в Раненбургских частях особого назначения (ЧОН), воевавших с отрядами генерала Мамонтова, а также с участниками крестьянского восстания на Тамбовщине. По окончании гражданской войны работал в Ряжской, Скопинской и Михайловской уездных организациях РКСМ.
С 1922 по 1929 гг. Макаров жил и работал в Рязани, в здании нынешней школы №7; в это время он возглавлял землеустроительный техникум.
После получения в 1927 году на Всесоюзном литературном конкурсе первой премии за рассказ «Зуб за зуб» вступает в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП).
"Крестом Гапона"
Творческая биография Макарова берет отсчет с 1920 года, когда он «по заказу комсомола» написал пьесу-плакат «Дезертир». Далее он печатает ряд рассказов на актуальные темы, один из которых – «Крестом Гапона» – вышел в пяти номерах губернской рязанской газеты «Рабочий клич» летом 1928 года.
В рассказе описаны события первой русской революции 1905 года через призму крестьянских судеб отца и сына – Игната и Семена Разлатых. После несправедливых ударов судьбы душа отца ищет духовной правды. Случайно он читает прокламацию с воззванием попа Гапона «к царю-батюшке» и хочет предать его огласке. Игнат решает собрать местный сход, но власти видят в этом крамолу – отец и сын погибают в неравном бою с урядниками. Надежда крестьян на лучшую жизнь оборачивается трагедией.
Как художника молодой Советской страны, вышедшего из крестьянской среды, Макарова остро волновали темы будущего русской деревни: каким путем она придет к социализму? какая форма коллективного хозяйства наиболее правильна и перспективна: артель? коммуна? хутора? Какова, наконец, роль настоящего коммуниста в ломке старых устоев быта?
Ответом на эти вопросы становится первый роман Ивана Макарова.
«Стальные ребра»
Роман был напечатан в журнале «Молодая гвардия» в 1929 году и принес молодому советскому писателю настоящую славу.
Время действия – середина 20-х гг., деревня накануне коллективизации. Главный герой – секретарь сельской партячейки Филипп Гуртов – персонаж "сложной психологии". Он не всегда прав, срывается, ошибается, идет против коллектива, но его сокровенная мечта – «обнять деревню стальными ребрами электрификации» и совершить «прыжок в будущее», к чему он прилагает все свои усилия.
Критика была противоречива и обвиняла писателя в одностороннем показе действительности, а также «психоиррационализме», когда поступки героев подсознательны, подчинены воле слепого случая и непонятны с точки зрения обычной логики. Макаров, признавая это обвинение, объяснял его влиянием прозы и метода Достоевского.
Роман "Стальные ребра" выдержал шесть переизданий.
«Рейд Чёрного Жука»
Поражает многогранность литературного наследия Ивана Макарова – жанровая, стилевая, но более всего – проблемно-тематическая. Он писал об антивоенных настроениях трудового народа России накануне 1917 года, о контрреволюционной деятельности белогвардейских банд на КВЖД в конце 1920-х годов, о коллективизации, о строительстве металлургического комбината в годы первой пятилетки...
В приключенческой повести с детективным сюжетом «Рейд Чёрного Жука» (1932) рассказывается о деятельности на границе СССР и Манчжурии антибольшевистского отряда, созданного японцами и британцами. Однако быт и описание этого отряда больше напоминает повстанцев средней полосы России в 1920-х годах. И это неслучайно, поскольку в 1921-1922 годах как работник Раненбургского уездного комитета комсомола Макаров направлялся политруком частей особого назначения для борьбы с отрядами «антоновцев» в Тамбовской губернии. Впечатления от этих событий оставили в душе писателя болезненный след, стали источником мучительных переживаний о трагических судьбах своих земляков, о многострадальной доле русского крестьянства.
Последние произведения
В 1936 году выходит последний прижизненный роман Макарова «Миша Курбатов» о строительстве одного из гигантов советской металлургии – Магнитогорского комбината. Считается, что "госзаказ" книги о Магнитке предложил Ивану Макарову известный партийный деятель Николай Бухарин, расстрелянный через год после Макарова.
Основной пафос «Миши Курбатова» – в яростном споре о сущности и назначении человека, в страстном утверждении безусловной приоритетности гуманистических ценностей. Иван макаров одним из первых в советской литературе поставил вопрос об экономической и нравственной целесообразности методов и приёмов социалистического труда. Полемику со сторонниками бездумного строительного энтузиазма он сделал одним из центральных сюжетных мотивов произведения.
Роман "Миша Курбатов" сыграл особую роль в судьбе Ивана Макарова. Ко времени его завершения вокруг писателя сложилась крайне напряжённая обстановка. Критика перестала замечать его новые произведения, было заторможено переиздание ранних романов. Оказавшись в изоляции, Макаров решил обратиться за помощью к Максиму Горькому, который попытался защитить писателя, подсказал ему сюжет новой повести и пригласил печататься в журнале «Колхозник». Смерть Горького в 1936 году не позволила реализоваться всем намеченным планам.
По цензурным соображениям Макаров убрал из романа "Миша Курбатов" семь печатных листов и переделал конец: "враги" советской власти в конце произведения погибали. Но это не спасло роман. Книга вышла в 1936 году и больше не переиздавалась.
Самым крупным достижением литературного таланта Ивана Макарова стал неоконченный роман «Голубые поля».
Произведение посвящено 30-летней истории рязанского села Кирюшино. Три части романа отражают важнейшие этапы судьбы русского крестьянства, которые были связаны с Октябрьской революцией, коллективизацией, становлением нового крестьянского – теперь уже колхозного – бытия. Романиста привлекала задача обнаружения внутренних связей, скрепляющих жизнь крестьянства даже в самые драматические моменты его истории.
Иван Макаров был реабилитирован 18 июля 1956 года.
Последний роман писателя вышел только через 22 года после его смерти, в 1959 году в журнале «Знамя», а затем и отдельным изданием, из предисловия к которому читатели узнали о трагической судьбе автора.
В наши дни популяризацией творческого наследия Ивана Макарова занимается рязанская писательница и исследовательница Ольга Сидорова-Ершова. Она написала и издала книгу «Богатырская земля», рассказывающую о жизненном и творческом пути своего земляка. На родине писателя проходят ежегодные «Макаровские чтения». Фасады зданий школы №1 Ряжска и школы №7 Рязани украшают мемориальные доски - память о литераторе, которому довелось жить и творить в трудное для нашей страны время.