Есть такие истории, с которыми отдыхаешь. Просто следуешь по пути повествования, но это не значит, что они поверхностные или приторно-сентиментальные. Эти истории про реальную жизнь, про переживания, сомнения, утраты иллюзий и поиски ответов на бесконечные вопросы. Такой книгой для меня стала «Румия. Расплетая косы» Марии Омар. Это одновременно семейная сага и роман взросления, в котором находишь не просто частную историю от мала до велика, а проходишь полноценный путь становления с преодолением давления от окружающих и адаптацией к эпохальным переменам.
Время, место, герои
Мы видим историю глазами девочки с казахско-татарскими корнями — Румии. Через нее узнаем о судьбах всех членов ее семьи. В какой-то момент показалось, что читаю не роман, а дневник реального человека. Часто неосознанно реагируешь во время чтения на события или поступки героя через анализ или проецирование на себя, но тут такого не было. Возможно, секрет в самой главной героине. Она честно рассказывает о своих чувствах: неловкости, страхах, обидах и отчаянии. Такую откровенность нечасто встретишь.
Действие начинается в период распада Советского Союза, а заканчивается в 2010 году. События разворачиваются в Казахстане и России. То, что было едино, разделилось на две страны, и этот момент отражен в романе, в том числе, с погружением в национальный колорит. Много места уделено особенностям казахского быта, поверьям, традициям и менталитету. Эта часть понравилась больше всего.
Смена эпохи показана мельком, с акцентом на самих героях: их адаптацию к новым реалиям и то, как они учатся в них выживать без привычных ориентиров. Нестабильность сказывается на главной героине и ее семье, но все это сосредоточено исключительно на их формировании, а не на анализе внешних событий.
В романе отсутствует четкая временная последовательность, повествование выстроено хаотично: детство, студенчество, взрослая жизнь главной героини. Все возрастные этапы постоянно сменяют друг друга.
История Румии не про достижения, а про долгий поиск себя в мире, в котором она постоянно в чем-то или кому-то не соответствовала. Она нигде не могла быть самой собой. В ауле у родни отца ей было непросто, потому что городская жизнь успела наложить свой отпечаток на десятилетнюю девочку, плюс плохое знание языка тоже стало камнем преткновения в сближении с родными. В студенческом общежитии в Оренбурге тоже по началу не сумела стать своей. Да и в родном доме ей было чаще одиноко и неуютно из-за ссор отца с матерью.
Женские образы и судьбы
Еще в семье Румии есть какая-то мистическая тайна, которая передается по женской линии. Все ниточки ведут к материнству, поэтому женские образы в романе заслуживают отдельного внимания. Румия — представитель третьего поколения, которая еще не понимает, какой путь ей выбрать: повторить судьбу матери и бабушки или все же есть шанс вырваться из тисков молчания и терпения.
Мать Румии — один из самых печальных образов романа. Она живет с принятием того, что семья — это долг, обязанности и практичная забота, но в какой-то момент ее терпение на исходе. Любовь выражает в ограничениях и беспокойствах. Румия нуждается в ее ласке и внимании, но, к сожалению, мать скупа в проявлениях чувств.
Бабушка Румии — ключевая фигура и носительница той самой тайны. Принцип ее жизни — это жертвенность, молчание и беспрекословное терпение. Жизнь по принципу "так надо", который со временем превратился в традицию. Она чутко относится к внучке, но при этом страхов и сомнений от нее исходит больше, чем от матери. Мать и бабушка не замечали, как неосознанно повторяли то, от чего сами страдали на протяжении всей жизни. Печальный жизненный сценарий переходил из поколения в поколение.
Это далеко не все женские образы в романе. За рамками семьи Румия встречала и знакомилась с другими женщинами, но все они были более свободными, открытыми и это стало главным поводом для сомнений. Румия осмелилась задуматься о другой женской участи, но хватит ли смелости изменить ход событий и не повторить судьбу своих предков — главный вопрос этого романа. Семья не всегда является опорой, иногда она может стать причиной уязвимости и слабости.
Финал вышел символичным и проникновенным. Прошлое не нуждается в оценке, пренебрежении или забвении. Достаточно его переосмыслить, что-то взять из него в свою жизнь, а что-то оставить в виде воспоминаний. Получился своего рода психологический роман с терапевтическим эффектом.
В конце книги есть схематичная генограмма Румии. Сразу видны все семейные связи. Это удобно, но может стать нечаянным спойлером. Лучше обратиться к ней после знакомства с романом.