В истории АвтоВАЗа есть страницы, которые вызывают не иронию, а искреннее сожаление. Одной из таких страниц стал «Проект С» (Lada C) — попытка российского автогиганта создать современный автомобиль мирового уровня, который мог бы конкурировать с Ford Focus и Opel Astra, а не с бюджетными иномарками.
Это история о машине, которая опередила свое время, но стала жертвой большой корпоративной политики.
▎Союз с канадцами и большие надежды
В середине 2000-х руководство АвтоВАЗа понимало: бесконечно модернизировать «восьмерку» и «десятку» (превращая их в 13-ю, 14-ю модели и Приору) нельзя. Нужна принципиально новая платформа.
В 2004 году был заключен контракт с канадским гигантом Magna International. Это одна из крутейших инжиниринговых компаний мира, которая собирает автомобили для BMW, Mercedes и Toyota.
Цель была амбициозной: создать семейство автомобилей C-класса (гольф-класс), которое включало бы:
1. Седан (ВАЗ-2116 «Силуэт»).
2. Кроссовер (ВАЗ-2119) — да, АвтоВАЗ планировал кроссовер задолго до бума на них!
▎Что это была за машина?
Центральной моделью был седан ВАЗ-2116. И это был не просто «очередной ВАЗ».
• Дизайн: Строгий, европейский, без азиатской вычурности. Машина выглядела солидно и современно для 2006–2007 годов.
• Безопасность: Это был главный приоритет. Прототипы били на краш-тестах по стандартам EuroNCAP, и они набирали 13-14 баллов (твердые 4 звезды, с потенциалом на 5). Для сравнения: Приора тогда едва дотягивала до 3 звезд.
• Техника:
* Новые моторы объемом 1.8 и 2.0 литра.
* Передняя подвеска на L-образных рычагах (как у иномарок).
* Задняя многорычажная подвеска — то, чем гордится Ford Focus, должно было быть и у Лады!
* ГУР, АБС, подушки безопасности в базе.
Это был автомобиль, который по габаритам и комфорту превосходил Ford Focus II.
▎Почему проект убили?
К 2008 году проект был на высокой стадии готовности. Были построены десятки ходовых прототипов, которые наматывали километры на полигонах. Но случилось два события:
1. Мировой кризис 2008 года: У завода кончились деньги на дорогие разработки.
2. Приход Renault: Французский концерн купил блокирующий пакет акций АвтоВАЗа.
Когда менеджеры Renault увидели «Проект С», они поняли две вещи:
• Машина получается слишком хорошей и дорогой в разработке.
• Она создаст внутреннюю конкуренцию их собственному лоукостеру — Renault Logan и платформе B0.
Карлос Гон (тогдашний глава альянса) сделал ставку на дешевую и проверенную платформу B0 (на которой позже построили Ларгус, Альмеру и XRAY). Развивать собственную, более сложную платформу АвтоВАЗа посчитали экономически нецелесообразным. Проект заморозили, а потом и вовсе закрыли.
▎Наследие: Lada Vesta
Казалось бы, миллиарды рублей и годы работы ушли в песок. Но не совсем. «Проект С» стал донором органов для главной современной машины России — Lada Vesta.
Хотя Веста построена на другой платформе (Lada B), инженеры использовали наработки от «Проекта С»:
• Конструкция кузова и лонжеронов пола.
• Рулевое управление.
• Задняя подвеска (хоть на Весте и балка, но многие решения по кинематике взяты оттуда).
• Общая школа проектирования: работа с Magna научила вазовцев пользоваться современными цифровыми методами разработки.
Итог: Lada C (2116) осталась «призраком» российского автопрома. Если бы она вышла в серию в 2009–2010 годах, имидж марки Lada сегодня мог бы быть совсем другим — более взрослым и технологичным.