Найти в Дзене

От Кощея до «Дозоров»: Как зародилось и куда катится русское фэнтези?

В данный момент пишу книгу в жанре фэнтези. Если честно, я не большой знаток этого жанра и использую его скорее как фон — инструмент, с помощью которого хочу передать читателям свои мысли. Когда-то читал Перумова, знакомился с творчеством Веры Камши, но на этом, кажется, всё... Решил, что это «не дело» и нужно составить хотя бы минимальное представление о том, как фэнтези поживает у нас на родине: как оно зародилось и как развивается сегодня. Получилась такая статья — легкая, без глубокого литературоведческого анализа, но что-то полезное в ней, безусловно, можно почерпнуть. Если копнуть глубоко, то наше фэнтези началось задолго до появления самого термина. Многие привыкли воспринимать сказки Александра Сергеевича Пушкина как что-то детское, но если взглянуть на них взрослыми глазами — это же чистейший «эпик»! Возьмите «Руслана и Людмилу». Там есть всё, за что мы любим жанр: похищенная принцесса, злой колдун Черномор, магические артефакты и даже гигантская говорящая голова (чем не бо
Оглавление

В данный момент пишу книгу в жанре фэнтези. Если честно, я не большой знаток этого жанра и использую его скорее как фон — инструмент, с помощью которого хочу передать читателям свои мысли. Когда-то читал Перумова, знакомился с творчеством Веры Камши, но на этом, кажется, всё...

Решил, что это «не дело» и нужно составить хотя бы минимальное представление о том, как фэнтези поживает у нас на родине: как оно зародилось и как развивается сегодня. Получилась такая статья — легкая, без глубокого литературоведческого анализа, но что-то полезное в ней, безусловно, можно почерпнуть.

Корни, которые уходят в сугроб

-2

Если копнуть глубоко, то наше фэнтези началось задолго до появления самого термина. Многие привыкли воспринимать сказки Александра Сергеевича Пушкина как что-то детское, но если взглянуть на них взрослыми глазами — это же чистейший «эпик»! Возьмите «Руслана и Людмилу». Там есть всё, за что мы любим жанр: похищенная принцесса, злой колдун Черномор, магические артефакты и даже гигантская говорящая голова (чем не босс из компьютерной игры?). Пушкин первым догадался переплести народный фольклор с высокой литературой, создав мир Лукоморья — по сути, первую русскую фэнтези-вселенную, где на одной ветке сидят и ученые коты, и русалки, и лешие.

А Булгаков? «Мастер и Маргарита» — это идеальное городское фэнтези, где магия врывается в серую Москву 30-х годов.

Но в советское время жанр жил в легком подполье. Партия одобряла научную фантастику (космос, роботы, светлое будущее), а вот магию считали «реакционным пережитком». Тем не менее, лазейки находились. Братья Стругацкие в своей повести «Понедельник начинается в субботу» сделали гениальный ход: они превратили магию в науку, а сказочных персонажей — в штатных сотрудников НИИ. Это был тот самый мостик, по которому жанр перебрался из детских сказок во «взрослую» серьезную литературу.

А потом наступили 90-е, и плотину прорвало.

Эпоха «Кольца» и Ник Перумов: Биолог, который дописал Толкина

-3

В начале 90-х в страну хлынули переводы Толкина, и читатели обалдели: «А что, так можно было?». Первое время наши авторы просто пытались подражать западным образцам, но потом появился человек, который не просто «подражал», а дерзко бросил вызов самому Профессору.

Речь, конечно, о Нике Перумове (Николае Данииловиче Перумове). Личность для нашего фэнтези монументальная. Представьте: начало 90-х, молодой ученый-биолог из Ленинграда, выпускник кафедры биофизики Политеха, днем работает в секретном НИИ особо чистых биопрепаратов, а по ночам... создает продолжение «Властелина колец».

Его путь начался с легендарного «Кольца Тьмы». Перумов решил дописать историю Средиземья спустя 300 лет после финала Толкина. Для тогдашних фанатов это было сродни святотатству. Книгу читали, ругали, превозносили и снова перечитывали. Николай добавил в каноничную историю «русского драйва»: больше динамики, жесткие битвы и очень неоднозначную мораль, где Тьма — это не всегда абсолютное зло.

Этот успех позволил Перумову запустить свою собственную гигантскую вселенную — Упорядоченное. Это десятки миров, связанных между собой, магические войны планетарного масштаба и боги, которые ведут себя как обычные люди (только с суперспособностями). В 1998 году Николай уехал работать в США, где и живет по сей день, продолжая заниматься молекулярной биологией. Но при этом он остается «нашим» автором — пишет на русском и до сих пор остается одним из самых продаваемых фантастов. Его пример показал: русский автор может построить эпический мир, который по сложности не уступит «Ведьмаку» или «Колесу Времени».

Славянский ответ и суровый «Волкодав»

-4

Однако, пока одни авторы вслед за Перумовым строили миры с мечами и эльфами, другие задались вопросом: «А почему мы используем чужую мифологию, когда у нас своя — ого-го?». Так родилось «славянское фэнтези».

Главной иконой здесь стала Мария Семёнова. Её «Волкодав», вышедший в 1995 году, стал настоящим откровением. Оказалось, что про суровых воинов, древних славянских богов и берестяные грамоты можно писать так, что зачитываешься до дыр. Семёнова задала планку: её мир был живым, грязным, честным и очень родным. В отличие от пафосного эпика Перумова, здесь была важна каждая деталь быта — от плетения лаптей до устройства кузницы. Семёнова доказала, что наши корни — это не только кокошники, но и глубокая, мощная философия.

«Всем выйти из сумрака!»: Эпоха Лукьяненко

-5

К началу 2000-х читатель немного устал от лесов и кольчуг. Хотелось чего-то поближе к дому. И тут Сергей Лукьяненко выпускает «Ночной Дозор».

Это был переломный момент. Лукьяненко вывел магию из дремучих лесов прямо на улицы Москвы. Оказалось, что Иные — это не лорды в замках, а твои соседи по подъезду, которые пьют кефир, ездят на старых «Жигулях» и работают в офисах. Городское фэнтези стало королем жанра на десятилетие. «Дозоры» читали все: от школьников до серьезных бизнесменов, а экранизация Тимура Бекмамбетова окончательно закрепила за русским фэнтези статус массового хита.

Что мы читаем сегодня? (И почему это не похоже на то, что было раньше)

Если вы думаете, что на Лукьяненко всё закончилось, то глубоко ошибаетесь. Сейчас русское фэнтези переживает новый бум, но уже на интернет-платформах (вроде Автор.Тудей). Жанр стал быстрее, жестче и специфичнее. Появились термины, которые могут вогнать в ступор неподготовленного читателя. Давайте разберем «большую тройку» современных хитов.

1. ЛитРПГ (Literature Role-Playing Game)

Представьте, что вы читаете книгу о человеке, который попал внутрь компьютерной игры. Но это не просто приключения. Главная фишка здесь — цифры и прогресс. Прямо в тексте вы видите системные сообщения: «Ваша сила увеличилась на +1», «Получен уровень 5», «Вы изучили навык "Удар молнии"».

Зачем читать таблицы характеристик в книге? Это безумно затягивает! Мы на подсознательном уровне любим, когда всё честно: герой не просто «вдруг победил», а долго и упорно «качался», выполнял квесты и собирал артефакты. Это идеальное чтиво для тех, кто хочет почувствовать драйв от того, как «нуб» превращается в «бога».

2. Бояръ-аниме (или просто «Боярка»)

Это наш чисто российский ответ мировым трендам. Название звучит иронично, но формула очень серьезная:

  • «Бояръ» — это про кланы и аристократию. Действие обычно происходит в альтернативной России, где монархия сохранилась, а власть держат могущественные магические роды.
  • «Аниме» — это про стиль. Обычно в центре сюжета юный герой (часто «попаданец» из нашего мира в тело молодого графа), который должен восстановить честь своего погибшего рода, поступить в магическую академию и всем доказать, что он круче всех.
    Здесь есть всё: семейные интриги, дуэли и обязательный карьерный рост.

3. Темное фэнтези (Dark Fantasy)

Если в классических книгах «добро побеждает зло», то в темном фэнтези добро часто даже не выходило на старт. Здесь нет сияющих рыцарей. Мир суров, грязен и опасен, а герои — это циничные наемники или воры, которые просто пытаются выжить.
Королем этого жанра у нас считается
Алексей Пехов. Его циклы «Хроники Сиалы» или «Страж» — это эталон. В таких книгах всё реалистично: если героя бьют мечом, ему больно. Это литература для тех, кто хочет увидеть в магии не только чудеса, но и настоящую драму.

Итог: почему наше фэнтези — это круто?

Русское фэнтези прошло путь от копирования западных эльфов до создания собственных уникальных миров. В наших книгах всегда чуть больше рефлексии, чуть меньше пафоса и обязательная попытка ответить на вопрос: «А что вообще такое добро и зло?».

Мы научились смешивать сказку с реальностью так, что начинаешь верить, будто в соседней хрущевке действительно живет домовой-хакер или отставной маг. И, судя по популярности новых авторов, это только начало.

А каких авторов читаете вы? Кто для вас «номер один» — классики вроде Перумова и Семёновой или новые звезды самиздата? Пишите в комментариях, обсудим!