Найти в Дзене
С багажом

📖«Как написать Хороший текст. Главные лекции»: для тех, кто ищет себя в создании художественных текстов

Издание составлено как результат работы «единственной в своём роде литературной школы «Хороший текст»» и названо «уникальным проектом». Смело с ходу. Но по содержанию возникли вопросы.
Сборник представляет собой публикацию лекций и эссе, соответственно так и названы её разделы. После выступления каждого лектора, по всей видимости, состоялось неформальное обсуждение. Выдержки из общения даны под

Издание составлено как результат работы «единственной в своём роде литературной школы «Хороший текст»» и названо «уникальным проектом». Смело с ходу. Но по содержанию возникли вопросы. 

Сборник представляет собой публикацию лекций и эссе, соответственно так и названы её разделы. После выступления каждого лектора, по всей видимости, состоялось неформальное обсуждение. Выдержки из общения даны под заголовком «Coffee break» (такое ценно, потому что обычно остаётся для публикации за кадром). 

Сложилось впечатление, что название не соответствует сборнику. Простое отражение учебного процесса филфака с разбором по литературе. Под таким заголовком можно все лекции публиковать, читаемые в профильных университетах. 

Имея профессиональное лингвистическое образование и учёную степень кандидата филологических наук высоко оценила классическую лекцию и эссе Марии Голованивской. Это единственный автор из книги, который присутствует в обоих разделах сборника. С удовольствием окунулась в свои студенческие годы, когда такой формации педагоги читали лекции. Не умаляю труды других спикеров и эссеистов сборника, но некоторые, мягко говоря, удивили. Неприятно. 

 

Коротко по материалу каждого. 

ЛЕКЦИИ 

*️⃣ Борис Акунин* «Литература как профессия» 

В лекции определена разница между писателями и беллетристами: «и тот и другой пишут художественные тексты, но это совершенно разные тексты и разный подход к работе». 

✅ «<…> беллетрист должен обладать гораздо более высоким уровнем эрудиции, чем писатель. Писатель, при наличии у него мощного дара, вообще имеет право быть человеком малообразованным». 

✅«Текст <…> должен ощущаться читателем так, как будто он сел на санки и несётся с горы, не в силах затормозить. Вот что такое чувство языка». 

✅«<…> надо выработать себе приёмы, главным из которых должен быть приём «не повторять предыдущие приёмы»; это очень важно». 

Автором дан большой вводный материал для беллетристов о личных приёмах и этапах составления его беллетристических романов. 

Подготовительная часть: погружение в материал и осмотр локаций. Далее – инженерная часть: отработка персонажей, отношений между ними. Затем – план романа, атмография или график дыхания, сценарий. Заключительный этап – собственно сам текст. 

 

*️⃣ Дмитрий Воденников «Литература предала читателя: я с ужасом понял, что никого не могу утешить» 

Почему этот спикер дан вторым? В самом начале книги? Я не изнеженная барышня, но зачем его вообще включили в сборник? Как провокация? Перчик? 

Это публикация разговора о поэзии с постоянными отсылками к его предыдущим лекциям. Зачем это не вымарали редакторы, если читатели не были на этих лекциях, а сидящие в зале, наверное, подразумевается в курсе отсылок? 

Приведены примеры сомнительных стихов. 

Трудно держать нить логики изложения. 

Про истеричность поэзии, как что-то новое? Для хайпа? 

Текст лекции опубликован с матом и приведением стихотворений с нецензурными выражениями. 

✅«Русская литература, как известно, мало обращалась к той части человеческой жизни, что творится ниже живота». 

✅«<…> молодые авторы, полагаясь на великую литературу, чаще всего пишут по инерции и не понимают, что претендовать на что-либо в этой великой литературе они не могут». 

Сомневаюсь, что это культура и её требуется разбирать публично для людей, стремящихся писать «хорошие тексты», как заявлено в заголовке книги и названии школы литераторов. 

 

*️⃣ Мария Голованивская «Русская проза на свидании» 

Понятно, почему следом за предыдущим спикером идёт этот лектор. 

Классическая качественная лекция в традиционном её понимании с разбором процесса признавания в любви. 

✅«И классическая, и советская, и современная литература – это история трагической, неудавшейся, неслучившейся любви». 

✅«Влюбившись, русский человек начинает ощущать свою недостаточность, инвалидность, увечность – в этом его тайна». 

✅«Признание в любви равносильно признанию вины». 

Особенности раскрытия своих чувств в отечественной литературе – это чаще письма женщин и их признания первыми в русской традиции. 

✅«Спросить о прочитанном – значит вызвать собеседника на откровенность, это, на самом деле, возможность выяснить, как твой собеседник относится к самым главным для человека вещам. Это такое первое прикосновение». 

Спикер также анализирует довоенную литературу, из которой удалили любовь, и как именно любовь максимально быстро вернули в назад во время войны. Потому что солдат просто не понимал, ради чего он воюет? 

 

*️⃣ Александр Секацкий «Повествование как мировая преобразующая сила» 

Философия чистой воды. Много вводных слов, длинные предложения, использование множества терминов, которые непонятны или излишни. 

✅«Когда происходит обрушение порядков, когда за воротами война или болезнь – единственным нашим убежищем становится возможность собраться вместе и разговаривать». 

 

*️⃣ Фаина Гримберг (Гаврилина) «О романе «Анна Каренина»» 

Грандиозно! Классически! Ради её лекции и Марии Голованивской стоит взять в руки эту книгу. Разложение фона исторического романа, нюансы образов персонажей, обоснование Анны и Лёвина главными героями, хотя режиссёры часто его вообще удаляют из постановок и экранизаций. 

 

*️⃣ Евгения Пищикова «Социальный очерк» 

Здесь больше про журналистику. 

✅«Литератор и журналист были признаны глазами общества. Без этого общество слепо. Оно полно сил, готово действовать, но не видит поля для деятельности». 

✅«Единственная поза, доступная социальному очеркисту, – это согбенная поза человека, который прижался к замочной скважине». 

Даётся структура такого очерка. 

О том, как через очерки французское общество изучило само себя. А вот я не увидела про Владимир Гиляровского. Кстати, сейчас выставка о нём и его времени проходит в Музее русского импрессионизма (отзыв здесь).

 

*️⃣ Елена Пастернак «Прототип и образ в литературе» 

О работе над созданием героев известными писателями. 

Занимательно читать про манеру проработки персонажей Иваном Буниным, Фёдором Достоевским, Иваном Тургеневым, Львом Толстым, Антоном Чеховым, Александром Пушкиным, Борисом Пастернаком (именно в такой нехронологической последовательности, но с аргументами почему). 

 

*️⃣ Иван Толстой «Березовская болезнь: драма второй волны эмиграции» 

Про поэтов. 

Родион Берёзов – эмигрант, тот, кто при регистрации за границей назвал себя не своим именем. И был прощён иностранными службами из-за понимания ситуации. Именно он дал название явлению. 

Дано описание подготовки и самого процесса интервью в Монтерее Николая Моршена. 

Упоминание о Сергее и Николае Пасхиных. И описание самой второй волны эмиграции, которая унесла не самых талантливых, но не менее интересных личностей. 

✅«Первая волна эмиграции – это бегство из разрушенной империи и пришедшей ей на смену Советской России. Вторая волна – это волна военная, 1941-1945 годы. И, наконец, третья волна – это так называемая «еврейская волна эмиграции», волна репатриации в Израиль». 

ЭССЕ 

*️⃣ Сергей Гандлевский «Сто лет и семь струн: век Александра Галича» 

Обычная лекция о поэте и исполнителе собственных песен. 

 

*️⃣ Алёна Долецкая «Любовь с акцентом» 

Если мужчина (!) Дмитрий Воденников меня возмутил выбором темы для изучения «высокой культуры», то в женском исполнении мат совсем мерзко выглядит. Лимонов-писатель в моём вычеркнутом списке. 

 

*️⃣ Мария Голованивская «Подобно камбалам: к объяснению Штольца и Ольги Ильинской из романа И.А. Гончарова «Обломов»» 

В эссе есть повторы из приведённого текста в разделе «Лекции». Опять же вопрос к редакции. Зачем оставлять дублирующую информацию? Про гермафродитов и сужениц или сестрах-роженицах. 

✅«Жизнь и чувства в русском мире ортогональны: жизнь умирает в чувствах, а чувства в жизни». 

✅«Интеллектуальные среды, возросшие на православии, изрядно подчистили платонизм: русская любовь бестелесна (от чего ещё эротичнее западной), по-русски про интимности без мата и не расскажешь, всё иррациональное, психическое, идущее от огромной дерзкой и самобытной концепции русской души увеличилось во сто крат, усилились и трагизм и безысходность, идущие уже от специфически славянского мифа и представлений о судьбе». 

✅Русские дети по школьной программе литературы «<…> поняли, что в любви объясняются, признаются, предварительно намучавшись, а не деловито ставят в известность. Объясняются – потому что в ней всё непонятное, а признаются – потому что за ней спрятан стыд, срам, грех и преступление». 

 

*️⃣ Вера Павлова «Инструмент песни» 

Текст показался зарисовкой для блога. Как-то безлико. 

 

*️⃣ Анна Наринская «Не проспать бюргеля: к четвёртой годовщине смерти Григория Дашевского» 

Своего рода статья-некролог. 

✅«Осознанность невозможна без бодрствования». 

 

*️⃣ Ирина Левонтина «Как сделана «Очередь» Владимира Сорокина» 

Спикер открыла для меня автора. Я не знакома с его произведениями, но взяла на карандаш, т.к. социальное явление очереди не было изжито сплошь до начала 2000-х. Люди по привычке, даже при наличии товаров в магазинах, любили постоять в ней. Интересна форма материала, потрясающе отражающая трагизм самого исторического факта. Надеюсь, не разочаруюсь, осилив полный текст. 

✅«Дело не в том, что надо стоять в очереди, а в том, что нельзя не стоять». 

Как языковеда привлёк блок про второстепенные части речи, которые автор качественно разбирает на примере произведения. 

✅«Правда в искусстве достигается не копированием. Скопированная действительность скучна и непохожа сама на себя». 

 

*️⃣ Наталья Блищ «О стилевом ученичестве и соперничестве, или О том, как писатели превращаются в персонажей» 

На примере включения живых людей Владимиром Набоковым в свои произведения. Кто-то с удовольствием утверждал, что это именно он изображён и его квартира/предметы, кто-то категорически отказывался от «прототипства». Познавательно. 

 

Издание подкупает стильной обложкой – одни буковки и нет перебора с цветом, очень грамотно оформлено. Полиграфия – тут восторг. Плотная мелованная бумага, одно удовольствие такие дорогие на сегодняшний день книги держать в руках. Вёрстка для учебника чёткая – выноски, игра со шрифтом для выделения цитат автора и приводимых текстовых примеров. Иллюстрирована эмоциональными фотографиями слушателей, сделанными во время лекций. 

Есть ряд опечаток. 

18+ 

Издательство «ЭКСМО», «БОМБОРА», 2019 

*внесён Минюстом РФ в список иноагентов 

 

#читаемсМарго #хорошийтекст #лекцииполитературе