На мануфактуре Anton Suhanov гармонично сочетаются традиции ювелирного искусства и передовые инженерные решения: это особенно ярко проявляется в работе с гильошированной горячей эмалью. В этой статье вы узнаете, как на мануфактуре вручную гравируют «Петербургский пасхальный турбийон» на гильош-машине и доводят эмаль до идеального глянца.
Что такое гильошированная эмаль
Гильошированная эмаль — это техника нанесения полупрозрачной горячей эмали поверх геометрического рисунка, выгравированного на металлической поверхности. Свет, проникая сквозь эмаль, отражается от микрорельефа гильоше и создаёт эффект глубины и живого сияния.
Хотя Карл Фаберже не был автором гильошированной эмали, он вывел её на совершенно новый уровень благодаря серии императорских пасхальных яиц. Палитра эмалей в мастерской Фаберже насчитывала более 140 оттенков, что позволило ему создать уникальные сочетания узоров и цветов.
Спустя столетие петербургский часовщик Антон Суханов возрождает наследие Фаберже — восстанавливает утраченные технологии гильошированной эмали и применяет их в своих авторских часах. Подробнее про связь Антона Суханова с знаменитым петербургским ювелиром рассказываем в этой статье.
Работа с гильошированной горячей эмалью
Процесс создания гильошированной эмали включает чётко спланированную последовательность действий, каждое из которых требует исключительной точности и мастерства.
Работа над изделием начинается с гравировки. На подготовленную металлическую поверхность наносится геометрический узор при помощи специализированного оборудования. Антон Суханов самостоятельно работает над гильоше. Конструкция уникальной гильош-машины на мануфактуре Anton Suhanov сложнее классических образцов конца XIX – начала XX века, и это позволяет гравировать узор даже на неплоских поверхностях. Например, на корпусе часов «Петербургский пасхальный турбийон».
При создании гильоше мастер вручную направляет корпус часов с точным расчётом силы нажатия, чтобы глубина реза везде оставалась идентичной. Любое отклонение в глубине гравировки приведёт к неравномерному поглощению света эмалью и испортит всю работу. Как только гильошированная основа готова, поверхность тщательно очищается от металлической стружки.
Затем мастер приступает к эмалированию. Сама эмаль представляет собой стекловидное вещество с добавками оксидов металлов, которые придают ей цвет. Поэтому сначала эмаль необходимо превратить в однородный порошок — любые комки создадут дефекты при обжиге. После размолотую массу разделяют на фракции, для этого мастер пользуется набором сит с ячейками разной величины.
Следующий этап требует повышенной концентрации. Полученный порошок смешивается с дистиллированной водой (это важно — только дистиллированная, так как любая пыль или посторонние частицы испортят внешний вид часов), и наносится очень тонким слоем по микроячейкам гравировки при помощи кисточки или шпателя.
После нанесения эмали изделие требует просушки для испарения влаги, в дальнейшем это предотвращает появление пузырей, отслаиваний и дефектов.
Далее следует термическая обработка изделия при температуре 820°C. Время обжига строго контролируется: небольшая выдержка не даст достаточного сцепления эмали с металлом. А слишком длительное время приведет к образованию пузырей, разъеданиям (прожогам) и помутнению эмалевого покрытия. Так, из пастообразного состояния эмаль превращается в стекловидное покрытие — твёрдое, глянцевое и прозрачное.
После обжига поверхность может быть шероховатой — эмаль требует глянцевания, которое придаёт изделию прозрачность и характерный блеск. Мастер вручную или с использованием специального инструмента полирует поверхность эмали. Глянцевание проводится с минимальной абразивностью, чтобы не создать мелких трещин.
Гильошированная эмаль в часах Anton Suhanov
Горячая эмаль в часах Anton Suhanov — это инструмент работы со светом и глубиной.
Часы Black Clock и «Петербургский пасхальный турбийон» связаны между собой как отправная точка и дальнейшее развитие одной и той же авторской идеи эксперимента с гильошированной эмалью.
В первых настольных часах Black Clock циферблат выполнен из серебра, декорирован в технике гильоше, а затем покрыт горячей эмалью белого опалового оттенка. Белый цвет создает эффект мягкого внутреннего сияния, исходящего от циферблата часов.
В «Петербургском пасхальном турбийоне» гильошированная эмаль становится частью философии часов. Корпус декорирован гильоше и полупрозрачной горячей эмалью, отсылая к наследию прославленного петербургского ювелира Карла Фаберже.
Однако Антон Суханов не копирует Фаберже — он переосмысляет его язык и сознательно отказывается от роскоши в декоре в пользу минимализма. Современное видение пасхального жанра потребовало разработки специальной конструкции крепления без видимых винтов и декоративных накладок.
Так, изделия часовой мануфактуры Anton Suhanov являются настоящим союзом классического ювелирного искусства и современного инженерного мышления.