Найти в Дзене

«Goodbye Yellow Brick Road». Шедевр, который стоит послушать даже тем, кто терпеть не может Элтона Джона

Реджинальд Кеннет Дуайт, взявший себе имя Элтон Джон, — одна из самых ярких звёзд эпохи блеска и гламура 1970-х. Его желания начали сбываться, дела пошли в гору. Путешествие наконец-то началось. Он отыскал дорогу из жёлтого кирпича. Его цель — Изумрудный город, где все предметы сияют зеленью банкнот и усыпаны драгоценными камнями... Но не всё так гладко в сказочном королевстве. Кое-кому хочется из него сбежать... 1973 год. Великобритания вступает в Европейское экономическое сообщество. На экраны выходит леденящий душу «Изгоняющий дьявола». Группа AC/DC делает первые шаги, а The Doors объявляют о распаде. На этом фоне 26-летний Реджинальд Кеннет Дуайт, уже известный миру как Элтон Джон, купается в лучах недавнего триумфа. Шестой альбом, иронично названный «Don't Shoot Me I'm Only the Piano Player» (1972), утвердил его звёздный статус. В советском журнале «Кругозор» название было истолковано так: «"Не стреляйте в меня, я всего лишь пианист" — эта полная горькой иронии фраза — название од

Реджинальд Кеннет Дуайт, взявший себе имя Элтон Джон, — одна из самых ярких звёзд эпохи блеска и гламура 1970-х. Его желания начали сбываться, дела пошли в гору. Путешествие наконец-то началось. Он отыскал дорогу из жёлтого кирпича. Его цель — Изумрудный город, где все предметы сияют зеленью банкнот и усыпаны драгоценными камнями... Но не всё так гладко в сказочном королевстве. Кое-кому хочется из него сбежать...

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

1973 год. Великобритания вступает в Европейское экономическое сообщество. На экраны выходит леденящий душу «Изгоняющий дьявола». Группа AC/DC делает первые шаги, а The Doors объявляют о распаде. На этом фоне 26-летний Реджинальд Кеннет Дуайт, уже известный миру как Элтон Джон, купается в лучах недавнего триумфа. Шестой альбом, иронично названный «Don't Shoot Me I'm Only the Piano Player» (1972), утвердил его звёздный статус.

В советском журнале «Кругозор» название было истолковано так: «"Не стреляйте в меня, я всего лишь пианист" — эта полная горькой иронии фраза — название одной из долгоиграющих пластинок Элтона Джона, по мнению этого английского композитора и исполнителя, наиболее точно характеризует атмосферу концертов современной популярной музыки на Западе, с присущим ин обычным набором явно не музыкальных атрибутов — усиленных нарядов полиции, бригад скорой медицинской помощи, бронированных машин, в которых привозят для выступлений очередных "звёзд" музыкального шоу-бизнеса».

Вместо того чтобы почивать на лаврах, Элтон и его бессменный соавтор — поэт Берни Топин — затевают ещё более амбициозный проект. В глубине души они боятся, что всё может рухнуть в любую секунду... И решают создать альбом, центральными темами которой должны были стать ностальгия, взросление и чувство утраты юношеской простоты и невинности.

Говорить об Элтоне Джоне, не упомянув его автора текстов, невозможно. Берни Топин — автор текстов большинства песен Элтона Джона. Для «Goodbye Yellow Brick Road» он написал слова для всех 17 песен. Они познакомились ещё в 1967 году, когда откликнулись на газетное объявление о поиске текстовиков и музыкантов.

-2

Монументальный труд, насыщенный сложными аранжировками и игрой с жанрами, был записан всего за две недели. Сначала группа отправилась на Ямайку, но утончённые англичане были обескуражены тем фактом, что студия была окружена колючей проволокой, а тут и там сновали ребята с оружием. Обстановка не располагала к творчеству. Они предпочли собрать чемоданы и отправились в безопасную Францию. Спасительным пристанищем для банды музыкантов стало Шато д'Эрувиль с оборудованной студией.

Сам Элтон Джон позже вспоминал стремительный творческий марафон: «Я писал за завтраком, сидя за столом. Группа присоединилась. К моменту завершения завтрака умы написали и отрепетировали две песни. Затем отправились в студию и записали их. Парни исполняли бэк-вокал, пока я валялся в постели. Это был пик наших возможностей».

-3

Альбом «Goodbye Yellow Brick Road» начинается не с ожидаемого хита, а с фанфар 11-минутной прогрессив-рок сюиты. На двух пластинках уместилось невероятное стилистическое разнообразие: от дурашливой поп-музыки и жёсткого рок-н-ролла до сентиментального реквиема по Мэрилин Монро.

Баланс между меланхоличными балладами и безудержными рок-композициями во многом сработал на магию альбома. «Goodbye Yellow Brick Road» говорил со слушателем на всех языках от интеллектуального рока до простой танцевальной музыки, не теряя целостности повествования.

Элтон Джон знал: если он планировал выпустить двойной альбом в 1973 году, он должен быть не просто хорошим. Он должен быть потрясающим! Это был символ статуса, требующий всеобщего внимания. Только рок-гиганты выпускали двойные альбомы.

-4

Эмоциональным и смысловым эпицентром эпического произведения, несомненно, стала заглавная композиция — «Goodbye Yellow Brick Road», классическая фортепианная баллада Элтона Джона, но с текстом, который выходил за рамки типичной любовной истории.

Главный образ был взят из фильма «Волшебник страны Оз» 1939 года, в котором дорога из жёлтого кирпича вела Дороти и её друзей к исполнению желаний.

Однако Берни Топин представил символ по-своему, рассказав о своём пути, начиная с самых низов. Его герой не стремится к Изумрудному городу, а, напротив, отказывается от него: «Это история о деревенском парне, который отправляется в большой город, к всеобъемлющему миру славы. Рок-н-ролл — оправдывает ли он ожидания? Возможно, и нет».

-5

В тексте обозначены разрыв с миром роскоши, где героя держат подобно домашнему питомцу, и стремление вернуться к простоте фермерских полей. Для самого Топина эта тема была актуальна. Наблюдая за экстравагантной жизнью Элтона Джона, он остро чувствовал внутренний конфликт между звёздными излишествами и необходимостью душевного покоя.

Берни Топин объяснял: «В тот период я переживал из-за того, что мне нужно вернуться к своим корням. Не думаю, что я отказывался от успеха… Просто надеялся, что существует некая золотая середина, которая позволит мне существовать в более спокойной обстановке. По наивности я верил, что смогу добиться этого уже в юном возрасте. Но пришлось пройти долгий путь и школу ударов судьбы, прежде чем я смог приблизиться к цели».

«Когда ты остепенишься?
Когда вернёшься на землю?
Мне бы сидеть на ферме,
Мне бы послушаться своего старика.

Знаешь, ты не сможешь удерживать меня вечно,
Я на это не подписывался.
Я не подарок, который распечатают твои друзья,
Этот парень ещё слишком молод, чтобы петь блюз.

Так прощай, дорога из жёлтого кирпича,
Где воют псы из общества,
Меня не запрёшь в пентхаусе,
Я пойду за плугом.

Назад, к уханью сов в лесах,
К охоте на жаб.
О, наконец я решил, где скрыто моё будущее:
Оно там, за пределами дороги из жёлтого кирпича.

Что будешь после этого делать?
Держу пари, это сшибёт твой самолёт.
Тебе понадобятся водка и тоник,
Чтобы снова подняться на ноги.

Может, ты найдёшь замену,
Таких, как я, много вокруг:
Дворняг, у которых нет ни пенни,
Вынюхивающих лакомые кусочки вроде тебя!»

Но в устах Элтона Джона даже горькие и обличительные строки о дворнягах, у которых нет ни гроша, превратились в гимн личностной свободы, прославляющий смелое решение выбрать свой путь, пусть и более трудный.

Вокал совершает эволюцию от смиренного, почти разговорного напева в куплетах до пронзительного, освобождающего фальцета в припеве. Продюсер Гас Даджен позже отмечал: «Многие спрашивали, не ускорили ли мы запись, но нет. Это Элтон собственной персоной. Он просто решил спеть странным для себя образом».

Элтон Джон уже был звездой, но альбом «Goodbye Yellow Brick Road» сделал его мегазвездой. Пластинка стала платиновой семь раз, продержалась на первом месте восемь недель и разошлась тиражом более 30 миллионов экземпляров, а её заглавный трек вошёл в число самых узнаваемых песен в истории поп-музыки. На гребне своей суперзвёздности Элтон Джон через слова Берни Топина заговорил о тоске по более простым временам и утерянной подлинности жизни.

Герой песни уходит с дороги из жёлтого кирпича с её воющими псами. Но для Элтона Джона эта дорога стала извилистым путём, который привел его в пантеон вечных легенд.

Вступительные слова «Когда ты остепенишься? / Когда вернёшься на землю?» звучат почти как насмешка, потому что песня так и не приземляется и не остепеняется. Она движется в двух направлениях одновременно: бесконечный подъём и плавное падение, которое никогда не достигает дна. В тот момент, когда развязка вроде бы близка, звучит невероятный припев...

В гармонию, прочно удерживающую песню в одной тональности, в припеве внезапно врывается чужеродный аккорд. Ему здесь не место, и он поражает каждый раз, когда его слышишь. Музыка без слов напоминает, что всё не так, как кажется. А в жизни есть место для неожиданных открытий...

Кажется, припев «Goodbye Yellow Brick Road» звучит в каком-то ином пространственно-временном континууме. Элтон Джон словно приоткрывает завесу, чтобы мы могли мельком увидеть нечто прекрасное, но и тревожное. А потом со вздохом вернулись к привычному существованию. Но если ты хотя бы мельком увидел эту дорогу из жёлтого кирпича, мир уже никогда не будет прежним...

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!