Найти в Дзене
Рисую в 50

Кнут с колокольчиками. Шедевральные карикатуры Юрия Кособукина

В одном из интервью Юрий Кособукин, отвечая на вопрос, какое открытие человечества он считает самым важным, сказал: «Кисточка, карандаш и резинка». В этой фразе был весь он — умнейший художник с глазами грустного клоуна, который показывал этот мир через меланхоличные, точные, щемящие карикатуры. Наделённый невероятным талантом чувствовать людей, он ловил и показывал самую их суть, слабости и беды, заставляя зрителей узнавать в героях себя. Его жизненный путь определила случайная встреча на сибирской лесосеке, где студент Харьковского авиационного института Юрий Кособукин подрабатывал на строительстве дороги Тюмень — Сургут. Именно там он познакомился с Всеволодом Арсеньевым, журналистом, фотокорреспондентом и самобытным художником-карикатуристом «Комсомольской правды». Сошлись, разговорились, разоткровенничались, и Юрий, проникнувшись доверием к москвичу, решился показать ему свои рисунки. Арсеньев был впечатлён уровнем работ и посоветовал молодому товарищу непременно прислать работы

В одном из интервью Юрий Кособукин, отвечая на вопрос, какое открытие человечества он считает самым важным, сказал: «Кисточка, карандаш и резинка». В этой фразе был весь он — умнейший художник с глазами грустного клоуна, который показывал этот мир через меланхоличные, точные, щемящие карикатуры. Наделённый невероятным талантом чувствовать людей, он ловил и показывал самую их суть, слабости и беды, заставляя зрителей узнавать в героях себя.

Его жизненный путь определила случайная встреча на сибирской лесосеке, где студент Харьковского авиационного института Юрий Кособукин подрабатывал на строительстве дороги Тюмень — Сургут. Именно там он познакомился с Всеволодом Арсеньевым, журналистом, фотокорреспондентом и самобытным художником-карикатуристом «Комсомольской правды».

Сошлись, разговорились, разоткровенничались, и Юрий, проникнувшись доверием к москвичу, решился показать ему свои рисунки. Арсеньев был впечатлён уровнем работ и посоветовал молодому товарищу непременно прислать работы в редакцию: опытный автор уже тогда разглядел в скромном студенте большой юмористический и сатирический потенциал.

В 1976 году карикатура Кособукина впервые была опубликована в «Комсомольской правде», а спустя тридцать лет он снова вернулся в Сургут, но теперь уже в качестве знаменитого мастера и триумфатора проводившегося здесь 3-го Карикатурума.

«Если и есть на международном уровне выдающаяся фигура в области графического юмора, то это Юрий Кособукин, — писал о нём его коллега Франсиско Суарез. — Он обладал способностью делать невидимое видимым и указывать на пороки, недостатки общества и людей. Он десакрализировал всё непристойное и абсурдное в нашем существовании, разоблачал несправедливость, коррупцию, эгоизм, догматизм, конфликты, манипуляции прессы, бедность, ложь, загрязнение окружающей среды, невежество и множество других зол, которые существуют в этом неспокойном мире».

Франсиско Суарез сравнивал сатирические карикатуры Кособукина с кнутом с колокольчиками, чьи удары не только хлёсткие, но и привлекают внимание окружающих своим звоном. Они как погремушка шута, обладающего привилегией говорить неудобную и колкую правду в лицо правителю.

Кособукин создал около 30 тысяч работ, и каждая из них несла жизненную правду, понятную всем. Он был желанным гостем на всех мировых конкурсах карикатур, куда его приглашали в качестве автора и члена жюри.

Юрий Артёмович был не просто художником-карикатуристом, а настоящим виртуозом сатиры, показывая с её помощью сцены повседневной жизни. Он демонстрировал изнанку человеческих амбиций и поступков, которые нередко выглядели удручающе и отталкивающе.

«Все карикатуристы в своей жизни пытаются пародировать то, что видят, — признавался Юрий Кособукин. — Я работал с персонажами, которых мог изобразить. С другой стороны, я пытался создавать героев, являющихся символами своего класса. Я люблю простых людей и чувствую себя с ними на одной волне. И верю в гуманистическое движение, которое учит нас быть добрее друг к другу».

Героями его карикатур становились люди, оказавшиеся на обочине жизни и попавшие в сложные условия: алкоголики, зеки, попрошайки, нищие. Чтобы подчеркнуть низкий социальный статус персонажей, Кособукин изображал их с недельной щетиной на лице и в потрёпанной одежде, покрытой заплатками.

-10

Со своими нелепыми, смешными, трогательно-грустными небритыми человечками из народа Юрий Кособукин собрал почти 500 международных наград, из них свыше ста гран-при и первых призов.

Этот показатель до сих пор не побит, и у карикатуриста была отличная возможность попасть с ним в Книгу рекордов Гиннеса. Но он был человеком скромным и лишней славы не искал. Рисовал так, как чувствовал, и именно поэтому его искренние, душевные работы трогали сердца людей, минуя языковые, политические и культурные барьеры.

Этим рисунком коллеги почтили память замечательного карикатуриста.
Этим рисунком коллеги почтили память замечательного карикатуриста.