Найти в Дзене
Белый Царь

Родина Белого Царя

В прошедшие выходные я отправился на свою малую родину, в село Островское Костромской области, которое ранее носило название Семёновское. В 1956 году Семёновское было переименовано в Островское в честь драматурга А. Н. Островского, жившего в усадьбе Щелыково, расположенной в Островском районе. Это место хранит древнюю историю, уходящую корнями в XIII век. Впервые Семёновское упоминается в летописях под 1259 годом, но его расцвет связан с эпохой Ивана Калиты и его сына — великого князя Симеона Ивановича Гордого (1317–1353). Название села появилось именно при Симеоне, который уже титуловался не просто великим князем Московским, а «великим князем всея Руси». Летописи подчёркивают его власть: «Все князья русские даны были под руку Симеона», — и он собирал князей, напоминая, что Русь сильна только при единстве под старшим. Почему же село в далёкой Костромской земле получило имя в честь "московского" князя? Ведь обычно вотчины называли по именам местных владельцев — как например другие кос
Оглавление

В прошедшие выходные я отправился на свою малую родину, в село Островское Костромской области, которое ранее носило название Семёновское.

В 1956 году Семёновское было переименовано в Островское в честь драматурга А. Н. Островского, жившего в усадьбе Щелыково, расположенной в Островском районе.

Это место хранит древнюю историю, уходящую корнями в XIII век. Впервые Семёновское упоминается в летописях под 1259 годом, но его расцвет связан с эпохой Ивана Калиты и его сына — великого князя Симеона Ивановича Гордого (1317–1353).

Семёновское - вотчина Великого Князя всея Руси

Название села появилось именно при Симеоне, который уже титуловался не просто великим князем Московским, а «великим князем всея Руси». Летописи подчёркивают его власть: «Все князья русские даны были под руку Симеона», — и он собирал князей, напоминая, что Русь сильна только при единстве под старшим. Почему же село в далёкой Костромской земле получило имя в честь "московского" князя? Ведь обычно вотчины называли по именам местных владельцев — как например другие костромские поселения: Адашево, Апраксино или Шувалово.

Ответ кроется в статусе Семёновского как «потешного» и опричного поселения. Такие сёла, включая соседнее Александровское, входили в завещания русских князей и царей, начиная с Ивана Калиты (завещание 1328 года) как вотчина - родовой надел.

Семеновское - Островское и Александровское.
Семеновское - Островское и Александровское.

Родовой надел Цариц - Опричь

'Село", оно же Опричь, оно же Слобода, оно же Святый Олександр, оно же
Александровская слобода. Опричь - это родовой надел, который передавался
в царском роду Великой княгине и
не делился между сыновьями.

Слово «опричь» в русском языке означало «кроме», «вне», «за пределами» или
«отдельно». Оно использовалось для обозначения исключения или выделения
чего-либо из общего. Например, в Древней Руси так называли часть
имущества, выделяемую вдове умершего князя, отдельно от наследства,
передаваемого другим наследникам.

Александровская слобода и до Ивана Грозного была Опричью и известна со времён Ивана Калиты и его сына Симеона Гордого и упоминается в их духовных
завещаниях как
женский родовой надел.

Место правления Ивана Грозного и его отца Василия 3 и более ранних Великих князей.

"А что село Павловское, бабы нашее купля, и Новое селце, что есмь купил, и
Олександр святыи, что есмь купил на Костроме, то
даю княгини своеи".

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/ivan1.htm

«Александр святый», прямо или косвенно, упоминается и в других грамотах того времени. Кн. Симеон Иоаннович в грамоте (1354 г.) указывает:

«село на Костроме Олександровьское… дал есмь своей Княгине».

По слову же его брата Иоанна Иоанновича (ок. 1358 г), «…село Павловьское дал есмь святому Олександру в прокъ, собе в память».

Духовные и договорные грамоты. С. 14. и С. 19.

Передача этого села от Калиты → его вдове, а затем от Симеона Гордого → его вдове, является важнейшим аргументом в пользу того, что оно считалось родовым наделом великих княгинь - ОПРИЧЬЮ.

Подумайте сами, где должна была находиться столица опричи: на окраине или в центере
Подумайте сами, где должна была находиться столица опричи: на окраине или в центере

Религиозный статус сел: упоминание у Ивана Красного о даче села Павловского «святому Олександру в прок» (т.е. на помин души) указывает на особый сакральный статус этого места, связанного с культом святого Александра Невского.

Потешные села

В истории Руси были известны два потешных села. И оба на Костромской земле, причем упомянуты в завещании Великого князя Симеона Гордого и Ивана Калиты.

Семеновское названо в честь князя Симеона Гордого.

Александровское названо в честь Святого Александра "Невского".

Оба села находятся во владениях Меря - ВолодиМерии.

ВолодиМерия на Костромской земле
ВолодиМерия на Костромской земле
Владения Великих князей, Владеющих Меря на Костромской земле. В пределах рек Мера и Суздаль
Владения Великих князей, Владеющих Меря на Костромской земле. В пределах рек Мера и Суздаль
"сел (о) Семеновьское Володимерьское волости, что есмь купил у Овци оу Ивана, сел(о) на Костромѣ Олександровьское."

Потешное село Святой Александр упомянуты и у отца Симеона Гордого - великого князя Ивана Калиты. Вот как оно указано во втором духовном завещании.

"А что село Павловское, бабы нашее купля, и Новое селце, что есмь купил, и Олександр Святыи, что есмь купил на Костроме, то даю княгини своеи".

Кстати, Калита на языке Меря обозначало - кошель.

Эти же сёла являлись и вотчинными землями Царя Бориса Годунова, который тоже чудесным образом жил на этой же земле и владел этими сёлами.

Почему они были потешные? Потеха - это соколиная охота, одна из регалий царской власти.

Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты. 1900. Илья Ефимович Репин
Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты. 1900. Илья Ефимович Репин

«Потеха» — это не просто развлечения, а соколиная охота, любимое занятие правителей Руси. В Семёновском специально устроили Птичий двор и Сокольничий двор для разведения и тренировки соколов. Эти птицы были символом княжеской мощи: охота с ними демонстрировала мастерство и статус. Подробнее о традициях соколиной охоты можно почитать здесь.

Как вы понимаете, история была искажена и тут, Потешными эти села стали задолго до Петра 1.

Младшая дружина для сыновей Великого Князя, растившихся в родовом наделе, в XI–XIII веках формировалась из молодых княжеских и боярских детей и детей знати, набираемых князем для службы при дворе и в походах, с акцентом на лояльность и подготовку к элите. Живя при дворе, отроки-жильцы обслуживали сына Великого князя как домашняя прислуга: сопровождали в выездах, работали телохранителями, участвовали в пирах, охоте и поручениях по управлению.

Потешные - дети боярские и княжичы: Сыновья бояр старшей дружины и удельных князей отправлялись ко двору Великого Князя в Володимерию для военной и административной подготовки, укрепляя вассальную связь.

Князь лично отбирал кандидатов для будущей свиты своего сына по рекомендации старшей дружины или воевод, размещая их в дворцовых слободах для обучения бою, охоте и управлению. Численность потешных в Семеновском доходила до 100–300 человек, они получали содержание (кормление, оружие) и землю в уделах; со временем повышались в статусе за службу.

Поэтому я предлагаю нашим АКАДЕМИЧЕСКИМ ИСТОРИКАМ изучить названия соседних сел и деревень, а заодно узнать, кто в них жил.

Искаженная история и потухшая слава

На нашей древней костромской земле проживала военная аристократия Руси,
формировавшая Опричнину и создатели новых полков иноземного строя:
Семеновского полка и Преображенского полка, в которых служило очень много моих земляков:

  1. Лермонтовы шведский наемник, участвовавший в создании полков иноземного строя.
  2. Пушкины (сокольничий при Романовых) в Новинках.
  3. Фон-Менгдены (Потомки магистра тевтонского ордена) - формировавшие Преображенский Приказ из Семеновских потешных.
  4. Рюрикович Афанасий Вяземский (Опричник) в Логиново и Семеновское.
  5. Малюта Скуратов (Опричник) в Кинешме.
  6. Кутузовы в Щелыково.
  7. Рюриковичи Лобановы - Ростовские. Стольники Патриарха Филарета.
  8. Трубецкие (древний боярский род) в Иванковица.
  9. Борятинские (древний боярский род) в Красной поляне и Акулово.
  10. Воронцовы (канцлер Империи) в Клеванцово.
  11. Рюриковичи Пожарские (Лидер ополчения - Победитель Смуты) в Угольском.
  12. Рюриковичи Ляпуновы (Лидеры ополчения ) в Покровском.
  13. Рюриковичи Вадбольские (Белозерские) в Борютино.
  14. Рюриковичи Оболенские в Косьмодемьянском. Овчина Оболенский - фаворит великой княгини Елены Глинской и возможный отец царя Ивана IV
  15. Козловские. Стольники Патриарха Филарета в Козловке.
  16. Невельские (польский род, адмирал) в Березовке.
  17. Годуновы в Семеновском и Твердово.
  18. и неожиданно...другие русские цари в Александровском (Святой Олександр или Александровская Слобода).

Я с детства знал, что история Руси была искажена, как и история моего рода - рода Белых Царей.

Надеюсь, скоро правда восторжествует.